Тема. Возбудители дифтерии, клостридиальных и неклостридиальных раневых инфекций
Актуальность темы занятия
В середине 90-х годов прошлого столетия в России возникла эпидемия дифтерии, когда и заболеваемость и смертность от этой инфекции возросла в десятки раз. Основной причиной такой ситуации явились серьезные недостатки организации и проведения иммунизации населения и, как следствие этого, низкий уровень коллективного иммунитета.
Чаще всего патологический процесс при дифтерии локализуется на слизистой зева. Врачи-стоматологи могут первыми обнаружить признаки дифтерии и предпринять все необходимые меры для своевременной госпитализации пациента. Также врачам-стоматологам необходимо знать показания для микробиологических исследований при подозрении на дифтерию.
Раневая анаэробная инфекция - столбняк и газовая гангрена – это редко встречаемые, но опасные инфекции, сопровождающееся высокой смертностью и инвалидизацией. Ранение любой локализации может привести к возникновению этих инфекций. Врачи-стоматологи должны знать особенности возбудителей, уметь правильно произвести забор материала для микробиологического исследования, оценить результаты исследования, знать показания к применению биопрепаратов для специфической профилактики данных заболеваний.
Неспорообразующие анаэробные бактерии составляют основную часть нормальной микрофлоры полости рта и при определенных условиях могут явиться причной гнойно-воспалительных процессов челюстно-лицевой области. Микробиологические методы диагностики являются основными в диагностике таких инфекций.
Вопросы для подготовки
1. Возбудитель дифтерии, классификация, биологические свойства, факторы патогенности. Патогенез и эпидемиология дифтерии. Особенности иммунитета при дифтерии.
2. Методы микробиологической диагностики дифтерии и дифтерийного носительства.
3. Методы оценки напряженности антитоксического иммунитета в эпидситуациях: РНГА и реакция Шика.
4. Специфическая профилактика и лечение дифтерии. Возможные осложнения при серотерапии и их предупреждение.
5. Возбудитель столбняка, классификация, биологические свойства, факторы патогенности. Патогенез и эпидемиология столбняка, иммунитет, методы микробиологической диагностики. Препараты для специфической профилактики и терапии столбняка.
6. Возбудители газовой гангрены, классификация, биологические свойства, факторы патогенности. Патогенез и эпидемиология газовой гангрены. Методы микробиологической диагностики. Препараты для специфической профилактики и терапии газовой гангрены.
7. Неклостридиальные анаэробы – представители нормальной микрофлоры полости рта и возбудители гнойно-воспалительных процессов: пептококки, пептострептококки, бактероиды, фузобактерии, вейлонеллы. Их классификация, биологические свойства, факторы патогенности, методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых неспорообразующими анаэробными микроорганизмами.
8. Язвенно-некротический гингиво-стоматит и ангина Симановского-Венсана
/фузоспирохетоз/: характеристика возбудителей, условия возникновения заболевания, диагностика, дифференциальная диагностика с дифтерией.
Практическая работа
Задание № 1
В приемный покой детской инфекционной больницы поступил ребенок с клиническим диагнозом «Дифтерия зева». Был взят мазок со слизистой зева больного и доставлен в лабораторию. Мазок окрасили по методу Леффлера. Промикроскопируйте мазок и дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какой применен метод диагностики?
2. Как берется мазок со слизистой зева обследуемого?
3. Какие морфологические и тинкториальные особенности присущи возбудителю дифтерии, и проявляются ли они в данном препарате?
4. Какова степень информативности мазка?
5. Можно ли на основании изученного мазка идентифицировать дифтерийную палочку?
Задание № 2
При обследовании детей, имевших контакт с больным дифтерией у двоих из них (В. и С.) были выделены из зева коринеформные бактерии. По представленным демонстрациям определите вид бактерий, выделенных из зева контактных детей В. и С. Опишите ход исследования по дням и сделайте заключение. Все полученные результаты внести в следующую таблицу:
Свойства культуры | Культура больного В. | Культура больного С. |
Морфология | ||
Тинкториальные свойства | ||
Кровяно-теллуритовый агар | ||
Гемолиз | ||
Глюкоза | ||
Сахароза | ||
Крахмал | ||
Мочевина | ||
Проба Пизу | ||
Токсигенность |
Сделать заключение.
Задание № 3
У двух детей Д. (10 лет) и Г. (5 лет) после проведения профилактических прививок поставили РПГА с сывороткой крови этих детей для выявления формирования противодифтерийного антитоксического иммунитета. Проанализируйте результаты РПГА и объясните полученные данные. Диагностический титр 1:20. Все сведения занесите в таблицу:
Разведения сыворотки | 1:10 | 1:20 | 1:40 | 1:80 | 1:160 | 1:320 | К. сыв. | К. анг. |
Сыв. б-го Д. | ||||||||
Сыв. б-го С. |
Сделайте заключение о степени напряженности антитоксического иммунитета у этих детей. Какой использован метод диагностики?
Задание № 4
Изучить посевы анаэробных бактерий на среде Китта-Тароцци, Вильсон-Блера и молоке.
Задание № 5
Промикроскопировать мазок, приготовленный из Cl. Perfringens. Окраска по Граму. Обратить внимание на морфологию и тинкториальные свойства бактерий. Результаты зарисовать.
Задание № 6.
Во время врачебного приема стоматолог обратил внимание на некротический налет на одной из миндалин у ребенка 5 лет. Ребенок недавно перенес тяжелую ангину стрептококковой этиологии. С пораженной миндалины был взят мазок стерильным тампоном и отправлен в бактериологическую лабораторию. Был приготовлен препарат, окрашен по Граму. При микроскопии в мазке в большом количестве обнаружены грамотрицательные веретенообразные палочки и спирохеты
Какой применен метод диагностики? О каком заболевании можно думать? Достаточно ли данных для постановки диагноза?
Задание № 7.
Изучить биопрепараты, используемые для диагностики, специфической профилактики и лечения дифтерии, столбняка и газовой гангрены. Данные внести в таблицу (таблицу см. в предыдущих занятиях).
Справочный материал для оформления протоколов и выполнения практической работы