Понимание переносного смысла пословиц и метафор.

Методика для исследования особенностей мышления - его уровень целенаправленности и критичности. Она выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль. Испытуемому называют несколько часто употребляемых метафор, пословиц и просят объяснить их отвлеченный и переносный смысл. В протоколе полностью записывают объяснения испытуемого.

Материал:

МЕТАФОРЫ: Золотая голова. Железный характер. Ядовитый вопрос. Каменное сердце. Зубастый парень. Глухая ночь.
ПОСЛОВИЦЫ:

Куй железо пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Лучше меньше, да лучше.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Тише едешь – дальше будешь.

Не все то золото, что блестит.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

1. Проблемы и пути развития творческого мышления.

2. Средства развития мышления.

3. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ).

4. Интеллект и творческие способности

ЗАНЯТИЕ 5.

1. Тема: «Эмоции и волевая деятельность»

2. Значение изучения темы:

· Учебное –изучение особенностей формирования и закономерностей проявления эмоционально-волевой сферы.

· Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний об эмоционально-волевой сфере человека, о роли эмоций и воли в жизни человека и его целенаправленном поведении.

· Личностное – формирование целостной личности и воспитание профессиональной культуры личности врача-стоматолога.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметьпредставление об эмоционально-волевой сфере личности; о роли и значение эмоций и воли в учебном процессе и в профессиональной деятельности; должен знать происхождение эмоций, физиологические механизмы эмоций, виды эмоций, структуру волевого процесса, волевые качества личности; уметь определять эмоциональное состояние человека по его мимике и жестам, особенностям речи и поведения; проводить психологическое исследование и анализ эмоционально-волевой сферы личности.

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

· Работа в парах. Исследование эмоционально-волевой сферы с помощью опросника Спилбергера-Ханина;

· Работа в парах. Исследование особенностей самооценки по Дембо-Рубинштейн.

· Составление заключений по исследованию.

4.3. Итоговый контроль знаний:

· Проверка заключений по исследованию;

· Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Классификация эмоциональных проявлений человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсть, чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций. Взаимосвязь эмоциональных процессов с восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением. Эмоции и мотивация. Динамика эмоций. Проявление эмоций в физиологической активации, в поведении, во внутренних переживаниях. Вербализация эмоциональных состояний. Факторы, вызывающие эмоции. Эмоциональное обеспечение поведения. Эмоции в структуре психической деятельности. Развитие чувств. Учет эмоциональных процессов в профилактике и лечении заболеваний.

Структура деятельности. Внешняя и внутренняя составляющие деятельности и их взаимосвязь. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация, саморегуляция личностью своей деятельности. Функции воли (побудительная и тормозная). Внешняя и внутренняя локализация контроля. Волевые качества личности. Потребности. Происхождение потребностей. Понятие о мотивации; общее строение мотивационной сферы человека. Понятие мотива и цели. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Желания и намерения, их место и роль в мотивации поведения. Параметры оценки мотивационной сферы человека.

Задания для уяснения темы занятия

· Тесты:

1. Виды эмоций по выраженности и продолжительности:

a. стенические, астенические;

b. эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональный фон;

c. нейтральные, умеренные, высокие, очень высокие;

d. высшие, низшие.

2. Самая старая по происхождению и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний:

a. любовь, ненависть;

b. спокойствие, паника;

c. удовольствие, неудовольствие;

d. восторг, отвращение.

3. К видам эмоциональных процессов, классифицируемым по интенсивности и продолжительности переживания, относят:

a. аффект;

b. стресс;

c. чувства;

d. настроение.

4. Что не является отличием эмоций от чувств:

a. эмоции есть у животных, а чувства только у человека;

b. чувства более кратковременны, чем эмоции;

c. эмоции всегда имеют внешнее проявление, чувства – нет;

d. в эмоциях отражаются простейшие потребности, а чувства – высшие потребности.

5. Назовите отличие эмоций от чувств:

a. чувства возникают раньше эмоций;

b. чувства не заметны для постороннего лица;

c. чувства возникли на базе эмоций при взаимодействии с разумом;

d. чувства основаны на ощущениях.

6. Одно из проявлений общественного сознания, отражающее наше отношение к другим людям:

a. эмоции;

b. воля;

c. мысль;

d. чувства.

7. Эмоция, связанная с волей, способствующая внутреннему подъему, появлению активности:

a. стеническая;

b. астеническая;

c. настроение;

d. аффект.

8. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

a. настойчивость;

b. самостоятельность;

c. принципиальность;

d. решительность.

9. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

a. настойчивость;

b. сознательность;

c. оптимизм;

d. трудолюбие.

10. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:

a. настойчивость;

b. самостоятельность;

c. принципиальность;

d. самоуверенность

· Ситуационные задачи:

1. Студент на экзамене испытывает чувство неуверенности, психическую скованность из-за страха перед преподавателем. В результате отвечает ниже своих возможностей, несмотря на то, что материал ему знаком.

Наши рекомендации