Методика диагностики дизорфографии у младших школьников

Выявление дизорфографии у учащихся начальных классов включает уточнение структуры дефектов их устной речи, дис­лексии, дисграфии. Оно проводится с помощью общепринятых и логопедии методов и приемов. Поэтому отдельные разделы излагаются в сокращенном виде. Речевой материал подбирается учителем-логопедом в соответствии с программными требо­ваниями. По результатам обследования речи младших школь­ников заполняется «Схема обследования младшего школьника с дизорфографией». Процедура и инструкция выполнения заданий, диагностический материал, направленные на выявление симптоматики и механизмов дизорфографии, подробно даны в Приложении.

Карта обследования младших школьников с дизорфографией

Анкетные данные:

а) фамилия, имя;

б) возраст;

в)школа и класс;

г) национальность;

д) домашний адрес.

Анамнез

1. Протекание беременности и родов. Выявляется, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, физических, нервно-психических факторов, инфекционных заболеваний (краснухи, ОРВИ, гриппа, токсико-плазмоза, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней почек и печени, симптомов угрожающего выкидыша, токсикоза 1-й и 2-й половины беременности.

2. Отмечаются следующие особенности протекания родов: в срок, в 7, в 8 месяцев, затяжные, стремительные, обезвоженные и т.д. Использовалась ли стимуляция родовой деятельности и ее характер, длительность.

3. Состояние ребенка в момент рождения. Наличие травм во время родов (переломов, кровоизлияний, синей или белой асфиксии). Когда закричал. Вес и рост при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.

4. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у врачей-специалистов).

5. Данные о раннем развитии речи ребенка. Время появления гуканья, гуления, лепета, характер лепета, время появления первых слов и фразовой речи, отмечались ли нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмов. Какие звуки произносились длительное время неправильно (искажения, заме­ны, отсутствие звуков до 5 лет). Проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых нарушений, каковы результаты. Особенности понимания речи окружающих.

6. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, нарушений письменной речи.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить:

· наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении челюсти (верхней, нижней);

· дефекты прикуса (передний открытый, боковой, перекрест­ный, прогения, прогнатия);

· дефекты зубов (их отсутствие, двойной ряд зубов, мелкие, вне челюстной дуги, диастемы между передними); дефекты языка (микроглоссия, макроглоссия, «географичес­кий» язык, длинный и узкий, наличие короткой подъязыч­ной связки);

· дефекты твердого неба (высокое («готическое»), низкое, плоское, наличие и характер расщелин);

· дефекты губ (излишне толстые губы, наличие рубцов, корот­кая тонкая верхняя губа).

Исследование состояния экспрессивной речи

Состояние звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слов.

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.) Характер нарушения произнесения звуков речи (отсутствие, искажения, замены, смешения в различных условиях):

— при изолированном произношении звуков,

— в слогах (открытых, обратных, закрытых, со стечением согласных),

— в начале, середине и в конце слов,

— во фразах,

— в тексте.

Характер повторения (называния) слов различной звуко-слоговой структуры.

(Проводится согласно общепринятой в логопедии методике.)

Активный словарь

методика диагностики дизорфографии у младших школьников - student2.ru 3.1. Исследование объема и качества номинативного словаря (в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по лексическим темам)

Темы: «Дни недели», «Времена года», «Месяцы», «Части тела», «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Звери», «Домашние животные», «Птицы», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Профессия», «Армия», «Грибы», «Инструменты».

Оценка результатов: высокий уровень — объем экспрессивного и импрессивного словаря соответствует возрасту, уровень обобщения высокий, словарный запас богат родо-видовыми понятиями, энграммы автоматизированы; уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, соотношение между объемами активного и пассивного словаря, темп работы медленный; средний уровень — недостаточно развиты процессы классификации, обобщения; трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего — низкий уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы; низкий уровень — объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеют место лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются только с организующей помощью педагога.



Наши рекомендации