Как называется эта теория личности и кто ее основатель? Опишите основные положения данной теории.

2. Эта теория в качестве своих основных принципов выдвигает трактовку личности как единого целого, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе. Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание его наивысшие стремления (мотивы).

Как называется эта теория личности, кто ее основатель?

3. В данной теории структура личности имеет три составляющие: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер Эго).

«Оно» - это первоначальная и наиболее древняя часть личности. «Оно» служит источником энергии для всей личности, включает глубинные влечения, мотивы, потребности и целиком бессознательно.

«Я» развивается из «Оно», но в отличие от последнего находится в постоянном контакте с внешним миром. Сознательная жизнь протекает преимущественно в «Я».

«Сверх-Я» - это выработанные обществом моральные установки и нормы поведения.

Как называется эта теория личности, кто ее основатель? Объясните взаимодействие составляющих структуры личности.

4. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования или при обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

К какой группе теорий относится данная теория личности, кто ее основатели?

Опишите основные положения этой теории с точки зрения авторов.

5. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

К какой группе теорий относится данная теория личности, кто ее основатель?

Опишите основные механизмы приобретения новых форм поведения согласно этой теории.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд).

2. Теория черт личности (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Айзенк).

3. Аналитическая теория личности К.Юнга

4. Теория оперантного научения (Б. Скиннер)

5. Феноменологическая теория личности К Роджерса..

6. Гуманистическая теория А. Маслоу.

7. Когнитивные теории личности.

ЗАНЯТИЕ 8.

1. Тема «Психологическое исследование больного».

Значение изучения темы

· Учебное – изучениепринципов проведения и структуры патопсихологического исследования, формирование представления о значении завершающего этапа патопсихологического исследования, заключающегося в обобщении полученных данных через составление заключения.

· Профессиональное – формированиеумений и навыков организации и проведения патопсихологического исследования, обобщения полученных при патопсихологическом исследовании данных, написания на его основе заключения.

· Личностное – воспитание личностной и профессиональной культуры врача при проведении патопсихологического исследования больных.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать принципы построения патопсихологического эксперимента, уметь планировать и осуществлять выбор методик для патопсихологического исследования в зависимости от задач, поставленным перед ним, проводить патопсихологическое исследование и обобщать полученные в процессе исследования результаты, оформлять их в виде заключения.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тестирование).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

· Проведение патопсихологического исследования (работа с больными).

· Составление заключения по исследованию.

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Проверка заключений по исследованию.

· Решение ситуационных задач.

Основные понятия и положения темы

Сущность диагностического исследования. Принципы построения патопсихологического эксперимента. Методы патопсихологического исследования психических процессов. Методы исследования внимания. Методы исследования памяти. Методы исследования эмоциональной сферы. Методы исследования волевых процессов. Методы исследования ощущений и восприятий. Методы исследования мышления. Методы исследования личности. Принципы подбора экспериментально-психологических методик. Этапы патопсихологического эксперимента.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты

1. Метод пиктограмм используется для исследования:

a. памяти;

b. внимания;

c. интеллекта;

d. сознания.

2. К самым известным экспериментально-психологическим методикам исследования внимания относятся:

a. тест Бентона;

b. методика Шульте-Горбова;

c. метод «пиктограмм»;

d. методика «Классификация».

3. Методика «Классификация» используется для исследования:

a. памяти;

b. интеллекта;

c. внимания;

d. мышления.

4. С помощью методики на запоминание 10 слов исследуют состояние:

a. механической памяти;

b. опосредованной памяти;

c. смысловой памяти;

d. зрительной памяти.

5. Содержанием первого этапа экспериментально-психологического исследования является:

a. беседа с пациентом;

b. постановка клинических задач;

c. установление контакта с больным;

d. подготовка рабочего места.

6. При выборе методик для патопсихологического исследования учитывается все перечисленное, кроме:

a. состояния испытуемого;

b. уровня его общего развития;

c. стадии заболевания;

d. отношения пациента к ситуации эксперимента.

7. К принципам проведения патопсихологического исследования относят все перечисленное, за исключением:

a. принцип моделирования определенных ситуаций;

b. принцип количественной оценки особенностей психической деятельности больных;

c. принцип индивидуализации в выборе методов;

d. точная и объективная регистрация результатов.

8. К уровням обобщения относят все перечисленное, за исключением:

a. категориальный;

b. функциональный;

c. конкретно-ситуационный;

d. латентный.

9. В процессе исследования методики обычно располагают:

a. по убывающей сложности;

b. по возрастающей сложности;

c. попеременно чередуя методики различной сложности;

d. по направленности на тот или иной психический процесс.

10. Длительность патопсихологического исследования в среднем составляет:

a. 30–40 мин;

b. 1–2 часа;

c. 3–4 часа;

d. 1–2 дня.

· Ситуационные задачи:

1.На запрос врача о необходимости исследования у больного процессов памяти патопсихолог провел исследование непосредственной механической и отсроченной памяти с помощью методики на запоминание 10 слов, смысловой памяти путем пересказа басни и опосредованной памяти, применив методику пиктограммы. На основании проведенного исследование им было дано заключение.

Наши рекомендации