Стоматология (базовый уровень)
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ
Методические рекомендации по выполнению практических работ
Для специальности
Стоматология (базовый уровень)
Великий Новгород
Рекомендовано
предметной
(цикловой) комиссией
Протокол № 1 от 14.09.11
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
Пасько В.В.
Разработчик
Мокрова А.Ю. - преподаватель дисциплины «Дерматовенерология» Медицинского колледжа МПК НовГУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Содержание | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Техника безопасности и правила поведения на практических занятиях | |
4. | Тематический план учебной дисциплины | |
5. | Содержание практических занятий | |
5.1 | Практическое занятие №1 (6 часов) Тема 2.2. Аллергические заболевания кожи. Дерматиты, токсикодермии. Экзема. Патологический дерматит. Крапивница. Отек Квинке. | |
5.2 | Практическое занятие №2 (6 часов) Тема: 2.3. Неинфекционные болезни кожи. Болезни кожи с мультифакторной и аутоиммунной этиологией. Псориаз. Красный плоский лишай. Склеродермия красная волчанка. Болезни волос, сальных желез. Новообразование кожи. | |
5.3 | Практическое занятие №3 ( 6 часов) Тема 2.6. Вирусные заболевания кожи. Герпетическая инфекция (простой герпес, опоясывающий лишай). Бородавки. Контагиозный моллюск. Остроконечные кондиломы. Понятие о туберкулезе. | |
5.4 | Практическое занятие №4 (6 часов) Тема: 3.2. Клинические проявления Сифилис I, II, III. Врожденный сифилис. Профилактика инфекций, передающихся преимущественно половым путем. | |
6. | Список литературы |
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Дерматовенерология» предназначены для студентов специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) и являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Разработаны в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень в области дерматовенерологии, рабочей программой дисциплины, Методическими рекомендациями по разработке комплексного методического обеспечения дисциплины, Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в колледжах НовГУ.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) после изучения дисциплины «Дерматовенерология» студент должен знать:
- систему организации медицинской помощи пациентам с кожными и венерическими заболеваниями;
- причины, пути заражения, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики кожных и венерических заболеваний;
- клинические проявления и течение основных заболеваний слизистой оболочки полости рта.
студент должен уметь:
- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинских работников.
В результате освоения дисциплины обеспечивается выполнение ряда общих требований к образованности выпускника:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию).
Цель изучения дисциплины - научиться использовать в своей будущей практической деятельности полученные теоретические знания и практические навыки.
Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных на таких профессиональных дисциплинах, как:
- «Латинский язык с медицинской терминологией»;
- «Анатомия и физиология человека с топографической анатомией головы и шеи»;
- «Фармакология»;
- «Гигиена и экология человека»;
- «Сестринское дело с инфекционной безопасностью»;
- «Профилактика стоматологических заболеваний и гигиена полости рта».
Проявления на коже часто служат отражением изменений важнейших органов и систем, патологии внутренних органов, центральной нервной системы, эндокринной системы, нарушений адаптационных механизмов организма.
Отличительной особенностью дисциплины «Дерматовенерология» является непосредственная ориентация на манипуляции, особенности диспансеризации больных с поражением слизистых оболочек полости рта и губ, которые очень часто являются проявлением многих заболеваний, в том числе и сифилиса.
Знания и умения, полученные после изучения дисциплины «Дерматовенерология» позволяют выпускнику применять их в будущей профессиональной деятельности.
Методические указания содержат тематический план, требования техники безопасности и правила поведения на практических занятиях, содержание практических занятий, список рекомендуемой литературы.
Методические рекомендации могут быть использованы студентами при самоподготовке к занятиям и преподавателем для организации деятельности студентов на занятии. При подготовке студента к занятию он должен ознакомиться с учебными целями и учебным материалом. Изучение каждой темы сопровождается контролем знаний и умений.
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Общие требования:
- К работе в учебном кабинете, а также в отделении стационара допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда, технике безопасности и противопожарной безопасности с отметкой в специальном журнале.
Перед началом практического занятия:
-студенту необходимоубедиться в отсутствии видимых повреждений рабочего места и инструментария;
- рабочее место студента не должно быть загромождено, проходы должны быть свободными;
- студент должен приходить в кабинет только в медицинском халате, колпаке и сменной обуви;
- запрещаетсяпересаживаться или ходить по кабинету без разрешения преподавателя, а также вносить в кабинет верхнюю одежду или входить в верхней одежде и уличной обуви;
Во время работы:
- студент может начинать работу с использованием инструментария только после разрешения преподавателя;
- аккуратно работать с колющими и режущими предметами (инструментами);
- не работать с неисправным инструментарием;
- не разбрасывать инструменты, перевязочный материал, использованные ампулы, флаконы и другую лабораторную посуду;
- соблюдать показания к надеванию маски;
- запрещается размещать на рабочем столе посторонние предметы;
- не отвлекаться и не отвлекать других студентов посторонними разговорами и занятиями.
В случае получения травмы или плохого самочувствия студенту необходимо немедленно сообщить преподавателю о случившемся и приступить к оказанию первой медицинской помощи.
После окончания работы:
-студенту необходимо убрать свое рабочее место, провести санитарную обработку.
В случае обнаружения пожара каждый студент обязан:
- немедленно сообщить об этом преподавателю, старшей медицинской сестре отделения, и в пожарную охрану по телефону 01;
- отключить электроприборы и оборудование, отключить вентиляцию
- участвовать в эвакуации людей;;
-приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
2. Тематический план
Учебной дисциплины: «Дерматовенерология»
Специальность: 060105 Стоматология (базовый уровень)
Форма обучения – очная
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента, час. | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Раздел 1. Введение. | - | - | |||
1.1 | Система организации помощи пациентам, страдающим кожными заболеваниями инфекциями передающимися преимущественно половым путем. Этические и юридические аспекты дерматовенерологии. | - | - | |||
2. | Раздел 2. Частная дерматовенерология. | |||||
2.1 | Общие вопросы этиологии, патогенеза заболеваний кожи. Основы диагностики. Принципы общей и местной теории. | |||||
2.2. | Аллергические заболевания кожи. Дерматиты, токсикодермии. Экзема. Патологический дерматит. Крапивница. Отек Квинке | |||||
2.3 | Неинфекционные болезни кожи. Болезни кожи с мультифакториальной и аутоиммунной этиологией. Псориаз. Красный плоский лишай. Склеродермия красная волчанка. Болезни волос, сальных желез. Новообразование кожи. | |||||
2.4 | Инфекционные болезни кожи. Гнойничковые заболевания кожи. Стрептодермии и стафиллодермии. Пиодермиты смешанной этиологии. Паразитарные заболевания кожи. Чесотка. Педикулез – понятие | |||||
2.5 | Грибковые заболевания кожи, ногтей, слизистой оболочки полости рта. Онихомикозы. Трихомикозы (Микроспория. Трихофития) | |||||
2.6 | Вирусные заболевания кожи слизистой оболочки полости рта. Герпетическая инфекция (простой герпес, опоясывающий лишай). Бородавки. Контагиозный молюск. Остроконечные кондиломы. Понятие о туберкулезе кожи | |||||
3. | Раздел 3. Инфекции передающиеся преимущественно половым путем | |||||
3.1. | Понятие об инфекциях, передающихся половым путем. Венерические заболевания. Урогенитальный хламидиоз. Трихомониаз. Гонорея у мужчин, женщин, детей | |||||
3.2 | Клинические проявления Сифилис I, II, III. Врожденный сифилис. Профилактика инфекций, передающихся преимущественно половым путем. | - | ||||
Всего: |
Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (6 часов)
Список литературы
Основная литература
1. Новиков А.И. Кожные и венерические болезни. Практикум: Учебное пособие/ А.И.Новиков. –Ростов н,Д: Феникс, 2007. – 96 с.
2. Новиков А.И. Кожные и венерические болезни. Тестовый контроль: Учебное пособие/ А.И.Новиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
3. Самцов А.В., Барбинов В.В. Дерматовенерология: учебник для медицинских вузов/ А.В.Самцов, В.В.Барбинов. – СПб: СпецЛит, 2008. – 352 с.
4. Шевчук Д.А. Дерматовенерология: Конспект лекций/ Д.А.Шевчук. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288 с.
Дополнительная литература
5. Архангельский С.П. Лечение кожных болезней (руководство для фельдшеров), Л.: Медицина, 1971. – 206 с.
6. Владимиров Н.Н. Сестринское дело в дерматовенерологии: учебное пособие/ Н.Н.Владимиров, А.В.Вязьмитина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 221 с.
7. Ганчев Б.Б. Дермато-венерологическая терминология./ пер. с болгарского Т.В.Матвеевой. – София: медицина и физкультура, 1968. - 396 с.
8. Демьянович В.П. Венерические болезни(руководство для врачей)/ под ред. М.П.Демьяновича, Н.М.Туранова. – М.: Медгиз, 1956. – 510 с.
9. Желтаков М.М. Кожные и венерические болезни. – Изд. 2-е, перераб. и доп., М.: Медицина, 1964. – 300 с.
10. Зудин Б.И. Кожные и венерические болезни: Учебник. – М.: Медицина, 1990. – 256 с.
11. Машкиллейсон А.Л. Кожные и венерические болезни / А.Л.Машкиллейсон, С.А.Кутин, Е.И.Абрамова; под ред. А.Л.Машкиллейсона. – М.: Медицина, 1986. – 256 с.
12. Павлов С.Т., Шапошников О.К., Самцов В.И., Ильин И.И. Кожные и венерические болезни/ Под ред. О.К.Шапошникова. – М.: медицина, 1985. – 368 с.
13. Самцов В.И. Руководство по кожным и венерическим болезням. – Изд. 2-е испр. и доп. – Л.: Медицина, 1990. – 240 с.
14. Студницын А.А., Стоянов Б.Г. Кожные и венерические болезни. – Изд. 4-е. – М.: Медицина, 1979. – 280 с.
15. Студницын А.А., Стоянов Б.Г. Кожные и венерические болезни. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984.- 272 с.
16. Туранов Н.М. Кожные и венерические болезни. Атлас. / Под ред. Н.М.Туранова, А.А.Студницына, Н.С.Смелова. – М.: Медицина, 1977. - 412 с.
17. Шапошников О.К. Венерические болезни. / Под ред. О.К.Шапошникова. – М.: Медицина, 1980. – 534 с.
18. Шапошников О.К. Венерические болезни( Руководство для врачей). / Под ред. О.К.Шапошникова. – Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991. – 544 с.
19. Ягдовик Н.З.Кожные и венерические заболевания/ Н.З.Ягдовик, М.В.Качук, В.Г.Панкратов. – Мн: Выш.шк., 2000. – 270 с.
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ
Методические рекомендации по выполнению практических работ
Для специальности
Стоматология (базовый уровень)
Великий Новгород
Рекомендовано
предметной
(цикловой) комиссией
Протокол № 1 от 14.09.11
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
Пасько В.В.
Разработчик
Мокрова А.Ю. - преподаватель дисциплины «Дерматовенерология» Медицинского колледжа МПК НовГУ
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Содержание | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Техника безопасности и правила поведения на практических занятиях | |
4. | Тематический план учебной дисциплины | |
5. | Содержание практических занятий | |
5.1 | Практическое занятие №1 (6 часов) Тема 2.2. Аллергические заболевания кожи. Дерматиты, токсикодермии. Экзема. Патологический дерматит. Крапивница. Отек Квинке. | |
5.2 | Практическое занятие №2 (6 часов) Тема: 2.3. Неинфекционные болезни кожи. Болезни кожи с мультифакторной и аутоиммунной этиологией. Псориаз. Красный плоский лишай. Склеродермия красная волчанка. Болезни волос, сальных желез. Новообразование кожи. | |
5.3 | Практическое занятие №3 ( 6 часов) Тема 2.6. Вирусные заболевания кожи. Герпетическая инфекция (простой герпес, опоясывающий лишай). Бородавки. Контагиозный моллюск. Остроконечные кондиломы. Понятие о туберкулезе. | |
5.4 | Практическое занятие №4 (6 часов) Тема: 3.2. Клинические проявления Сифилис I, II, III. Врожденный сифилис. Профилактика инфекций, передающихся преимущественно половым путем. | |
6. | Список литературы |
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Дерматовенерология» предназначены для студентов специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) и являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины. Разработаны в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень в области дерматовенерологии, рабочей программой дисциплины, Методическими рекомендациями по разработке комплексного методического обеспечения дисциплины, Положением о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в колледжах НовГУ.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060105 Стоматология (базовый уровень) после изучения дисциплины «Дерматовенерология» студент должен знать:
- систему организации медицинской помощи пациентам с кожными и венерическими заболеваниями;
- причины, пути заражения, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики кожных и венерических заболеваний;
- клинические проявления и течение основных заболеваний слизистой оболочки полости рта.
студент должен уметь:
- обеспечить инфекционную безопасность пациента и медицинских работников.
В результате освоения дисциплины обеспечивается выполнение ряда общих требований к образованности выпускника:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию).
Цель изучения дисциплины - научиться использовать в своей будущей практической деятельности полученные теоретические знания и практические навыки.
Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных на таких профессиональных дисциплинах, как:
- «Латинский язык с медицинской терминологией»;
- «Анатомия и физиология человека с топографической анатомией головы и шеи»;
- «Фармакология»;
- «Гигиена и экология человека»;
- «Сестринское дело с инфекционной безопасностью»;
- «Профилактика стоматологических заболеваний и гигиена полости рта».
Проявления на коже часто служат отражением изменений важнейших органов и систем, патологии внутренних органов, центральной нервной системы, эндокринной системы, нарушений адаптационных механизмов организма.
Отличительной особенностью дисциплины «Дерматовенерология» является непосредственная ориентация на манипуляции, особенности диспансеризации больных с поражением слизистых оболочек полости рта и губ, которые очень часто являются проявлением многих заболеваний, в том числе и сифилиса.
Знания и умения, полученные после изучения дисциплины «Дерматовенерология» позволяют выпускнику применять их в будущей профессиональной деятельности.
Методические указания содержат тематический план, требования техники безопасности и правила поведения на практических занятиях, содержание практических занятий, список рекомендуемой литературы.
Методические рекомендации могут быть использованы студентами при самоподготовке к занятиям и преподавателем для организации деятельности студентов на занятии. При подготовке студента к занятию он должен ознакомиться с учебными целями и учебным материалом. Изучение каждой темы сопровождается контролем знаний и умений.