Какое словесное воздействие проводит врач? Какова цель этого воздействия?

2. После очередного сеанса гипноза пациента заявил, что он не согласен, с тем, что врач внушал ему в гипнозе.

Какова эффективность лечебного внушения в гипнозе? Почему?

3. При проведении пробы «Трех пробирок», врач инструктирует пациента - «Вот три пробирки. Определите, чем пахнет из каждой».

В чем ошибочность действий врача?

4. На первом сеансе гипноза, при лечении гипертонической болезни, после этапа гипнотизации, врач начал внушать пациенту стабилизацию нервной системы, улучшение общего самочувствия, оздоровление органов и систем, повышение жизненного тонуса.

К какой категории относятся данные внушения?

5. Приступая к проведению первого сеанса по АТ, врач, инструктируя пациентов, особенно подчеркивает необходимость максимальной концентрации всех внутренних усилий больных на ощущениях.

Какую ошибку допускает врач?

6.Пациент, при прохождении курса АТ, пожаловался врачу на то, что при однократно мысленном произнесении формулы-самоприказа третьего стандартного упражнения низшей ступени АТ, у него сразу возникает чувство тепла в области сердца.

О чем это свидетельствует? Каковы действия врача?

· Методики вида деятельности:

Пробы на внушаемость

Проба№1

Под предлогом исследования обоняния, больному предлагаются три пустые пробирки, и дается инструкция: “Вот три пробирки. В одной была вода, в другой бензин, в третьей духи. Вам необходимо определить в какой пробирке, что было налито”. Способность испытуемого четко дифференцировать несуществующие запахи свидетельствует о его повышенной внушаемости.

Проба№2 (проба Констамма)

Пациенту предлагается встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. В течение минуты врач дает пациенту приказания: “Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки. Обопритесь еще сильнее. Теперь отойдите от стены, опусти те руку. Рука сама снова поднимется до уровня плеча”. При повышенной внушаемости рука, которой он опирался о стену, опустившись к бедру, вновь поднимается.

Проба№3

Больному предлагают вытянуть руки вперед, ладонями внутрь. Под предлогом неврологического обследования просят фиксировать взгляд на молоточке, одновременно внушая: “Ваши руки расходятся в стороны, Шире. Еще шире”. При повышенной внушаемости руки расходятся в стороны.

Проба№4

Под предлогом неврологического исследования пациента ставят в позу Ромберга , взгляд пациента фиксируют водной точке на потолке. Затем врач предлагает пациенту закрыть глаза и дает следующие указания: “Я хочу оценить вашу способность к расслаблению. Я положу свои руки вам на плечи”, ложит руки на плечи пациента. Теперь я обопрусь руками о ваши плечи, и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, вас тянет назад, вы падаете, падаете”. В этот момент врач отнимает руки, и пациент начинает качаться. Если пациент падает, это говорит о повышенной внушаемости.

Проба№5 (тест сжатых рук)

Врач просит пациента, сидящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Показывает, как это сделать, и говорит: “ Я хочу, чтобы вы на минуту закрыли глаза и представили тиски, которые сжимают болт. Представьте ваши руки это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти. Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и сильнее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько сильно, что их будет трудно, невозможно разъединить. Один, сжимайте, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще. Три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой. Четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно. Пять, они так скованы, что если вы попробуете их разъединить, они останутся скованными до тех пор, пока я не разожму их. Теперь пробуйте разжать их”. Если пациент не может разжать их, это говорит о повышенной внушаемости.

Проба №6 (маятник Шевроле)

Испытуемому дают нитку с грузиком на конце. Внушают “Не двигая рукой, представьте, что грузик начинает двигаться от вас ко мне. Представляйте”. Если предмет начинает раскачиваться, это говорит о повышенной внушаемости.

Проба № 7

Врач говорит больному о своем желании проверить некоторые стороны его нервной деятельности. Больной стоит спиной к врачу, ноги вместе, руки вдоль тела, голову откинуть назад и врач поддерживает ее одной рукой. Больному предлагается закрыть глаза и расслабить мышцы тела. Больного предупреждают о том, что он не должен бояться, что его сейчас потянет назад. Затем спокойно, но твердо внушают: “Теперь, когда я отведу свою руку от вашего затылка, вы немедленно упадете назад. Вас уже тянет назад! Вы падаете! Падаете!” При этих словах врач отводит руку, и при необходимости подхватывает больного. Если больной отклоняется, то внушаемость повышена.

Проба № 8

Больной стоит лицом к врачу, ноги вместе, руки вдоль тела, смотреть, не мигая, в глаза врача. Врач пальцами слегка касается кожи висков больного и пристально смотрит в переносицу больного. Внушительно произносит: “Теперь, когда я удаляю свои руки, вас тянет вслед за ними”. Руки отвести и чуть-чуть отступить назад. Если больной склоняется, это говорит о повышенной внушаемости.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Значение аутогенной тренировки в комплексном лечении психосоматических заболеваний.

2. Аутогенная тренировка в профилактике синдрома эмоционального выгорания.

3. Высшая ступень аутогенной тренировки.

4. Взаимосвязь гипнабельности и особенностей личности человека.

5. Сравнительная характеристика методов гипнотизации.

ЗАНЯТИЕ 14

1. Тема «Медицинская этика и деонтология».

2. Значение изучения темы:

· Учебное –изучение вопросов этики и деонтологии медицинской деятельности.

· Профессиональное –овладение навыками диагностики синдрома эмоционального выгорания и способам его профилактики.

· Личностное -формирование клинического мышления во взаимодействии врача с пациентом, воспитание профессиональной культуры личности врача.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать основы профессиональной этики деятельности медицинских работников, уметь вести дискуссию по этическим вопросам медицинской психологии.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (письменный опрос)

4.2. Дискуссия по этическим проблемам медицины.

4.3. Итоговый контроль знаний (тестирование).

5. Основные понятия и положения темы:

Требования к личности медицинского работника. Профессиональная психическая деформация: причины, проявления. Условия создания положительных взаимоотношений между врачом и больным. Перенос, контрперенос. Врачебная тайна. Врачебные ошибки. Ятрогении: причины, проявления. Психическая вентиляция. Психологическое опосредование и потенцирование биологической терапии. Плацебо-эффект. Понятие о фармакофилии и фармакофобии. Проблема эвтаназии. Особенности психологии больного при амбулаторном лечении. Психологические факторы в условиях стационара. Понятие о госпитализме, клинические проявления. Отношения между больными. Психология родственников и посетителей больных. Лечение средой и организация лечебной работы. Неизлечимые болезни: этапы переживаний, особенности деонтологического подхода. Виды ответственности медицинских работников.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты:

1. Ятрогения – это:

a. страх больного перед предстоящим обследованием и лечением;

b. форма отрицательного воспитательного влияния;

c. нежелательные изменения и расстройства психики и внутренних органов, вызванные действиями врача;

d. изменения характера врача в процессе его профессиональной деятельности.

2. Наиболее часто встречающимися формами ятрогенных расстройств являются все перечисленные, кроме:

a. психогенные депрессии;

b. истерические расстройства;

c. фобические расстройства;

d. ипохондрические нарушения.

3. К личностным факторам, предрасполагающим к возникновению синдрома эмоционального выгорания, относится все перечисленное, кроме:

a. завышенный уровень притязаний;

b. рационализм;

c. неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы;

d. низкая устойчивость к стрессу.

4. Симптомами эмоционального выгорания у медицинских работников относится все перечисленное, кроме:

a. негативное отношение к пациентам (после прежнего позитивного);

b. стереотипизация личностной установки;

c. позитивное отношение к себе;

d. ощущение бессмысленности происходящих событий.

5. Подход к пациенту как объекту, носителю симптома относится к проявлениям:

a. профессиональной адаптации;

b. профессиональной деформации;

c. авторитарно-директивной позиции медицинского работника;

d. негативной установки по отношению к больному.

6. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента, страдающего неизлечимым недугом, называется:

a. евгеникой;

b. эвтаназией;

c. эмпатией;

d. эйдетизмом.

7. Способность сопереживать пациенту, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков – это:

a. деонтология;

b. эмоциональное выгорание;

c. эмпатия;

d. перцепция.

8. Деонтология – это:

a. наука о морали;

b. науке о долге и профессиональной этике;

c. самостоятельный раздел медицинской психологии;

d. все перечисленное.

9. Медико-психологические основы учения о врачебной тайне формулируются следующим образом:

a. врач не должен разглашать третьему лицу какие-либо сведения, касающиеся больного, без его согласия, если таковые почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашение их может отрицательно повлиять на больного.

b. врач не должен сообщать больному его диагноз;

c. сокрытие от врача источника заражения ВИЧ-инфекцией или венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения других;

d. все перечисленное.

10. К причинам врачебных ошибок относят:

a. недостаточный уровень развития медицины;

b. атипичное течение заболевания;

c. поспешность осмотра больного;

d. все перечисленное.

· Ситуационные задачи:

1.Ведущий практическое занятие доцент в присутствии больного, употребляя медицинскую, но для образованного и интеллигентного человека вполне понятную терминологию, описывает течение и дальнейшее развитие его безнадежного заболевания вплоть до смерти.

Наши рекомендации