ВОСПАЛЕНИЕ. Воспаление челюстно-лицевой области.

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Воспаление - типический патологический процесс, сформировавшийся в эволюции как защитно-приспособительная реакция организма, тесно связанный с такими патологическими процессами как лихорадка, аллергия, гипоксия, нарушения кислотно-основного равновесия, а также с иммунной функцией организма. Мера адекватности воспалительного процесса зависит, с одной стороны, от характера и интенсивности патогенного раздражителя, а с другой - от реактивности организма. Знание этих особенностей позволяет врачу целенаправленно проводить профилактику и лечение как местных, так и общих признаков.

Проблема гнойных инфекций, поражающих челюстно-лицевую область, в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В клинике челюстно-лицевой хирургии именно одонтогенные воспали­тельные заболевания являются одним из наиболее распростра­ненных видов патологии. В последние годы число больных с эти­ми заболеваниями значительно увеличилось, усугубилась тя­жесть течения процесса, что нередко приводит к таким тяжелым осложнениям. Поэтому знаний особенностей патогенеза воспаления челюстно-лицевой области имеет важное значение для его эффективного лечения и профилактики осложнений.

II. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

После самостоятельного изучения материала данной темы студент должен знать:

- современное определение и классификации воспаления;

- основные процессы воспалительной реакции и механизмы их развития;

- основные клинические признаки воспаления и механизмы их развития;

- принципы патогенетической терапии.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала данной темы студент должен знать:

- гистогематические взаимоотношения;

- физиологические механизмы неспецифической резистентности;

- физиологическую роль биологически активных гуморальных и клеточных факторов.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Развитие взглядов на сущность воспаления. Теории воспаления (Р. Вирхов, Ю. Конгейм, Г. Шаде, В. Менкин, И.И. Мечников). Современное понимание сущности и биологического значения воспаления.

2. Классификация воспаления:

а) по характеру местных изменений: альтеративное, экссудативное (серозное, катаральное, фибринозное, гнойное, гнилостное, геморрагическое, смешанное), пролиферативное;

б) по течению: острое, подострое, хроническое;

в) по реактивности: нормэргическое, гиперэргическое, гипоэргическое.

г) по этиологии: инфекционное, неинфекционное (асептическое).

3. Местные признаки воспаления (краснота, припухлость, повышение температуры, болезненность, нарушение функции) и механизмы их развития.

4. Стадии местных изменений при воспалении и механизмы их развития. Учение о фагоцитозе.

5. Общие реакции организма при воспалении.

6. Принципы лечения воспаления. Биологическая роль воспалительной реакции.

7. Особенности течения воспаления в пульпе, периодонте, кости, слюнных железах и в мягких тканях лица.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: МЕДпресс, 1998. – Т.1 - С. 101-151.

б) дополнительная:

1. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД, 2002. – Т. 1. – С. 142-200.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 152-177.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 181-201.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Сущность нутритивной (Вирхов) и сосудистой (Конгейм) теорий воспаления.

2. Сущность физико-химической (Шаде) и биохимической (Менкин) теорий воспаления.

3. Сущность биологической теории воспаления И.И. Мечникова и ее роль в понимании сущности воспаления.

4. Современное определение воспаления и его обоснование.

5. Классификация воспаления.

6. Местные признаки воспаления и механизмы их развития.

7. Особенности изменения обмена веществ в очаге воспаления.

8. Физико-химические сдвиги в очаге воспаления и механизмы их развития.

9. Механизмы альтеративных изменений в очаге воспаления. Система антиоксидантной защиты клеток.

10. Стадии нарушения кровообращения в очаге воспаления и механизмы их развития.

11. Механизмы развития экссудации и ее значение при воспалении, виды экссудатов.

13. Классификация медиаторов воспаления. Роль биологически активных веществ в развитии воспаления.

14. Механизмы эмиграции лейкоцитов в очаге воспаления. Роль молекул адгезии.

15. Роль различных видов лейкоцитов в очаге воспаления.

16. Понятие о фагоцитозе. Стадии фагоцитоза и механизмы их развития.

17.Кислородзависимые и кислороднезависимые бактерицидные механизмы фагоцитов.

17. Механизмы пролиферативных изменений в очаге воспаления.

18. Причины и механизмы развития хронического пролиферативного воспаления, его патогенетическое значение.

19. Взаимосвязь местных и общих изменений в развитии воспаления.

20. Роль нервных и гормональных механизмов в развитии воспаления.

21. Общие изменения в организме при воспалении.

22. Защитно-приспособительные и разрушительные явления при воспалении.

23. Механизмы барьерной функции воспалительной реакции.

24. Биологическое значение воспаления.

25. Принципы лечения воспаления.

26. Принципы прогнозирования течения острого воспаления в челюстно-лицевой области.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

1. Представить в виде таблицы классификацию медиаторов воспаления.

2. Составить схему патогенеза хронического воспаления

3. Составить схему метаболизма арахидоновой кислоты.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.

1. Проверка выполнения обязательного задания.

2. Контроль самоподготовки по тестовой методике.

3. Самостоятельное выполнение работ по изучению сосудистых изменений (опыт Конгейма) и основных фаз фагоцитоза при воспалении.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

5. Фронтальный разбор теоретического материала и решений проблемных задач.

ООД

по изучению сосудистой реакции при воспалении
брыжейки кишечника лягушки

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка лягушки к эксперименту.     2. Приготовление препарата брыжейки кишечника.   3. Проведение эксперимента.     4. Анализ данных эксперимента.   5. Оформление протокола.     1. Работу выполнить согласно описанию в "Руководстве к практическим занятиям по патологической физиологии" / Под ред. С.М. Павленко. – 1974. - С. 48. 2. При выполнении обратить внимание на следующие моменты: а) разрез делать только с правой стороны во избежание перекручивания петли кишечника; б) при фиксации кишечника булавки вкалывать под углом 45о в толщу кишки, чтобы не мешать движению объектива микроскопа;   в) при растягивании кишечника не нарушать целостности брыжейки и сосудов, чтобы не вызвать кровотечения и нарушения капиллярного кровообращения. 3. Приготовленный препарат поместить под микроскоп и под малым увеличением изучить поэтапное изменение кровотока в сосудах микроциркуляторного русла (артериолах, прекапиллярах, капиллярах и венулах). Обратить внимание на скорость и характер кровотока, на количество и ширину капилляров, на начало краевого стояния лейкоцитов, а под большим увеличением микроскопа проследить эмиграцию лейкоцитов. 4. Объяснить механизмы развития сосудистой реакции и механизмы эмиграции лейкоцитов. 5. В протоколе зарисовать стадии сосудистых расстройств, краевое стояние и выход лейкоцитов, изложить механизмы их развития и написать вывод.

ООД

по изучению фагоцитоза птичьих эритроцитов в брюшной полости
морской свинки

Последовательность действий Способ выполнения действия
1. Микроскопия мазка.   2. Анализ результатов.   3. Оформление протокола. 1. Подготовить микроскоп к работе. В мазке под малым увеличением найти скопление эритроцитов и лейкоцитов. Нанести каплю иммерсионного масла, перевести на объектив 90 и продолжать микроскопировать под иммерсионной системой. При изучении обратить внимание, что эритроциты птиц ядерные, а фагоциты морской свинки представлены моно- и полинуклеарами. Найти все фазы фагоцитоза и проследить последовательность изменений структуры эритроцита по мере его поглощения. 2. Указать характер взаимодействия с эритроцитами, объяснить механизмы и дать оценку биологической сущности наблюдаемого явления. 3. Зарисовать каждую стадию фагоцитоза цветными карандашами, написать объяснение и вывод.

ЛИХОРАДКА

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Лихорадка - типический патологический процесс, который возникает при многих заболеваниях человека. Значение лихорадки как защитно-приспособительного процесса чрезвычайно велико для врачей большинства специальностей, поэтому знание основ этиологии, патогенеза и биологической сущности лихорадки является абсолютно необходимым. Лихорадка сопровождается и различными изменениями состояния органов и тканей челюстно-лицевой области, что необходимо учитывать в стоматологической практике.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен:

- дать определение понятия "лихорадка" и уметь обосновать его;

- знать этиологию, патогенез и биологическое значение лихорадки;

- уметь объяснить механизмы развития и течения лихорадки при различных заболеваниях;

- уметь обосновать тактику врача при лихорадке у пациента;

- быть готовым выполнить эксперименты и осуществить анализ полученных результатов.

Наши рекомендации