Обучение правилам рационального питания
В работе со школьниками 9-11 классов используют преимущественно научные данные, направляют санитарно-гигиеническое воспитание не только на сохранение здоровья учеников, но и на просвещение молодежи как будущих родителей.
Тема 1 Анатомическое и гистологическое строение тканей зуба, периодонта, пародонта. | Содержание | ||
1. | Анатомическое и гистологическое строение тканей зуба, периодонта, пародонта | ||
2. | Особенности строения различных групп зубов | ||
3. | Признаки принадлежности зубов | ||
4. | Особенности молочных зубов | ||
5. | Сроки прорезывания зубов | ||
6. | Строение периодонта (волокна периодонта, клеточный состав, кровоснабжение и иннервация) | ||
7. | Строение пародонта (строение десны, альвеолярного отростка) | ||
Практические занятия | |||
1. | Анатомическое и гистологическое строение тканей зуба, периодонта и пародонта | ||
Тема 2 Цели и задачи гигиены полости рта при проведении мероприятий первичной профилактики. | Содержание | ||
1. | Цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта | ||
2. | Механизм влияния зубного налета на развитие кариеса и заболеваний пародонта | ||
3. | Первичная, вторичная и третичная профилактика - определение, методы осуществления. | ||
Самостоятельная работа при изучении разделов. 1. Работа с учебниками, атласами, конспектами 2. Самостоятельное изучение алгоритмов практических манипуляций | |||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. 1. Работа с учебниками и атласами. 2. Зарисовка схем анатомического строения зубов, тканей периодонта и пародонта. 3. Подготовка доклада к теме «Индексная оценка состояния тканей полости рта». 5. Составление таблицы «Виды зубных отложений и их сравнительная характеристика». 6. Зарисовка схемы гистологического строения эмали и дентина. 7. Зарисовка схем определения индексов гигиены полости рта. | |||
Тема 3 Методы чистки зубов. | Содержание | ||
1. | Методика проведения стандартного метода чистки зубов | ||
2. | Другие методы чистки зубов | ||
3. | Принципы и этапы контролируемой гигиены полости рта | ||
Практические занятия | |||
1. | Стандартный метод чистки зубов | ||
2. | Другие методы чистки зубов. Контролируемая гигиена полости рта. | ||
Тема 4 Основные средства гигиены полости рта. | Содержание | ||
1. | Классификации зубных щеток | ||
2. | Преимущества и недостатки зубных щеток из натуральной щетины, искусственной щетины | ||
3. | Положительные и отрицательные стороны применения электрических зубных щеток | ||
4. | Правила подбора зубных щеток и ухода за ними | ||
5. | Состав зубных паст, классификация, свойства | ||
6. | Состав и свойства зубных порошков | ||
7. | Жидкие зубные пасты, гели, их состав, свойства, показания к использованию. | ||
Практические занятия. | |||
1. | Зубные щетки – классификации, характеристика, показания к применению | ||
2. | Электрические зубные щетки. Правила выбора зубных щеток и ухода за ними | ||
3. | Состав зубных паст. Классификация. Противокариозные зубные пасты. Зубные пасты с биологически – активными веществами и растительными экстрактами. | ||
4. | Содосодержащие, солесодержащие, отбеливающие зубные пасты, зубные пасты с ферментами и применяемые при повышенной чувствительности зубов. Зубные порошки. | ||
Тема 5 Дополнительные средства гигиены полости рта. | Содержание | ||
1. | Интердентальные средства гигиены полости рта (флоссы и зубочистки) - виды, характеристика, методика применения | ||
2. | Характеристика, показания к применению и методика применения ирригаторов | ||
3. | Методика применения, характеристика и виды межзубных стимуляторов | ||
4. | Жидкие средства гигиены полости рта - состав, свойства, виды, показания к применению . | ||
5. | Состав, виды, свойства, показания к применению, рекомендации по применению жевательных резинок | ||
Практические занятия | |||
1. | Интердентальные средства гигиены полости рта - флоссы, зубочистки, межзубные стимуляторы. Ирригаторы | ||
2. | Жидкие средства гигиены полости рта - ополаскиватели, эликсиры. Жевательные резинки. | ||
3. | Индивидуальный подбор дополнительных средств гигиены полости рта | ||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. 1. Работа с литературой 2. Составление бесед по теме «Дополнительные средства гигиены полости рта» 3. Подготовка брошюр и памяток по теме «Методы чистки зубов» 4. Подготовка санитарных бюллетеней по темам «Основные и дополнительные средства гигиены полости рта» 5. Составление тестовых заданий к теме «Стоматологическая культура» 6. Подготовка материала к проведению «Стоматологическая культура» 7. Составление последовательности действий при применении дополнительных средств индивидуальной гигиены полости рта 8. Составление таблиц «Средства гигиены полости рта» 9. Составление бесед к темам раздела «Осуществление индивидуальной гигиены полости рта» 10. Подготовка рефератов к темам раздела «Осуществление индивидуальной гигиены полости рта» 11. Работа с Интернет-ресурсами | |||
II. СЦЕНАРНЫЕ ПЛАНЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
ТЕМА: КРЕПКИЕ-КРЕПКИЕ ЗУБЫ
(Учитель начальных классов МОУ «Бендерская гимназия № 1» Приднестровской республики, Кубарская С.М.)
Почему болят зубы?
I. Игра "Можно-нельзя".
- Вспомним советы доктора Здоровая Пища. Какие продукты он рекомендует есть, чтобы попасть в страну Здоровячков, а какие нет. Повторим слова, которые должны помнить:
Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
(Можно составить меню на день).
II.Беседа по теме.
- Что помогает переваривать пищу?
- Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб - новый на его месте уже не вырастет.
III. Работа со стихотворением С . Михалкова "Как у вашей Любы"...
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас! -
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
-Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять!...
-Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
-Почему появилось повреждение?
Оздоровительная минутка.
Упражнение "Держи осанку".
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кистями.
-Зубы покрытыэмалью. Она твердая; защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес).
Зуб - это живой орган.Каждый зуб состоит из трех основных частей:
- коронка -часть зуба, котораявидна в полости рта;
-корень- частьзуба, которая располагается в челюсти;
-шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
- Дырка взубе - всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам...
Рисование.
- Нарисуйте зуб-Замок, в котором поселилась Зубная Боль. Где будет вход в Замок? (Это дырочка.)
- Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход. Зуб перестанет болеть.)
-Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу.)
Чтобы зубы были здоровыми
- Что вредно для зубов:
- грызть орехи;
'- есть очень холодную и очень горячую пищу;
- есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
Упражнение "Спрятанный сахар".
(Дети приносят этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)
- Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сахар (сахар, коричневый сахар, сиропы, мед, мальтоза, фруктоза, цукроза).
- Разделим этикетки на две части: с высоким содержанием сахара и низким.
- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Доктор Здоровая Пища советует есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.)
Ш. Оздоровительная минутка. "Сотвори солнце в себе".
В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце всебе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром,звездочка стала еще. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как Солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).