Назначение, функции и структура функциональной подсистемы МЗ Украины в пределах Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС.
Украина имеет все предпосылки для возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф. Причем, из-за повышенной техногенной нагрузки и наличия значительного количества вредных производств, большой плотности населения, в результате ЧС возникают значительные санитарные потери, как правило, разрушается инфраструктура жизнеобеспечения (энергетики, транспорта, социальной сферы и т.п), наносятся непоправимые повреждения окружающей среде, возникает долговременная экологическая ЧС. При стихийных бедствиях, таких, как наводнения, землетрясения, оползни, при катастрофах, таких, как взрывы, пожары, организация оказания медицинской помощи одновременно большому количеству пострадав-ших силами местной сети здравоохранения становится невозможным. В районе ЧС возникает потребность в дополнительном количестве медицинских работников, медикаментов, медицин-ского санитарно-гигиенического оборудования. Для срочной госпитализации пострадавших в тяжелом состоянии требуется дополнительный специальный транспорт. Мобилизация дополни-тельных сил и средств и отправление их в зону ЧС и организация оказания медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации должны осуществляться силами и средствами формирований и заведений ГСМК. Согласно утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины Положения о ГСМК организационно-методическое руководство ГСМК осуществляется Министерством здравоохранения Украины и по существу ГСМК является организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения Украины.
Для эффективного функционирования ГСМК и всех заведений системы здравоохранения необходима своевременная, непрерывная, полная и достоверная информация о медико-сани-тарных последствиях ЧС, состоянии системы здравоохранения в зоне ЧС, состоянии готовности сил и средств ГСМК к адекватному последствиям ЧС реагированию. Без достаточной инфор-мации невозможно принятие управленческого решения руководством ГСМК о развертывании мобильных формирований, направлении к району ЧС необходимых медицинских сил и средств, невозможно осуществлять координацию их усилий. Для информационно-аналитического обеспечения процессов подготовки, принятия и контроля выполнения решений по вопросам предупреждения возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силами и средствами ГСМК было принято решение о возложении этих функций на информационно-аналитическую функциональную подсистему МЗ Украины в пределах Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС.
Правительственная информационно-аналитическая система по вопросам чрезвычайных ситуаций (ПИАС ЧС) имеет основным назначением обеспечение Кабинета Министров Украины и других органов исполнительной власти достоверной информацией, связанной с экологической безопасностью, факторами риска возникновения ЧС, а при возникновении ЧС - о ее последствиях, ходе работ по ликвидации ее последствий. На эту систему также возлагается:
- накопление информации в соответствующих базах данных;
- обеспечение оперативного доступа к этим базам данных определенному кругу пользователей информации;
- обеспечение совместимости информации на основе использования единых принципов построения баз данных, единой сертифицированной картографической информации, единых классификаторов и стандартов;
- обеспечение проведения научного прогнозирования возможного возникновения ЧС и их медико-санитарных последствий;
- обеспечение информационного взаимодействия и координации работы органов исполнительной власти по предотвращению возникновения ЧС и ликвидации их последствий.
Одной из функциональных подсистем в пределах ПИАС ЧС является функциональная подсистема Министерства Здравоохранения (МЗ) Украины.
Решением МЗ Украины для построения узлов государственного и территориального уровней функциональной подсистемы МЗ Украины в ПИАС ЧС определены заведения ГСМК. Таким образом, функциональная подсистема МЗ Украины в пределах ПИАС ЧС стала информационно-аналитической системой МЗ Украины по вопросам ЧС, выполняющей также функции информационно-аналитической системы ГСМК.
Предусмотрено 4 уровня узлов информационно-аналитической системы.
Первый уровень - (уровень МЗ Украины) включает один основной узел. Согласно приказа МЗ Украины от 03.08.2000 г. № 189 основной узел функциональной подсистемы МЗ Украины в пределах ПИАС ЧС (дальше узел МЗ Украины) развернут на базе главного заведения ГСМК - Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф (УНПЦ ЭМП и МК).
Второй уровень - уровень территориальных органов управления здравоохранением (даль-ше - ТОУЗ). Основные узлы этого уровня: МЗ АРК, управления здравоохранением областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций (дальше - узлы ТОУЗ), развернутые на базе главных заведений ГСМК территориального уровня - территориальных центров экстренной медицинской помощи.
Третий уровень - (уровень органов управления здравоохранением районов и городов об-ластного подчинения) - узлы центральных районных (городских) больниц (дальше - ЦРБ, ЦГБ) и городских органов управления здравоохранением госадминистраций городов областного подчинения.
Базовый (четвертый) уровень составляют все заведения здравоохранения: станции скорой медицинской помощи, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), районные и городские санэпидстанции и т.п., которые согласно своих положений (уставов) принимают участие в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций или к которым обратился за медицинской помощью пострадавший от ЧС.
Приказом МЗ Украины от 03.08.2000 г. № 189 утвержден Регламент подачи информации в функциональной подсистеме МЗ Украины в пределах ПИАС ЧС, который устанавливает порядок информационного взаимодействия МЗ Украины, МЗ АРК, управлений здравоохране-нием областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций и учреждений и заведений здравоохранения при возникновении или угрозе ЧС, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Действие Регламента распространяется на все учреждения и заведения здра-воохранения системы МЗ Украины и территориальных органов управления здравоохранением (дальше - заведения здравоохранения), и на ведомственные заведения, которые относятся к ГСМК Украины.
Основным заданием информационного взаимодействия является:
- информационное обеспечение центрального узла информационно-аналитической обработки информации ПИАС ЧС в Кабинете Министров Украины (дальше - центральный узел ПИАС ЧС), резервного узла информационно-аналитической обработки информации ПИАС ЧС в МЧС Украины (дальше - резервный узел ПИАС ЧС) через узел информационно-аналити-ческой обработки информации МЗ Украины (дальше - узел МЗ Украины);
- сбор, накопление и аналитическая обработка информации о медико-санитарных последствиях ЧС из узлов информационно-аналитической обработки информации ПИАС ЧС в ТОУЗ (дальше – узлы ТОУЗ) и заведений здравоохранения;
- обеспечение постоянной связи и обмена информацией между центральным узлом ПИАС ЧС, резервным узлом ПИАС, узлом МЗ Украины, узлами ТОУЗ и заведениями здравоохране-ния.
Основные задания реализуются путем разделения общих заданий на конкретные функции узлов информационно-аналитической системы всех уровней.
Регламент определяет функции узла МЗ Украины таким образом:
- обеспечение оперативно-дежурной деятельности функциональной подсистемы МЗ Украины ПИАС ЧС;
- прием, регистрация, накопление, обработка и анализ информации, поступающей к узлу МЗ Украины, для подготовки управленческих решений на государственном уровне;
- обеспечение постоянной связи и обмена информацией с центральным и резервными узлами системы ПИАС ЧС, руководством МЗ Украины и узлами ТОУЗ;
- постоянное обновление базы данных функциональной подсистемы МЗ Украины, обеспечение возможности оперативного доступа и сохранение информационного фонда;
- подача оперативной информации в центральный и резервный узлы ПИАС ЧС, руководству МЗ Украины, подготовка и подача руководству МЗ Украины аналитических справок по медико-санитарным последствиям ЧС и их ликвидации и (или) минимизации их вредного влияния, угрозе их возникновения;
- обмен информацией с соответствующими органами функциональных подсистем ПИАС ЧС других ведомств и территориальных подсистем ПИАС ЧС относительно ЧС, угрозы их возникновения, медико-санитарных последствий ЧС и их ликвидации.
На узлы ТОУЗ возложены следующие функции:
- обеспечение оперативно-дежурной деятельности ТОУЗ в ПИАС ЧС;
- сбор, регистрация, накопление и аналитическая обработка информации, поступающей в ТОУЗ;
- передача информации по установленной форме и в определенные сроки в узел МЗ Украины и руководству ТОУЗ;
- сбор и накопление информации, создание баз данных, постоянное их обновление и сохранение;
- поддержка постоянной связи и обмен информацией с узлом МЗ Украины, дежурными
ЦРБ и ЦГБ в ПИАС ЧС, руководством ТОУЗ, оперативными службами управлений по
ЧС и гражданской защите соответствующей административной территории;
- подача оперативной и аналитической информации по медико-санитарным последствиям ЧС, угрозе их возникновения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в узел МЗ Украины, руководству ТОУЗ.
Узлы ЦРБ и ЦГБ выполняют такие функции:
- обеспечение оперативно-дежурной деятельности ЦРБ, ЦГБ в ПИАС ЧС;
- сбор, регистрация и передача информации по установленной форме и в определенный срок относительно ЧС, их медико-санитарных последствий и ликвидации в узлы ТОУЗ и местным органам исполнительной власти;
- поддержка постоянной связи и обмен информацией с узлом ТОУЗ, местными органами исполнительной власти, заведениями здравоохранения (в т.ч. ведомственными заведениями ГСМК) и медико-санитарными частями объектов на территории района (города).
На заведения здравоохранения возложены следующие функции:
- сбор, регистрация и передача информации по установленной форме и в определенный срок относительно НС, их медико-санитарных последствий и ликвидации дежурному ЦРБ или ЦГБ и местного органа исполнительной власти;
- поддержка постоянной связи и обмен информацией с дежурным ЦРБ и ЦГБ (соответ-ственно подчинению), местными органами исполнительной власти, другими заведениями здравоохранения территории района (города).