Задание 1. Приведите 5 примеров проявления дизорфографии у младших школьников (индивидуальная работа в тетради)

ПЗ 1. Определение понятия дизорфография, видов дизорфографии

План

1. Понятие дизорфография

2.Виды дизорфографии

Литература:

И.В.Прищепова Дизорфография младших школьников. изд КАРО, 2006

Понятие дизорфография

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.

Особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил детьми с сохранным интеллектом и устной речью правомерно называть дизорфографией.

Дети не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных.

Задание 1. Приведите 5 примеров проявления дизорфографии у младших школьников (индивидуальная работа в тетради)

2.Виды дизорфографии

По степени выраженностидизорфографии:

Тяжелая – низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего.

Средняя – в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне.

Легкая –выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные — на среднем и высоком уровнях.

По характеру проявления:

Морфологическаядизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).

Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.

Смешаннаядизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи:

-трудно увидеть «опасное место» в слове,

-сложно подобрать проверочное слово,

-хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.

ОТЛИЧИЯ причин возникновения дисграфии и дизорфографии:

При дисграфии на письме наблюдаются специфические ошибки, обусловленные недоразвитием сторон речи .Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии.

При дизорфографии на письме наблюдаются ошибки, обусловленные трудностями навыка морфологического анализа, то есть ребенок с трудом ориентируется в морфологической структуре слова, определении частей слова (корня, суффикса, приставки ), в подборе проверочных слов.

От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора.

Дизорфографический дефект связан с несформированностью у школьников:
-базовых компонентов грамотности,

-уровнем развития речи,

-«языковым чутьем»;

-владением произвольными действиями с языковыми единицами;

-компонентами словесно-логического мышления

-речеслуховой памятью;

-процессами внимания, памяти; мыслительные операции.

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций:

-ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря,

- низкая познавательная активность к языковому оформлению речи,

- трудности в сравнении звуковых единиц речи,

-несформированность дифференцировки лексического и грамматического значения,

-низкий уровень усвоения грамматических закономерностей.

- несформированность морфологических обобщений,

-недостаточная сформированность навыков оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.),

-нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова).

- трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Зачастую дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

- общее недоразвитие речи (ОНР);
-фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- дисграфию и дислексию ;
-различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
- пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:

* снижение слухоречевой памяти;
* нарушение буквенного гнозиса;
* нарушение динамического праксиса руки;
* затруднено восприятие ритмической структуры слова;
* нечеткая дикция, плохая артикуляция;
* нарушение лексико-грамматического строя речи.

С учетом степени трудности овладения школьниками с дизорфографией орфограммами выделены следующие их группы:

Первая группа - орфограммы на основе морфологического принципа написания: написание безударной гласной в корне, непроизносимых согласных, двойной согласной в простейших словах, парной согласной. Именно в них отмечается наибольшее количество ошибок.

Вторая группа- орфограммы средней степени трудности (на основе традиционного принципа написания и правил графики, например, написание -гн-, -гк-, -стн-, -оло-, -оро-, разделительный мягкий знак, правописание слов с непроверяемым написанием, прописная буква в именах, отчествах, и фамилиях людей, в кличках животных, в названиях городов, деревень, рек).

В третью группувходят орфограммы относительно легкие для усвоения на основе фонематического принципа написания (обозначение мягкости согласных на письме).

Таким образом, под влиянием школьного обучения успешнее всего развиваются и поддаются коррекции процессы фонематического восприятия, анализа и синтеза, являющиеся базовыми для овладения правилами на основе фонематического принципа. Усвоение этих правил предполагает достаточное развитие дифференциации фонем, умение соотносить фонемы с соответствующей графемой, развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

Наши рекомендации