Понимание переносного смысла пословиц и метафор.
Методика для исследования особенностей мышления - его уровень целенаправленности и критичности. Она выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль. Испытуемому называют несколько часто употребляемых метафор, пословиц и просят объяснить их отвлеченный и переносный смысл. В протоколе полностью записывают объяснения испытуемого.
Материал:
|
Куй железо пока горячо.
Цыплят по осени считают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Лучше меньше, да лучше.
Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Тише едешь – дальше будешь.
Не все то золото, что блестит.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:
1. Проблемы и пути развития творческого мышления.
2. Средства развития мышления.
3. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).
4. Интеллект и творческие способности
ЗАНЯТИЕ 5.
1. Тема: «Эмоции и волевая деятельность»
2. Значение изучения темы:
· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявления эмоционально-волевой сферы.
· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний об эмоционально-волевой сфере человека, о роли эмоций и воли в жизни человека и его целенаправленном поведении.
· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.
3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление об эмоционально-волевой сфере личности; о роли и значение эмоций и воли в учебном процессе и в профессиональной деятельности; должен знать происхождение эмоций, физиологические механизмы эмоций, виды эмоций, структуру волевого процесса, волевые качества личности; уметь определять эмоциональное состояние человека по его мимике и жестам, особенностям речи и поведения; проводить психологическое исследование и анализ эмоционально-волевой сферы личности.
4. План изучения темы:
4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).
4.2. Самостоятельная работа по теме:
· Работа в парах. Исследование эмоционально-волевой сферы с помощью опросника Спилбергера-Ханина;
· Работа в парах. Исследование особенностей самооценки по Дембо-Рубинштейн.
· Составление заключений по исследованию.
4.3. Итоговый контроль знаний:
· Проверка заключений по исследованию;
· Решение ситуационных задач.
5. Основные понятия и положения темы:
Классификация эмоциональных проявлений человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсть, чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций. Взаимосвязь эмоциональных процессов с восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением. Эмоции и мотивация. Динамика эмоций. Проявление эмоций в физиологической активации, в поведении, во внутренних переживаниях. Вербализация эмоциональных состояний. Факторы, вызывающие эмоции. Эмоциональное обеспечение поведения. Эмоции в структуре психической деятельности. Развитие чувств. Учет эмоциональных процессов в профилактике и лечении заболеваний.
Структура деятельности. Внешняя и внутренняя составляющие деятельности и их взаимосвязь. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация, саморегуляция личностью своей деятельности. Функции воли (побудительная и тормозная). Внешняя и внутренняя локализация контроля. Волевые качества личности. Потребности. Происхождение потребностей. Понятие о мотивации; общее строение мотивационной сферы человека. Понятие мотива и цели. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Желания и намерения, их место и роль в мотивации поведения. Параметры оценки мотивационной сферы человека.
Задания для уяснения темы занятия
· Тесты:
1. Виды эмоций по выраженности и продолжительности:
a. стенические, астенические;
b. эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональный фон;
c. нейтральные, умеренные, высокие, очень высокие;
d. высшие, низшие.
2. Самая старая по происхождению и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний:
a. любовь, ненависть;
b. спокойствие, паника;
c. удовольствие, неудовольствие;
d. восторг, отвращение.
3. К видам эмоциональных процессов, классифицируемым по интенсивности и продолжительности переживания, относят:
a. аффект;
b. стресс;
c. чувства;
d. настроение.
4. Что не является отличием эмоций от чувств:
a. эмоции есть у животных, а чувства только у человека;
b. чувства более кратковременны, чем эмоции;
c. эмоции всегда имеют внешнее проявление, чувства – нет;
d. в эмоциях отражаются простейшие потребности, а чувства – высшие потребности.
5. Назовите отличие эмоций от чувств:
a. чувства возникают раньше эмоций;
b. чувства не заметны для постороннего лица;
c. чувства возникли на базе эмоций при взаимодействии с разумом;
d. чувства основаны на ощущениях.
6. Одно из проявлений общественного сознания, отражающее наше отношение к другим людям:
a. эмоции;
b. воля;
c. мысль;
d. чувства.
7. Эмоция, связанная с волей, способствующая внутреннему подъему, появлению активности:
a. стеническая;
b. астеническая;
c. настроение;
d. аффект.
8. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:
a. настойчивость;
b. самостоятельность;
c. принципиальность;
d. решительность.
9. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:
a. настойчивость;
b. сознательность;
c. оптимизм;
d. трудолюбие.
10. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:
a. настойчивость;
b. самостоятельность;
c. принципиальность;
d. самоуверенность
· Ситуационные задачи:
1. Студент на экзамене испытывает чувство неуверенности, психическую скованность из-за страха перед преподавателем. В результате отвечает ниже своих возможностей, несмотря на то, что материал ему знаком.