Аналитическая обработка информации узлами информационно-аналитической функциональной подсистемы МЗ Украины и вопросов ЧС.

Оперативное информационное обеспечение органов государственной власти обо всех ас-пектах ликвидации медико-санитарных последствий ЧС дает возможность органам управления здравоохранением, отвечающим за организацию экстренной медицинской помощи пострадав-шим от ЧС и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС, принимать управленческие решения, соответствующие ситуации. Це очень важная функция подсистемы МЗ в ПИАС ЧС.

Важными функциями подсистемы МЗ Украины в ПИАС ЧС являются также сбор, накоп-ление и аналитическая обработка накопленной информации по широкому спектру вопросов, которые необходимо решить для обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера. Эти функции позволяют обеспечить проведение научно обоснованного прогнозирования возможного возник-новения ЧС и их последствий, способствовать перестройке эффективной системы предотвра-щения ЧС, обосновать оптимальные мероприятия по ликвидации медико-санитарных послед-ствий ЧС, предотвращение которых невозможно.

Регламент подачи информации в функциональной подсистеме МЗ Украины в пределах ПИАС ЧС предусматривает разные формы подачи аналитической информации узлами ПИАС ЧС: в форме докладных записок, справок, периодических и тематических обзоров.

Информация, подаваемая в узлы подсистемы МЗ ПИАС ЧС, делится на:

- служебную, которая обеспечивает функционирование подсистемы;

- специальную (ретроспективные данные о возникновения или угрозе возникновения ЧС на соответствующей административной территории, их медико-санитарные последствия, мероприятия по их ликвидации и эффективность внедренных мероприятий);

- текущую (информацию об изменениях базовых данных, фиксация текущих событий).

Следует заметить, что служебная, специальная и даже текущая информация, которая по-дается в узлы высшего уровня, согласно Регламента, нуждаются в определенной аналитической подготовке и должна обеспечивать:

- определение и идентификациюЧС;

- классификацию источников возникновения ЧС и обобщение опыта их ликвидации;

- возможность постоянного контроля за состоянием, финансовым и материально-техни-ческим обеспечением сил и средств Государственной службы медицины катастроф;

- моделирование процессов с целью прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС;

- поддержку процесса формирования оптимальных решений, которые могут быть приняты для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Накопленная на протяжении определенного времени работы информация узлов подсис-темы МЗ ПИАС ЧС всех уровней, кроме того, что является основой для аналитического анализа конкретной деятельности, имеет большую научную ценность и подлежит дублируемому хранению, как в виде баз данных, папок, файлов на сервере ПЭВМ, так и на носителях информации (дискетах, дисках) и в обработанном виде на бумажных носителях.

Планирование мероприятий медицинского обеспечения населения при ЧС.

Анализ ликвидации медико-санитарных последствий значительных по масштабам ЧС природного и техногенного характера и сопоставление проведенных и запланированных заблаговременно мероприятий свидетельствуют, что динамика влияния поражающих факторов на окружающую среду и население после катастрофы и медико-санитарные последствия реальной катастрофы могут отличаться от прогнозируемых.

Эффективное планирование медико-санитарного обеспечения населения в условиях ЧС возможно при доскональном владении ситуацией в заведении, регионе, знании требований правовых, нормативных и директивных документов по организации медико-санитарного обес-печения населения в условиях ЧС.

Планирование медико-санитарного обеспечения населения в условиях ЧС осуществляется как на государственном, так и на территориальном уровнях.

Основной целью планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС является:

- анализ реального состояния всех звеньев системы здравоохранения административной территории и их готовности к функционированию в условиях ЧС: состояние обеспечения и уровня подготовки медицинских кадров и возможности их привлечения к работе в зоне ЧС и на этапах медицинской эвакуации; состояние койкофонда медицинских заведений и возможность его перепрофилирования и развертывания дополнительного койкофонда; состояние материаль-но-технического обеспечения медицинских заведений, созданных на их базе мобильных медицинских формирований; наличие резервов санитарно-гигиенического, медицинского и специального имущества на случай ЧС; наличие и состояние санитарного, вспомогательного автотранспорта и других видов транспорта для развертывания сил ГСМК и эвакуации пострадавших, населения и медицинских заведений, состояние системы оперативной связи и возможность оборудования современной связью формирований ГСМК и т.п.;

- расчеты возможных санитарных потерь среди населения, выхода из строя медицинских заведений и медицинского персонала при ЧС;

- расчеты необходимого количества медицинских формирований, медицинских кадров, дополнительного койкофонда, запасов санитарно-гигиенического, медицинского и специаль-ного имущества, транспорта и других материально-технических средств для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- на основании сравнения потенциала системы здравоохранения и рассчитанных потребностей определение количества формирований, медицинских кадров, материально-технических средств, санитарно-гигиенического, медицинского и специального имущества, которое необходимо привлечь в ГСМК при ЧС из других ведомств, предприятий различной формы собственности, общественных организаций. Учитывая существующую правовую базу рыночных отношений, привлечение материально-технических средств юридических лиц всех форм собственности требует предварительного согласования с владельцем, решения вопросов финансирования и государственного заказа;

- планирование накопления и поддержания в готовности оперативных резервов формирований и заведений ГСМК;

- планирование подготовки кадров и формирований для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их сертификации и лицензирования.

Организация планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Основанием для организации разработки “Плана медико-санитарного обеспечения населе-ния в ЧС” является Приказ МЗ Украины и утвержденные этим приказом задания на планиро-вание. Как свидетельствует приобретенный опыт, выходу этого приказа должно предшество-вать согласование текста задания специалистами МЗ Украины с органом управления здравоох-ранением административной территории.

Задание является нормативным документом, определяющим минимум требований, обязательных для выполнения при планировании, а именно:

- прогноз медико-тактической обстановки в пределах административной территории;

- основные задачи медико-санитарного обеспечения населения, вытекающие из прогнози-руемой обстановки при возможных ЧС;

- состав (профиль) и численность образуемых медицинских формирований ГСМК госу-дарственного уровня и минимальная численность и состав формирований ГСМК террито-риального уровня;

- количество и профиль коек в лечебно-профилактических заведениях (ЛПЗ), предназначен-ных для приема пораженных и больных при ликвидации последствий ЧС, отнесенных к ГСМК государственного уровня и минимальное количество и профиль коек в ЛПЗ, предназначенных для приема пораженных и больных при ликвидации последствий ЧС, отнесенных к ГСМК территориального уровня;

- сроки приведения в готовность медицинских формирований и коечной сети к приему пораженных и больных;

- порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом образуемых медицинских формирований и коек в ЛПЗ, предназначенных для принятия пораженных и больных;

- порядок материально-технического и транспортного обеспечения формирований и заведений ГСМК;

- состав, сроки приведения в готовность и назначение сил и средств, которые выделяются в порядке взаимодействия различными ведомствами, частными предприятиями и обществен-ными организациями, принимающими участие в ликвидации медико-санитарных последствий;

- расположение пунктов управления ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС и порядок подачи сообщений.

Разработка и обоснование “Плана медико-санитарного обеспечения населения Автоном-ной Республики Крым, области, городов Киева, Севастополя при ЧС” согласно функциональ-ных обязанностей возлагается на территориальный центр экстренной медицинской помощи соответственно АРК, области, городов Киева, Севастополя. После получения Приказа МЗ Украины и задания на планирование территориальный центр экстренной медицинской помощи (по поручению органа управления здравоохранением административной территории) готовит проект приказа органа управления здравоохранением административной территории по организации планирования и согласовывает с медицинскими заведениями ГСМК всех ведомств и форм собственности проекты заданий этим заведениям на организацию планирования ими медико-санитарного обеспечения населения в условиях ЧС. В приказе на организацию планирования медико-санитарного обеспечения населения в ЧС определяется состав группы разработчиков, сроки разработки планирующих документов, порядок их согласования и подачи на утверждение, сроки экспертной проверки реальности отработанного плана и внесения в него соответствующих корректив. Приказ утверждает задания заведениям ГСМК на планирование мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения в условиях ЧС.

Задания заведениям ГСМК определяют:

- состав (профиль) и численность образуемых медицинских формирований ГСМК государственного и территориального уровней;

- количество и профиль коек, предназначенных для приема пораженных и больных при ликвидации последствий ЧС, отнесенных к ГСМК государственного и территориального уровней;

- сроки приведения в готовность медицинских формирований для отправления в район ЧС и дополнительного койкофонда к приему пораженных и больных;

- порядок снабжения медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом образуемых медицинских формирований и коек в ЛПЗ, предназначенных для принятия пораженных и больных;

- порядок материально-технического и транспортного обеспечения формирований и заведений ГСМК;

- состав, сроки приведения в готовность сил и средств различных ведомств, частных предприятий и общественных организаций, которые выделяются в порядке взаимодействия в распоряжение заведений ГСМК для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- расположение пунктов эвакуации ЛПЗ ГСМК, пути эвакуации и материально-техническое и транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий.

При разработке заданий заведениям ГСМК проводятся соответствующие расчеты и опре-деляется количество и профиль формирований и дополнительного койкофонда ГСМК терри-ториального уровня в зависимости от прогнозируемых санитарных потерь при возможных ЧС техногенного и природного характера в пределах их нормативов. Как правило, все форми-рования и дополнительный койкофонд ГСМК государственного уровня, определенные для административной территории заданием МЗ Украины, входят в состав формирований и койко-фонда территориального уровня. При планировании оперативных резервов пользуются типич-ными табелями, рекомендуемыми МЗ Украины, которые корректируются и утверждаются орга-ном управления здравоохранением территории с учетом местных особенностей (возможности территориального и ведомственного здравоохранения по созданию и подготовке сил и средств службы медицины катастроф; административно-географические, социально-экономические, климатические и другие особенности данной территории; наличие и характеристика местных ресурсов, которые используются для оснащения формирований и заведений ГСМК и т.п.).

С целью единого понимания и последовательности проведения планирующих мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения планирующие документы, которые отрабатываются, должны отвечать таким требованиям:

- воспроизводить реальное положение состояния сил и средств, органов управления территориального уровня ГСМК, в т.ч. и ведомственного подчинения;

- отвечать современным взглядам на организацию и тактику службы медицины катастроф, технологии выполнения мероприятий при лечебно-эвакуационном, санитарно-гигиеническом и противоэпидемическом обеспечении населения в ЧС;

- не содержать лишней и несоответствующей целям планирования медико-санитарного обеспечения населения информации;

- быть доступными пониманию и анализу без дополнительных расчетов, удобными в пользовании, обрабатываться с использованием достоверных официальных исходных данных.

План должен оформляться в 3 экземплярах, которые хранятся: первый экземпляр – в ор-гане управления здравоохранением административной территории; второй – в территориальном центре медицины катастроф; третий – в государственном (региональном) центре медицины ка-тастроф. Качественно составленный план позволяет еще в повседневных условиях учесть и под-готовить необходимые кадры, накопить и содержать в готовности к использованию в ЧС резер-вы санитарно-гигиенического, медицинского и специального имущества, способствует опе-ративному использованию всех возможностей административной территории, заблаговремен-ному принятию решения по необходимости привлечения помощи и резервов государственного уровня ГСМК.

Планы медико-санитарного обеспечения населения в экстремальных ситуациях на госу-дарственном уровне разрабатываются МЗ Украины, предварительно рассматриваются Цент-ральной координационной комиссией и утверждаются Кабинетом Министров Украины.

План медико-санитарного обеспечения населения в экстремальных ситуациях Службы на территориальном уровне разрабатывается МЗ Автономной Республики Крым, управлениями здравоохранением областных, Киевской и Севастопольской государственной администрации, предварительно рассматриваются территориальными координационными комиссиями Службы и утверждаются соответственно Советом министров Автономной Республики Крым, област-ными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

План медико-санитарного обеспечения населения административной территории (АРК, области, городов Киева и Севастополя) в условиях ЧС отображает содержание и объем меро-приятий по минимизации и ликвидации медико-санитарных последствий прогнозируемых ЧС в масштабе всей территории, отдельных городов и районов и является исходным документом для определения потребностей финансирования, медицинского снабжения, материально-техничес-кого и транспортного обеспечения планируемых мероприятий.

Структура плана и содержание его разделов.

Планирование мероприятий по медицинскому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях проводится по пяти уровням.

Планы первого уровняразрабатываются специалистами медицинского заведения, согласовываются с органами управления здравоохранением по подчиненности и утверждаются руководителем медицинского заведения.

Второй и третий уровни. Планы административного района, города без районного деления и с районным делением разрабатываются органами управления здравоохранением, согласовываются с органами управления высшего уровня и утверждаются органами исполнительной власти административного района или города.

Планы четвертого уровнясоставляются МЗ Автономной Республики Крым, управлениями здравоохранением облгосадминистраций, Киевской и Севастопольской горадми-нистраций, рассматриваются на заседании территориальной координационной комиссии и утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.

План пятого уровняразрабатывается МЗ Украины, согласовывается на заседании Центральной координационной комиссии и утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию с Министерством чрезвычайных ситуаций.

Планы медицинского обеспечения при ЧС должны включать такие основные разделы:

Раздел 1. Короткая характеристика сил и средств системы здравоохранения (объект, административная территория).

Раздел 2. Прогноз медико-санитарной обстановки в районе медицинского обслуживания при возникновении ЧС.

Раздел 3. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

3.1. Организация медицинской разведки.

3.2. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий.

3.3. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

3.4. Организация материально-технического обеспечения.

Раздел 4. Организация управления, связи и оповещения в случае чрезвычайных ситуаций.

Дополнения.

В первом разделе плана дается характеристика медицинских заведений на соответст-вующей административной территории, количества врачей (всего и по отдельным специаль-ностям), количества среднего медицинского персонала и структура его специализации, общего количества и специализации коечного фонда.

Отдельным подразделом дается характеристика сил, средств и формирований, которые включены в состав ГСМК центрального и территориального уровней, возможностей разверты-вания дополнительного коечного фонда, его профильность и перепрофилизация в зависимости от медико-санитарной ситуации.

Второй раздел плана посвящается прогнозу медико-санитарной обстановки, которая может возникнуть в случае наиболее вероятных для данной административной территории катастроф природного и техногенного характера. Он должен включать ретроспективный анализ природных и техногенных катастроф, возникающих на данной административной территории, и их медико-санитарных последствий, перечень потенциально опасных объектов, которые могут вызывать резкое ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, с определением поражающих факторов, физико-географических особенностей и т.д. Одно из основных мест в этом разделе должен занимать прогноз медико-санитарных последствий возможных катастроф с расчетом величины и структуры санитарных потерь среди населения. Отдельно определяется возможность попадания в очаг катастрофы медицинских заведений и прогнозируются возмож-ные последствия. Детальные расчеты к этому разделу можно выносить в дополнение к плану.

В третьем разделе плана освещается: кто, какими силами и где проводит медицинскую разведку (в частности, санитарно-эпидемиологическую) очага катастрофы, куда передается полученная информация и с какой периодичностью, как производится пополнение оснащения разведывательных групп с обозначением системы защиты их личного состава от поражающих факторов, действующих в очаге катастрофы. Определяется порядок организации и проведения защиты личного состава медицинских заведений и формирований, попадающих в очаг природ-ных и техногенных катастроф.

Последний раздел плана посвящен вопросам управления системой здравоохранения соот-ветствующего уровня в условиях ЧС, организации связи и оповещения о катастрофе и возник-новении чрезвычайной ситуации.

Управление включает сбор информации, ее анализ и оценку, принятие управленческого решения, планирование и организацию его выполнения (доведение до исполнителей, органи-зацию взаимодействия системы оперативного управления, контроль за выполнением постав-ленных заданий получения обратной информации для принятия последующих решений).

В период повседневной готовности обеспечение стойкости управления организация связи и оповещения, организация подготовки кадров для ГСМК, учет сил и средств для ликвидации медико-санитарных последствий катастроф и определение их использования в зависимости от конкретной обстановки возлагается на центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф.

Координацию действий отдельных звеньев ГСМК организуют координационные комис-сии в зависимости от уровня. Они должны иметь свои планы работы.

При разработке плана м/с обеспечения населения при ЧС выделяется картографическая часть, объяснительная записка и карта организации м/с обеспечения по всем заданиям МЗ и каждой из наиболее вероятных ЧС.

Как правило, это карта М 1:200. На карте наносится:

- административные границы территории и названия административных территорий, которые к ней прилегают;

- названия городов (населенных пунктов), районов, дислокация наиболее важных потен-циально-опасных объектов экономики (АЭС, химически опасных объектов, нефтегазопроводов и т.д.);

- основные автомобильные, железнодорожные, водные магистрали с указанием принятой их нумерации, узловые станции, пристани;

- зоны возможного заражения в результате аварий на радиационно, биологически- и химически опасных объектах;

- зоны возможного затопления, влияния селевых потоков и т.п.;

- сейсмически опасные зоны с указанием последнего года их активности, ее мощности;

- наличие естественно-очаговых инфекций с указанием последнего дня регистрации инфекции и количества случаев заболеваний;

- дислокация заведений здравоохранения по городам и районам территории с указанием их коечный емкости, в т.ч. той, которая перепрофилируется для приема пораженных и больных при ЧС;

- дислокация созданных формирований службы медицины катастроф по городам и райо-нам, в т.ч. ведомственного подчинения;

- дислокация заведений системы госсанэпиднадзора, службы крови, фармации и другие;

- дислокация пунктов управления службой медицины катастроф, наличие и марка средств радиосвязи или других форм связи.

В объяснительной записке отображаются:

- выводы из прогнозируемой медико-тактической обстановки, возможные санитарные по-тери населения, их структура, выход из строя медицинских заведений, потери медицинского персонала, влияние последствий ЧС на организацию медико-санитарного обеспечения населения;

- сжатая характеристика органов и заведений здравоохранения территориального и ведомственного подчинения, которая является базой образования службы медицины катастроф. Дислокация органов и заведений здравоохранения, в т.ч. ведомственного подчинения;

- задания ГСМК территориального уровня с учетом прогнозируемой обстановки и имеющихся возможностей по созданию ее сил и средств;

- силы (формирования, заведения, подразделения) ГСМК, системы территориальных органов здравоохранения, ведомственного подчинения, частной и общественной форм собственности с указанием сроков приведения их в готовность к работе при ЧС;

- организация снабжения созданных формирований и медицинских заведений (коечной сети) медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом, кровью и ее препаратами;

- организация транспортного обеспечения формирований и заведений ГСМК, соответ-ственно с проведенными службой мероприятиями;

- организация защиты персонала службы медицины катастроф от влияния поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций. При планировании (в зависимости от прогнозируемой медико-тактической обстановки) эвакуации лечебно-профилактических заве-дений отрабатывается расчет транспорта для их эвакуации;

- организация материально-технического, продовольственного снабжения формирований и заведений ГСМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (в том числе порядок технического обслуживания транспорта, обеспечения горюче-смазочными материалами, продо-вольственными товарами и водой, средствами связи, вещевым и другим имуществом);

- организация и содержание мероприятий с введением режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки и особен-ностей территориальной и ведомственной системы здравоохранения:

а) мероприятия общего характера;

б) мероприятия в зависимости от видов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного характера) для данной территории;

Расчет потребности сил и средств ГСМК проводится для всех ЧС соответственно заданию МЗ Украины и дополнительно – по прогнозируемым возможным катастрофам природного и техногенного характера по городам и районам с учетом возможных наибольших убытков по одной катастрофе каждого вида: при землетрясении, наводнении, аварии на объекте, содер-жащем СДЯВ; аварии на радиационно опасном объекте и т.д. Основным критерием опре-деления потребности сил и средств службы медицины катастроф и взаимодействующих форми-рований при этих расчетах принимается размер возможных санитарных потерь при катастрофах и выведение из строя заведений здравоохранения, с учетом наиболее оптимальных сроков оказания медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации;

- организация взаимодействия территориальной службы медицины катастроф с органами управления, заведениями и формированиями здравоохранения ведомственного подчинения, которые функционируют в пределах административной территории, с силами гражданской обороны. При этом определяется порядок взаимного выделения соответствующих сил и средств для решения определенных заданий из медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Силы, которые выделяются в порядке взаимодействия, должны быть полностью укомплектованы персоналом и обеспечены имуществом в соответствии с табелем оснащения. При планировании выделения соответствующих сил и средств определяется их место назначения и срок готовности, прибытия в место назначения;

- организация управления силами и средствами ГСМК с указанием органов управления, сроков оповещения и приведения их в готовность, порядка подачи сообщений. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС подписывается руководителем центра медицины ка-тастроф, согласовывается с заинтересованными органами управления ведомств, которые прини-мают участие в ликвидации ЧС, рассматривается на заседании координационной комиссии административной территории и утверждается руководителем органа управления здравоох-ранением административной территории.

Наши рекомендации