Ферментативная активность коринебактерий

Вид бактерий Токсигенность Уреаза Цистиназа /пр. Пизу/ Сахароза Глюкоза Крахмал
Corynebacterium diphteriae            
— gravis + + + +
— mitis + + +
C. pseudodiphtheriae +
C.xerosis (дифтероиды) + + +

Занятие № 6

Тема. Возбудители венерических заболеваний–сифилиса и гонореи. Возбудители урогенитальной патологии–микоплазмы, уреаплазмы и хламидии

Актуальность темы занятия

Начиная с 90-х годов в РФ наблюдается постоянный рост заболеваемости гоноеей и сифилисом, в том числе растет число случаев врожденного сифилиса среди детей. Кроме этих микробов половым путем могут передаваться около 30 различных инфекционных агентов, среди которых наибольшее распространение получили микоплазмы и хламидии. Все эти микроорганизмы вызывают острые и хронические заболевания разных отделов урогенитального тракта у мужчин и женщин, что нередко приводит к выкидышам, невынашиванию беременности, бесплодию, инфицированию и уродствам плода, смерти плода. Основой диагностики урогенитальных инфекций являются микробиологические методы исследования (микроскопический, бактериологический, иммунологические).

Врачи-стоматологи должны знать проявления данных болезней на слизистой полости рта, эпидемиологию и патогенез венерических и урогенитальных инфекций, уметь выбрать эффективный метод исследования на данном этапе заболевания, правильно осуществить забор и доставку материала в лабораторию и уметь грамотно трактовать полученные результаты.

Вопросы для подготовки

1. Возбудитель сифилиса, классификация, характеристика биологических свойств, факторы патогенности. Эпидемиология и патогенез сифилиса, возможность поражения слизистой полости рта.

2. Методы микробиологической диагностики сифилиса: а) бактериологический – вид исследуемого материала, методы окраски спирохет; б) серологический – реакция Вассермана как разновидность РСК, особенности ее постановки при диагностике сифилиса, реакция иммобилизации трепонем.

3. Возбудитель гонореи, классификация, биологические свойства, факторы патогенности, эпидемиология и патогенез гонореи и бленореи новорожденных. Гонококковый стоматит.

4. Методы диагностики острой и хронической гонореи: микроскопический, бактериологический, иммунологические. Применеие гоновакцины в диагностических и лечебных целях.

5. Хламидии, классификация, морфология и биологических свойств, цикл развития хламидий, вызываемые заболевания, патогенез урогенитальной хламидийной инфекции, методы диагностики.

6. Микоплазмы, классификация, характеристика биологических свойств, факторы патогенности, вызываемые заболевания, патогенез урогенитального микоплазмоза, методы диагностики.

Практическая работа

Задание № 1

У ребенка 2 мес. обнаружено сочетанное поражение слизистой полости рта и конъюнктивы глаз. В полоти рта слизистая мягкого неба, спинки языка и нижней губы ярко красная, отечная, видны эрозии, покрытые желтовато-серым гнойным налетом. Клинический диагноз: Стоматит неизвестной этиологии. Стерильным ватным тампоном взяли материал с пораженных участков слизистой, приготовили мазок, окрасили по Грамму и метиленовым синим. Промикроскопировать мазок, обратить внимание на локализацию возбудителя, отметить особенности морфологии, зарисовать. Сделать заключение.

1. Какой метод диагностики применен?

2. О каком заболевании можно думать?

3. Закончено ли исследование, и можно ли подтвердить клинический диагноз?

Задание № 2

У больной с клиническим диагнозом «Хроническое воспаление яичников гонококковой этиологии» проведена провокация специфическим биопрепаратом. Через 2 дня из отделяемого уретры сделан мазок (окраска по Граму).

1. Какой применен метод диагностики?

2. Какие морфологические и тинкториальные свойства возбудителя обнаружены в мазке?

3. Какой биопрепарат был использован для провокации, и каков механизм действия провокации?

Сделать заключение по результатам исследования.

Задание № 3

В стоматологическую клинику обратились два больных А. и Д. У больного А. жалобы на язву, расположенную на красной кайме губ, язва безболезненная, на плотном основании, дно серо-желтого цвета, отделяемое скудное, серозное. У больного Д. подобная язва расположена на щечной поверхности слизистой полости рта. Увеличены подчелюстные лимфатические узлы. Диагноз: первичный сифилис? Для уточнения диагноза у больных взяли кровь и отправили в серологическую лабораторию для постановки реакции Вассермана. Реакция была поставлена с двумя антигенами: кардиолипидным и трепонемным.

1. Какой применен метод диагностики?

2. Какие компоненты участвуют в реакции Вассермана?

3. Каков механизм реакции?

4. Для чего использую в реакции два антигена?

Сделать заключение.

Сделать заключение по реакции Вассермана.

Задание № 4

Больная Р., госпитализирована в отделение патологии беременности с диагнозом: «Беременность 15 недель. Угроза прерывания беременности». В анамнезе 1 роды, 4 беременности, две из которых закончились выкидышами в ранние сроки.

Произведен посев отделяемого цервикального канала шейки матки на сложную питательную среду, приготовленную на основе экстракта из бычьих сердец с добавлением дрожжевого экстракта и лошадиной сыворотки. По готовым демонстрациям описать ход исследования и определить вид выделенного возбудителя.

1. Какой применен метод диагностики?

2. Какие особенности культуральных и биохимических свойств микроба выявлены, и для какого вида они характерны?

3. Закончено ли исследование?

Задание № 5

В женскую консультацию обратилась беременная К., по поводу угрозы прерывания беременности. Гинекологом было назначено обследование супружеской пары для подтверждения диагноза «Хламидиоз».

Учесть результаты обследования женщины (К.) и ее мужа (С.) иммуноферментным анализом. У женщин материал для исследования был взят из цервикального канала, а у мужчины – эякулят.

Этапы постановки реакции:

1. Антитела к антигенам хламидий в лунке

2. Исследуемый материал

3. Антитела к антигену хламидий, меченые пероксидазой

4. Субстрат для фермента.

Ответить на вопросы:

1.Какой был использован метод диагностики?

2.Как был поставлен ИФА?

3.Как можно трактовать результаты реакции?

Справочный материал для оформления протоколов и выполнения практической работы

Дифференциация Mycoplasma pneumoniae и Mycoplasma hominis

Тест M. pneumoniae M. hominis
Ферментация глюкозы +
Гидролиз аргинина с образованием NH3 +

Занятие № 7

Наши рекомендации