Была ли правильной тактика патопсихолога?
· Методики вида деятельности:
При экспериментально-психологическом исследовании больного в начале выясняются его жалобы на момент исследования. Затем при необходимости собирается дополнительный анамнез. Далее проверяется ориентировка в месте, времени и собственной личности. Важное место при исследовании занимает наблюдение за поведением больного, его мимикой, пантомимикой. Важно обратить внимание на профессиональную адекватность задаваемых вопросов и тот их минимум, который не утомляет больного. Затем следует исследование нарушений психических процессов. При этом важно подробное протоколирование, т.е. тщательная фиксация ответов испытуемого и его рассуждений при обдумывании.
В заключении по исследованию должны быть отражены следующие моменты:
1. Основные жалобы больного в период обследования.
2. Динамика развития отдельных симптомов.
3. Общая характеристика больного:
а) характеристика сознания;
б) поведение во время беседы;
в) особенности контакта;
г) отношение к болезни;
д) отношение к экспериментатору;
е) отношение к ситуации обследования;
ж) понимание инструкции;
з) возможность коррекции допускаемых ошибок;
и) психическая активность больного, темп его работы.
4. Характеристика внимания: непроизвольного; произвольного (устойчивость, переключаемость).
5. Характеристика эмоциональной сферы: фон настроения; степень выраженности нарушений эмоциональных реакций.
6. Характеристика волевых процессов; количественные нарушения, качественные нарушения, каким дефектом в структуре волевого акта обусловлены имеющиеся нарушения (изменением уровня притязаний, нарушением структуры иерархии мотивов, формированием патологических потребностей и мотивов, нарушением смыслообразования, нарушением саморегуляции и опосредования, нарушением критичности и спонтанности поведения).
7. Характеристика памяти: непосредственной механической памяти, отсроченной механической памяти, смысловой памяти, ассоциативной памяти, динамика мнестической деятельности, мотивационный компонент.
8. Характеристика мышления: операциональная сторона мышления, аналитические операций, синтетические операций, ассоциативный процесс, действия обобщения и отвлечения, система образований понятий, динамика мыслительной деятельности, процесс саморегуляции познавательной деятельности.
9. Характеристика ощущений и восприятий: связаны ли имеющиеся нарушения с патологией соответствующих мозговых структур.
10. Характеристика личности: характера, темперамента, связь имеющихся нарушений с дефектом эмоционально-волевой сферы.
11. Выводы.
Список тем по УИРС.
1. Особенности работы медицинского психолога в лечебных учреждениях психиатрического профиля
2. Особенности работы медицинского психолога в лечебных учреждениях соматического профиля
3. Особенности работы медицинского психолога в лечебных учреждениях неврологического профиля
4. Особенности работы медицинского психолога в детских и подростковых отделениях.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ по теме
1. Тема занятия: «Итоговое занятие по разделу «Общая психология»
2. Значение изучения темы:
· Учебное – рубежный контроль знаний и умений по общей психологии..
· Профессиональное - становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний, умений и навыков построения взаимодействия с пациентами с учетом их психологических особенностей.
· Личностное - формирование гуманистического подхода к пациенту, воспитание профессиональной культуры личности.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о психической деятельности как процессе получения, преобразования, сохранения и использования информации в осуществлении поведения., знать закономерности и механизмы психической деятельности, структуру психических процессов, личности, уметь проводить психологическую диагностику состояния основных психических функций, обработку и анализ полученных результатов, давать психологическую характеристику личности.
4. План изучения темы:
4.1. Контроль теоретических знаний (письменный опрос).
4.2. Контроль практических знаний (решение ситуационных задач).
4.3. Оценка практических умений.
4.4. Подведение итогов занятия, объявление рейтинговой оценки
Критерии оценки ответа на теоретический вопрос:
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа. |
Хорошо | Ответ правильный, но не совсем полный, допускаются мелкие неточности. |
Удовлетворительно | Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный, Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений. |
Неудовлетворительно | Ответ неверный. |
Критерии оценки решения ситуационной задачи:
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Ответ правильный. Студент способен самостоятельно рассуждать в аспекте клинического мышления, логически обосновывать свои решения, при этом пользуется полным объемом теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины. |
Хорошо | Ответ правильный. Ход мышления студента в целом верный, но с недостаточной аргументацией, допускаются мелкие неточности. Пользуется теоретическими знаниями в полном объеме.. |
Удовлетворительно | Ответ в целом правильный, но не полный. Рассуждения формальны или отсутствуют. Отвечает только на конкретно поставленные вопросы. Пользуется теоретическими знаниями не в полном объеме. |
Неудовлетворительно | Ответ неверный. |
Критерии оценки за практические умения
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Исследование проведено правильно, инструкции при исследовании даны верно. Студент способен устанавливать связь между полученными результатами, способен обобщать их и создать общую картину особенностей психической сферы и личности. Заключение написано грамотно, описаны все исследуемые функции, даны выводы и обоснованные рекомендации. |
Хорошо | Исследование проведено правильно, инструкции при исследовании даны верно. Студент способен делать основные обобщения и создать общую картину особенностей психической сферы и личности. Заключение написано в общем грамотно, но с незначительными ошибками, |
Удовлетворительно | Исследование проведено до конца только после вмешательства преподавателя, инструкции при исследовании даны с ошибками. Студент не способен создать общую картину особенностей психической сферы и личности, делает поверхностные выводы и способен дать только формальные рекомендации. Заключение написано шаблонно, описаны не все исследуемые функции, описания их даны формально, выводов и рекомендаций нет. |
Неудовлетворительно | Полная неспособность провести исследование, незнание алгоритма ее выполнения. Студент неспособен написать заключение по проведенному исследованию, не знает правил его составления. |
Каждый ответ оценивается отдельно по 5-ти бальной системе.