Структура комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политике

- научно- исследовательские учреждения;

- Государственные предприятия, центры стандартизации, метрологии и сертификации;

- Управление в делах защиты прав потребителей;

- Региональные лаборатории контроля за качеством продукции.

Стандарт – это образец, модель, эталон, принимаемый за исходный, для сопоставления с ним других подобных объектов. Как нормативно-технический документ, стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органов.

Объектом стандартизации может выступать все, что имеет перспективу применения. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы, так и на объекты различного нематериального характера.

Правовое регулирование стандартизации:

- Закон Украины «О стандартизации» от 17 мая 2001 г.;

- Закон Украины «О стандартах, техническом регламенте и процедуре оценки соответствия» от 1.12.2005 г.;

- Закон Украины «О подтверждении соответствия» от 17 марта 2001 г.;

- Декрет Кабинета Министров «О стандартизации и сертификации» от 10 мая 1993 г.

Правовое обеспечение качества на подзаконном уровне (стандарты, технические условия, технические регламенты, кодексы практики, нормативные по метрологии, утвержденные Госпотребстандартом, органами исполнительной власти, предприятиями и организациями ):

Государственные стандарты Украины утверждаются Госстан­дартом Украины.

Отраслевые стандарты разрабатываются в случае отсутствия государственных или при необходимости установления более высоких требований, чем те, которые содержатся в Государствен­ных стандартах. Обязательные требования отраслевых стандар­тов выполняются субъектами, которые входят в сферу управле­ния органа, их утвердившего.

Технические условия содержат технические требования, которые регулиру­ют отношения между поставщиком и потребителем продукции (это документ, которому должна отвечать продукция, процессы, услуги). Стандарты предприятий разрабатываются и используются толь­ко на конкретном предприятии, исходя из необходимости их при­менения.

Нормативные документы по стандартизации должны приме­няться государственными органами управления, субъектами хо­зяйствования на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хране­ния, транспортировки, утилизации, при выполнении работ и ока­зании услуг.

Государственные стандарты содержат обязательные и рекомен­дованные требования. К обязательным относятся: требования, которые обеспечивают безопасность продукции для жизни, здоро­вья и имущества граждан, охрану окружающей природной среды; требования техники безопасности и гигиены труда; требования и положения, которые обеспечивают достоверность и единство из­мерений; требования, касающиеся отходов.

Обязательные требования подлежат безоговорочному исполне­нию органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, учреждениями, организациями, физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности.

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

В настоящее время действуют свыше 22 тыс. государственных стандартов на важнейшие виды сырья и готовой продукции, а также 41 тыс. отраслевых стандартов и 188 тыс. технических условий.

В период многогранного, масштабного развития торгово-экономического сотрудничества между различными странами возникает необходимость в наличии такого инструмента, кото­рый бы гарантировал соответствие изготовленной продукции тре­бованиям стандартов и технических условий, независимо от стра­ны-изготовителя продукции. Таким инструментом в настоящее время является сертификация соответствия.

Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Главная задача нормативной базы по сертификации – создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности на внутреннем и внешнем рынках, предотвращение поступления не безопасной для жизни и здоровья людей продукции.

Наши рекомендации