Тема: ПОРОКИ РАЗВИТИЯ ОРОФАЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ. ЗАБОЛЕВАНИЯ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА: НЕКАРИОЗНЫЕ ПОРАЖЕНИЯ, КАРИЕС.

Значимость темы.

Пороки развития орофациальной области разнообразны как по этиологии, так и по частоте и степени тяжести. Одни из них сопровождаются лишь косметическими дефектами (двойная губа) или вовсе остаются незамеченными (эпикант), другие ведут к тяжелым функциональным расстройствам уже в неонатальном периоде и могут являться причиной смерти детей раннего возраста.

Часто пороки области головы и шеи сочетаются с нарушениями развития других органов и систем и, таким образом, составляют проявления синдромов нехромосомной этиологии и хромосомных болезней.

Ка́риес (лат. Caries dentium) — это патологический процесс, начинающийся после прорезывания зубов, сопровождающийся деминерализацией и прогрессирующей деструкцией твердых тканей (неорганического компонента) зуба и протеолизом его органического матрикса с образованием дефекта в виде полости. Кариес является одной из самых распространенных форм поражения твердых тканей зубов.

С латинского языка «кариес» переводится как «гниение». Кариес — это заболевание твёрдых тканей зуба. Он поражает мужское и женское население всех возрастных групп, чаще – детей и подростков. По данным ВОЗ, кариесом страдает до 90 % населения, при этом он имеет неодинаковую распространенность в различных регионах земного шара.

Помимо кариеса, наиболее распространенного заболевания зубов, имеется и другая разнообразная патология твердых тканей - некариозные поражения зубов. Некоторые из этих заболеваний (стирание, флюороз, травмы) подробно изучены. Разработаны методы их профилактики и лечения. В возникновении же некоторыхдругих видов поражения твердых тканей еще много неясного в отношении как патогенеза, так и методов эффективного лечения. Сходные симптомы клиническоготечения, особенно в начальном периоде заболевания, нередко затрудняют распознавание некариозных заболеваний зубов, а также дифференциацию их от кариеса. Это диктует необходимость более глубокого всестороннего и в первую очередь морфологического изучения этих заболеваний.

2. Цель занятия:изучить пороки развития челюстно-лицевого скелета и зубов. Уметь распознавать их по патоморфологической картине.

Изучить этиологию и патогенез кариеса. Охарактеризовать морфологию стадий кариеса, пути проникновения инфекции из очага.

Знать отличия кариеса от некариозных поражений твердых тканей зубов, их разновидности.

Студент должен уметь: 1) давать определения понятий пороков развития челюстно-лицевого скелета, зубов и их морфологическую характеристику; 2) давать определение понятия кариес; 3) объяснять этиологию, патоморфологическую картину стадий кариеса; 4) называть и давать характеристику некариозных поражений зубов.

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить нормальное строение зуба;

б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);

в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Определение понятий, патоморфологическая характеристика пороков орофациальной области.

2. Определение понятия кариес.

3. Этиопатогенез кариеса.

4. Патоморфология стадий кариеса.

5. Понятие о некариозных поражениях твердых тканей зубов.

г) выполнить задания п. 7.

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Выучить определения понятий пороков развития орофациальной области.

2. Знать морфологическую характеристику пороков развития.

3. Выучить определение понятия кариес.

4. Изучить этиопатогенез кариеса.

5. Знать морфологическую характеристику стадий кариеса.

6. Знать определения понятий некариозных поражений зубов.

7. Изучить патоморфологические особенности некариозных поражений зубов.

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 375-382.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 401-416.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов .-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.- C. 793-799.

4. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 231-255.

5. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.1: частный курс.-2005.-С.357-361.

6. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С. 68-76, 142-149.

7. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С. 7-10, 76-82.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

10. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

6. Вопросы для самоконтроля:

1. Наиболее частые пороки лица. Определения понятий.

2. Перечислить виды врожденной патологии носа.

3. Виды патологии глазниц и их морфологическая характеристика.

4. Морфологическая характеристика врожденных пороков ушных раковин.

5. Определение понятия «прогнатия».

6. Определение понятия «прогения», «микрогнатия».

7. Определение понятия «агнатия». Осложнения.

8. Виды пороков органов полости рта. Клинико-морфологическая характеристика.

9. Мелкое преддверие полости рта. Клинико-анатомическая характеристика. Прогноз.

10. Определение понятия «болезнь Торнвальда».

11. Морфологическая характеристика основных групп пороков развития зубов.

12. Определение понятия «диастема», «трема» и их характеристика.

13. Виды врожденной патологии слюнных желез. Морфологическая характеристика.

14. Определение понятия «кариес».

15. Этиопатогенез заболевания.

16. Понятие о мягком налете, зубной бляшке.

17. Стадии кариеса.

18. Макроскопическая характеристика стадии пятна.

19. Микроскопическая и химическая характеристика зон белого пятна.

20. Особенности поверхностного кариеса.

21. Понятие о среднем кариесе.

22. Зоны кариозной полости.

23. Понятие о глубоком кариесе.

24. Особенности течения кариозного процесса у детей.

25. Пути распространения одонтогенной инфекции.

26. Понятие о некариозных поражениях твердых тканей зубов, отличия от кариеса.

27. Гипоплазия эмали. Патоморфологическая картина.

28. Клиновидный дефект. Морфологическая картина. Локализация.

29. Повышеннаястираемость зубов. Этиопатогенез. Патоморфология.

30. Флюороз. Этиология. Клинико-морфологические проявления. Исходы.

7. Обязательные задания для выполнения:

1. Вспомнить нормальное строение зуба.

2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

кариес

прогнатия

прогения

макро - микрогнатия

диастема

макро - микростомия

гипер - гипотелоризм

макроглоссия

болезнь Торнвальда

флюороз

эрозия зубов

клиновидные дефекты

кислотный некроз

стирание твердых тканей зуба

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты. Кодограммы.

- расщелина губы односторонняя;

- расщелина губы двусторонняя;

- микрогнатия;

- расщелины неба;

- адентия;

- сверхкомплектные зубы;

- микродентия;

- диастема;

- трема;

- киста шеи;

- кариес в стадии пятна;

- поверхностный кариес зуба;

- средний кариес зуба;

- глубокий кариес зуба;

- зубной налет;

- зубной камень;

- класс 1 кариеса;

- класс 2 кариеса;

- класс 3 кариеса;

- класс 4 кариеса;

- класс 5 кариеса;

- флюороз.

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

Занятие № 14

Тема: БОЛЕЗНИ ПЕРИОДОНТА. ПУЛЬПИТ. АПИКАЛЬНЫЙ ПЕРИОДОНТИТ. РАДИКУЛЯРНАЯ КИСТА. ОДОНТОГЕННАЯ ИНФЕКЦИЯ.

Значимость темы.

Пульпиты и периодонтиты являются самыми частыми осложнениями кариеса. Именно в пульпе развивается начальный воспалительный процесс при прогрессировании кариеса. От его исхода зависит жизнеспособность зуба, а при неблагоприятном развитии воспаления, распространение инфекции и воспалительной реакции на ткани периодонта, пародонта и т. д.

Самой частой одонтогенной приобретенной кистой является киста воспалительного генеза – радикулярная (околокорневая). Причинным зубом для радикулярной кисты может быть практически любой зуб, пораженный кариесом и его осложнениями в любом возрасте. Радикулярные кисты в верхней челюсти встречаются в 2-3 раза чаще, чем в нижней. Знание этиопатогенеза и клинико-морфологической характеристики радикулярной кисты позволит проводить её раннюю диагностику и предотвратить деформацию и разрушение челюстных костей.

Одонтогенная инфекция – инфекция, входными воротами которой является зуб. Распространение инфекционного процесса осуществляется контактным путем. Септическим очагом при становлении инфекционного процесса чаще являются хронические формы хронического апикального периодонтита с обострением, нагноившиеся радикулярные кисты, альвеолиты (воспаление костной альвеолы после удаления зуба).

2. Цель занятия:

Изучить этиологию и патогенез пульпита и периодонтита.

Охарактеризовать морфологию различных форм острого и хронического пульпита и периодонтита, знать их осложнения.

Знать определение понятия, пути распространения одонтогенной инфекции.

Знать патоморфологическую характеристику радикулярной кисты.

Студент должен уметь: 1) давать определение пульпита, периодонтита;

2) характеризовать формы острого и хронического пульпита, периодонтита; 3) объяснять патоморфологическую характеристику радикулярной кисты; 4) давать определение понятия одонтогенной инфекции, знать пути распространения; 5) характеризовать патоморфологическую картину радикулярной кисты.

3. План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить нормальное строение пульпы, периодонта;

б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);

в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Определение понятия пульпит.

2. Этиология, патогенез пульпита.

3. Определение понятия периодонтит.

4. Этиология, патогенез периодонтита.

5. Морфологические формы, исходы и осложнения пульпита.

6. Морфологические формы, исходы и осложнения периодонтита.

7. Патоморфологическая характеристика радикулярной кисты.

8. Этиология, патогенез и пути распространения одонтогенной инфекции.

г) выполнить задания п. 7.

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Выучить определение понятия пульпит.

2. Знать морфологическую характеристику форм острого и хронического пульпита.

3. Выучить определение понятия периодонтит.

4. Знать морфологическую характеристику форм острого и хронического периодонтита.

5. Изучить патоморфологию радикулярной кисты.

6. Знать определение понятия одонтогенной инфекции.

7. Знать пути распространения одонтогенной инфекции.

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 382-393.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 416-431.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов .-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.- C. 799-804,813.

4. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 231-255.

5. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.1: частный курс.-2005.-С.361-363.

6. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С. 68-76, 142-149.

7. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С.10-13.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант

10. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др. ; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии .- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

Вопросы для самоконтроля.

1. Гистологическая характеристика пульпы.

2. Виды общих патологических процессов в пульпе и их клинико-морфологическая характеристика.

3. Определение понятия «пульпит». Этиология. Патогенез.

4. Классификация пульпита. Острый пульпит, характеристика его стадий.

5. Формы хронического пульпита. Клинико-морфологическая характеристика.

6. Определение понятия «периодонтит». Патогенез.

7. Классификация периодонтита.

8. Острый периодонтит. Виды. Морфогенез. Осложнения.

9. Хронический периодонтит. Формы. Морфогенез. Осложнения. Исходы.

10. Понятие о простой, эпителиальной гранулеме и кистогранулеме.

11. Патоморфология радикулярной кисты.

12. Определение понятия, этиопатогенез одонтогенной инфекции.

7. Обязательные задания для выполнения:

1. Вспомнить нормальное строение пульпы, периодонта.

2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

пульпит

периодонтит

гранулема

кистогранулема

радикулярная киста

одонтогенная инфекция

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты. Кодограммы.

- радикулярная киста;

- острый гнойный пульпит;

- острый гнойный апикальный периодонтит;

- простая гранулема;

- эпителиальная гранулема;

- кистогранулема, строение стенки кистогранулемы;

- радикулярная киста, строение стенки радикулярной кисты.

Таблица «Схема развития пульпита и периодонтита».

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

Занятие № 15

Наши рекомендации