По патологической анатомии - РА 12209
Силлабус
По патологической анатомии - РА 12209
Для специальности - 051302 «Стоматология»
Кафедра - Патологической анатомии
Курс - третий Семестр – 5
Всего________162_______ часа
Лекции______9_______ часов
Практические
(семинарские) занятия
_____________45________ часов
Самостоятельная работа
студентов с преподавателем (СРСП)
_____________ 54_______ часа
Всего аудиторных __108___часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС)
_____________ 54_______ часа
Форма контроля: экзамен
Силлабус переработан: д.м.н., профессором А.Д.Сапаргалиевой., ассистентами У.А. Алшериевой, Б.Е. Бастимиевой, на основании типовой программы по патологической анатомии для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования. Внедрение кредитной системы обучения на 3 курсе Стоматологического факультета согласно приказу МОН РК №152 от 20.04.2011г. На основании дополнения и изменения в рабочей программе (Форма 2), рассмотрено и одобрено на заседании кафедры патологической анатомии
Протокол № 1 от «29» августа 2012 г.
1. Общие сведения:
Наименование вузаКазахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедрапатологической анатомии
Дисциплина «Патологическая анатомия», Ра 2208
Специальность: 051302 «Стоматология»
Объем учебных часов (кредитов) -162 часов, 3 кредита
Курс и семестр изучения -3 курс, 5 семестр
Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность | Степень |
| Исмаилова Юлия Сиязбековна | Профессор | Д.м.н. |
| Сапаргалиева Айгуль Дуйсекешовна | Профессор | Д.м.н. |
| Ахметов Жаугашты Байназарович | Доцент | К.м.н. |
| Шумкова Эльмира Николаевна | Доцент, завуч | К.м.н. |
| Нартаева Акжаркын Елибаевна | Доцент | К.м.н. |
| Бекишева Айгуль Нурпапаевна | Ст. преп | К.м.н. |
| Серикбай Мерейли Кармантаевна | Ст. преп | К.м.н. |
| Алшериева Улдана Алшериевна | Ассистент | К.м.н. |
| Искакова Эльзира Еликбаевна | Ассистент | К.м.н. |
| Алтаева Айнаш Жолдыбаевна | Ассистент | К.м.н. |
| Бастимиева Бахжамаш Ертаевна | Ассистент | - |
| Анаятова Багдагуль Жамалиевна | Ассистент | - |
| Умбеталиев Саин Габитович | Ассистент | - |
| Асубаева Гульзада Советхановна | Ассистент | - |
| Калдыбаев Жарылкасын Сейдуллаевич | Ассистент | - |
| Кузатбекова Елигай Болатбековна | Ассистент | |
| Шингенеева Жанна Турсуновна | Ассистент |
Введение
Программа по патологической анатомии составлена для специальности «Стоматология», отражает все современные достижения науки, которые являются обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на которых базируется вся система подготовки будущего врача.
Патологическая анатомия – составная часть патологии, которая представляет собой обширную область биологии и медицины, изучающей обширные аспекты болезней. Патологическая анатомия изучает структурные (материальные) основы болезни. Она служит как теории медицины, так и клинической практике, поэтому патологическая анатомия – дисциплина клинического профиля. Теоретическое и научное значение патологической анатомии наиболее полно раскрывается при изучении общих закономерностей развития повреждения клетки и межклеточного вещества стереотипных патологических процессов, составляющих морфологический субстрат болезни, то есть общей патологии человека, что является содержанием патологической анатомии. Изучаются особенности и морфологическая характеристика опухолевых и опухолеподобных заболевании зубочелюстной системы и слюнных желез. Частный курс раскрывает вопросы патологической анатомии в органах и тканях при различных заболеваниях а также патологию зубочелюстной системы.
Изучение структурных основ болезни проводится на организменном, системном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях. Клинико-морфологическое сопоставление, проявление болезней а всех этапах развития позволяет студентам привить навыки клинико-анатомического анализа, основы клинического мышления с синтетическим обобщением диагностических признаков болезни. Все это определяет необходимость непрерывного развития контактов патологической анатомии с клиникой, и является базой формирования знаний, разнообразных умений и навыков.
2.2 Цель дисциплины:формирование у студентов знаний о структурных основах болезней, морфологических проявлениях, осложнениях, исходах и дифференциальной диагностике и использование полученных знаний в практической работе врача-стоматолога с учетом возрастных особенностей.
2.3 Задачи обучения:
2.3 Задачи обучения:
· научить определять изменения структуры органов (тканей, клеток) на макро- и микроскопическом уровнях;
· научить определять структурную основу стереотипных общепатологиских процессов, опухолей и опухолеподобных образований зубочелюстной системы и слюнных желез.
· научить определять морфологическую картину важнейших заболеваний человека а также патологию зубочелюстной системы и слюнных желез.
· формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации патологического процесса
2.4. Конечные результаты обучения. Студент должен владеть:
· 1. Когнитивными знаниями, которые предполагают освоение знаний по причинам, механизмам, структурным изменениям при общепатологических процессах, динамику их развития (морфогенез) исходы. А также основные морфологические дифференциальные признаки различных процессов при заболеваниях зубочелюстной системы и слюнных желез.
2. Операциональными навыками, которые предполагают эффективное использование полученых знаний в сфере будущей врачебной деятельности.
Умение: - диагностировать на основании макроскопических изменений в органах и тканях патологический процесс его стадии и формы:
- Описывать и правильно интерпретировать микроскопическую картину органов и тканей при общепатологических процессах и различных заболеваниях,а также патологии зубочелюстной системе и слюнных желез.
- Определять по совокупности патоморфологических изменений, которые развились в органах и тканях, характер возможных осложнений и исходов.
3. Аксиологическими коммуникативными навыками, которые предполагают умение сотрудничать с другими людьми, поведенческие умения в конкретных ситуациях (моральная, психологическая, адаптированность, навыки коммуникации с коллегами).
4. Правовым компонентом, который предусматривает знание нормативно-правовой базы проведения секционных исследований в РК.
5. Непрерывное обучение – это формирование навыков самостоятельного обучения, готовность и способность к саморазвитию и продолжению образования в течение трудовой деятельности.
2.5 Пререквизиты:биохимия, анатомия, клиническая анатомия головы и шеи, физиология, гистология, введение в клинику
2.5 Постреквизиты: пропедевтика терапевтической стоматологии, пропедевтика хирургической стоматологии, пропедевтика ортопедической стоматологии, пропедевтика стоматологии детского возраста и ортопедии, терапевтическая стоматология.
2.6. Краткое содержание дисциплины.Изучение общепатологических процессов, болезней человека, а также патологии заболеваний зубов, слизистой оболочки полости рта, челюстей и мягких тканей лица.
Патологическая анатомия является фундаментом при изучении клинических дисциплин, так как без знания основ общепатологических процессов невозможно иметь представление о болезни, ее проявлениях, исходе и значении для жизнедеятельности целого организма. Необходимо учитывать знания предмета в практической работе врача. При получении результатов биопсиино - операционного материала, врач должен правильно интерпретировать заключения для постановки диагнозов в клинике.
2.7. Тематический план лекций, 5 семестр – 9 часов
№ | Тема лекции | Форма проведения | объем учебных часов |
Дистрофии. | Обзорная лекция | 2 часа | |
Нарушение кровооброщения І,ІІ | Обзорная лекция | 2 часа | |
Воспаление . КПП. Общее учение об опухолях | Обзорная лекция | 2 часа | |
Опухоли и болезни зубочелюстной области | Обзорная лекция | 2 часа | |
Общее учение об инфекциях | Обзорная лекция | 1 часа |
2.7. Тематический план практических занятий, 5 семестр – 45 часов
№ | Темы практических занятии | Форма проведения | Часы |
Паренхиматозные, Стромальнососудистые дистрофии | Обсуждение тематического материала, микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата | ||
Воспаление | Обсуждение тематического материала, микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата | ||
Неодонтогенные и одонтогенные опухоли мягких и твердых тканей зубов. Опухолеподобные заболевания | Обсуждение тематического материала, микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата | ||
Вирусные, кишечные инфекции, туберкулез, сифилис, сепсис | Обсуждение тематического материала, микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата | ||
Болезни зубов | Обсуждение тематического материала, микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата | ||
Болезни десен и пародонта | Обсуждение тематического материала, микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата | ||
Рубежный контроль по патолгии ЗЧС | По билетам устный опрос |
2.7. Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)
Семестр – 54 часов
№ | Темы практических занятии | Форма проведения | Часы |
Смешанные, минеральные дистрофии. Некроз. | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Нарушение кровообращение I и II | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Процессы адаптации и приспособление. Опухоли общее учение. Органонеспецифические эпителиальные опухоли | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Мезенхимальные опухоли, опухоли нервной системы и меланинобразующей ткани, гемобластозы | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Рубежный контроль Аутопсия | По билетам устный опрос | ||
Атеросклероз, артериальная гипертония ИБС, ЦВЗ, ревматические болезни. | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Болезни легких, ЖКТ | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Болезни печени, почек, ЖВС | Обсуждение теоретического материала, зарисовка микропрепаратов по теме занятия, описание макропрепарата. | ||
Рубежный контроль Аутопсия | По билетам устный опрос |
2.8. Тематический план самостоятельной работы студентов 5 семестр, 54 часа
№ | Темы СРС | Форма проведения | Часы |
1. | Рак желудка | Презентация | |
2. | Наследственные липидозы | Презентация | |
3. | Наследственные гликогенозы | Презентация | |
4. | Общее ожирение. Истощение (кахексия) | Презентация | |
5. | Смерть, признаки смерти | Презентация | |
6. | Гранулематозное воспаление | Презентация | |
7. | Тератомы | Презентация | |
8. | Нарушения обмена меди. Болезнь Вильсона-Коновалова. | Презентация | |
9. | Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогенная остеопатия, гипервитаминоз Д. | Презентация | |
10. | Стресс.Шок. Кома. | Презентация | |
11. | Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром) | Презентация | |
12. | Иммунопатологические синдромы | Презентация | |
13. | Регенерация отдельных видов тканей | Презентация | |
14. | Ревматоидный артрит | Презентация | |
Болезнь Бехтерева | Презентация | ||
16. | Анемии. | Презентация | |
Органоспецифические эпителиальные опухоли | Презентация | ||
18. | Опухолеподобные заболевания челюстно-лицевой области | Презентация |
Время консультаций -с 14.00 - до15.00 после окончания цикла
Время рубежного контроля– по расписанию цикла
Время итогового контроля– в конце цикла по расписанию ОПиКУП
2.9. Основная литература:
1. Струков А.М. Серов В.В. Патологическая анатомия. Учебник М.Медицина, 1995г. – 688 с.
2. Серов В.В., Пальцев М.А., Патологическая анатомия. Учебник М.Медицина, 2010г. – 800 с.
Дополнительная литература:
1. Патологическая анатомия. Курс лекций. Учебное пособие (Под ред. В.В.Серова, М.А.Пальцева). М.Медицина, 1998 – 640 с
2. Руководство к практческим занятиям по патологической анатомии: Учебное пособие (В.В.Серов, М.А.Пальцев, Т.Н.Ганзен) – М., Медицина, 1998г – 544 с.
3. Серов В.В., Ярыгин Н.Е., пауков В.С. Патологическая анатомия: Атлас. – М., Медицина, 1986
2.10. Методы обучения:формы проведения лекций, практических занятий, СРСП, СРС.
· Чтение обзорных и проблемных лекций.
· Проведение практических занятий:
обсуждение теоретического материала, макро- и микропрепаратов по теме занятия, зарисовка микропрепаратов в альбом, описание макропрепаратов, подведение общих итогов.
Формы организации СРСП:
консультации по теме, семинары, дискуссии, самостоятельное выполнение практических занятий, решение тестовых заданий, работа с интерактивными обучающими программами, работа в малых группах, работа с таблицами, учебниками, рубежный контроль.
- Формы организации СРС:
работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения; составление тестов, подготовка презентаций, подготовка таблиц - схем, стендов, демонстрационного материала
Рейтинг допуска
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
Rд= (t+r1+r2)/3 × 0,6
где t– текущий контроль
r1 - первый рубежный контроль,
r2– второй рубежный контроль
Рейтинг экзамена
E= Е1 × 0,2 +Е2 0,2
где Е1 - баллы за I этап экзамена,
Е2 – баллы за II этап экзамена.
Итоговая оценка
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
I = R × 0,6 + Е1 × 0,2 +Е2 × 0,2
где
I– итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска и 40% оценки итогового контроля.
Шкала градации оценок
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание % | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | ОТЛИЧНО |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО |
Оценка СРС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Критерий | Уровни | |||
Полнота и логичность раскрытия темы Максимум – 20б | (18-20б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема полностью раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с точным использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме. | (15-17б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта, слайды представлены в логической последовательности с использованием специальной терминологии и символики. Текст слайдов написан лаконично, идеи ясно сформулированы, изложены коротко в структурированной форме. | (10-14б) Содержание презентации соответствует теме и поставленным задачам. Тема раскрыта недостаточно, нет логической последовательности в представлении слайдов. Слайды перенасыщены текстовым материалом. | (0-9б) Тема презентации не раскрыта |
Умение работать с источниками информации Максимум – 20б | (18-20б) Использованы современные источники информации в достаточном количестве | (15-17б) Использованы современные источники информации. | (10-14б) Использовано ограниченное число источников информации, приведены устаревшие источники информации. | (0-9б) Нет списка использованных источников информации или использованы только ресурсы Интернет |
Умение обобщать материал, делать выводы Максимум – 20 б | (18-20б) Материал обобщен, сделаны четкие и ясные выводы | (15-17 б) Материал обобщен, сделаны правильные выводы | (10-14б) Материал обобщен недостаточно, в выводах имеются грубые ошибки. | (0-9б) Материал не обобщен, выводов нет. |
Представление презентации и умение отвечать на вопросы Максимум – 20б | (18-20б) Студент свободно ориентируется в материале презентации, докладывает четко, грамотно, последовательно с использованием научной терминологии. При ответе на вопросы способен отстаивать свою позицию и умеет конструктивно реагировать на критику. | (15-17б) Студент ориентируется в материале презентации, не может свободно изложить содержание презентации. Правильно отвечает на большинство заданных вопросов. | (10-14б) Студент не ориентируется в материале презентации, читает текст презентации. Не может ответить на большинство заданных вопросов. | (0-9б) Студент слабо знаком с материалом, не отвечает на поставленные вопросы |
Соответствие требованиям оформления Максимум – 20 б | (18-20б) Оформление слайдов полностью соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, не перенасыщены текстом, не содержат грамматических ошибок. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории. | (15-17б) Оформление слайдов соответствует предъявляемым требованиям. Имеется титульный слайд с заголовком, план презентации, список использованной литературы и источников Internet. Слайды оформлены красочно, имеются непринципиальные ошибки в оформлении. Текст слайдов хорошо виден из любой точки аудитории. | (10 – 14б) Оформление слайдов не соответствует предъявляемым требованиям. Слайды оформлены в разных стилях, содержат принципиальные ошибки | (0-9б) Оформление реферата не соответствует требованиям |
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
- Максимум – 100б
Критерий | Уровни | |||
Когнитивная компетенция | (90-100) Содержание устного или письменного ответа студента полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, изложение логически грамотное, отличается последовательностью и аккуратностью и основано на понимании теоретического материала | (75-89) В изложении допущены небольшие пробелы, не искажающие логического и информационного содержания ответа. Изложение основано на понимании теоретического материала | (50-74) В изложении материала показано общее понимание вопроса, продемонстрированы знания, достаточные для дальнейшего обучения. Тема раскрыта непоследовательно, неполно, допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии. | (45-50б) В изложении показано незнание, непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допущены серьезные ошибки в определении понятий, использовании терминологии |
Операциональная компетенция | (90-100) Подробное описание макро- или микропрепарат по схеме указанной в практическом занятии (5 пунктов) | (75-89) Неполное описание макро- или микропрепарат по схеме указанной в практическом занятии (4 пункта) | (50-74) Описание макро- или микропрепарат по схеме указанной в практическом занятии не отражает всех данных (3 пункта). | (45-50б) Описание макро- или микропрепарат по схеме указанной в практическом занятии содержит один или два пункта схемы. |
Силлабус
По патологической анатомии - РА 12209