С физиотерапией и сестринского дела

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой

ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по пропедевтике внутренних болезней

I - II Семестр

Владикавказ - 2012

Составители:

· д.м.н. Тотров И.Г.

· д.м.н., профессор Хетагурова З.В.

· д.м.н., профессор Амбалова С.А.

· д.м.н. Еналдиева Р.В.

· к.м.н. Гиоева Л.М.

· к.м.н. Джикаева З.С.

· к.м.н. Улубиева Е.А.

· к.м.н. Бестаев Д.В.

· к.м.н. Антониади И.В.

· Албегова З.А.

Утверждено на заседании ЦУКМС протокол №6 от 01.07.2010 г.

Задание для самостоятельной работы студентов

3 курса лечебного факультета по пропедевтике

Внутренних болезней

ТЕМА: «Введение. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Медицинская документация. Медицинская этика

И деонтология. Общий осмотр».

Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний.

1. Определение понятия - пропедевтика внутренних болезней.

2. Цели и задачи пропедевтики внутренних болезней.

3. Основы медицинской этики и деонтологии.

4. Русские и российские терапевтические школ.

5. Определение понятий «болезнь» и «здоровье».

6. Схема истории болезни.

7. Расспрос больного.

8. Сбор анамнеза заболевания и жизни.

9. Факторы риска и причинные факторы болезни.

10. Общий осмотр больного.

11. Общие сведения о диагностике заболевания.

Целевые задачи: Значение пропедевтики внутренних болезней в медицине. Цели и задачи пропедевтики внутренних болезней. Освоить методы непосредственного обследования больного.

Студент должен знать: 1. Основные цели и задачи пропедевтики внутренних болезней. 2. Основные этапы формирования клинического мышления. 3. План обследования больного. 4. Основы медицинской деонтологии и врачебной этики. 5. Ведущих представителей, основоположников русских и российских терапевтических школ. 6. Методику проведения расспроса и общего осмотра больного   Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов»., М.: «Медпресс-инорм», 2007г. 2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора Ю.С. Малова – СПб.: Спецлитература, 2003г. 3. Василенко В.Х., Гребнев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М.: Медицина,1992г. 4. Шамов И.А. «Пропедевтика внутренних болезней» Махачкала, 2002 г. 5. «Практическое руководство по пропедевтики внутренних болезней» под редакцией профессора С.Н. Шуленина Медицинское информационное агенство Москва 2006г. 6. Лекционный курс кафедры пропедевтики внутренних болезней.
Студент должен уметь: 1. Оформлять медицинскую документацию. 2. Пользоваться схемой диагностического поиска, правильно составлять план обследования больного 3. Применять на практике основные положения медицинской деонтологии и врачебной этики 4. Проводить расспрос и общий осмотр больного с последующим анализом полученных сведений и написанием фрагмента истории болезни. 5. Клинически мыслить, опираясь на опыт выдающихся представителей русских и российских терапевтических школ.     Литература: 1. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П., «Основы семиотики заболеваний внутренних органов»., М.: «Медпресс-инорм», 2007г. 2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора Ю.С. Малова – СПб.: Спецлитература, 2003г. 3. Василенко В.Х., Гребнев А.Л., «Пропедевтика внутренних болезней» М.: Медицина,1992г. 4. Шамов И.А. «Пропедевтика внутренних болезней» Махачкала, 2002 г. 5. «Практическое руководство по пропедевтики внутренних болезней» под редакцией профессора С.Н. Шуленина Медицинское информационное агенство Москва 2006г. 6. Лекционный курс кафедры пропедевтики внутренних болезней.


Мотивационный блок:

Приоритетное направление пропедевтики внутренних болезней в процессе становления врача-клинициста. Расспрос, общий осмотр больного, осмотр грудной клетки, пальпация грудной клетки являются важнейшими элементами врачебной техники, имеющими важное диагностическое значение, позволяющее правильно оценить функциональное состояние организма.

Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1.Что составляет основу клинической диагностики:

1.

2.

3.

2.Дайте определение пропедевтики внутренних болезней.

Пропедевтика – propaideuo – «…………………», «подготовка» – ……………………………………………………………………………........ )

3.Кому принадлежат строки:

«Профессия врача – это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

4.Термин «деонтология» происходит от греческих слов «deos» - должное и «logos» - учение, введен в обиход в начале XIX в. английским философом Бентамом как название учения о профессиональном поведении человека.

Основными вопросами деонтологии являются:

· взаимоотношение врача и больного,

· ятрогении, или болезни, связанные с врачеванием,

· этика ведения тяжелых и безнадежных больных,

· в том числе и вопросы эвтаназии,

· врачевание в век научно-технической революции,

· врачебная тайна,

· самосовершенствование и коллегиальность врачей.

Дайте определение понятию деонтология – ……………………………....

……………………………………………………………………………….. .

5.Определите и дайте характеристику конституциональному типу.

С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru

6.Выражение лица.

1) Facies Hippocratica (………………………) характерно для больных с:

· ………………………………………,

· ……………………………………….

Лицо мертвенно-бледное, осунувшееся, с запавшими тусклыми глазами и заостренным носом, на лице заметны капельки пота

2) Facies febris (…………………………….) обычно возбужденное, кожа гиперемирована, характерен лихорадочный блеск глаз.

3) С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru Facies nephritica (лицо больного с заболеваниями …………….) бледное, одутловатое, с отеками верхних и нижних век, отеками под глазами.

4) С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru Facies Basedovica (лицо больного с …………………...):отмечается тревожное, раздраженное или испуганное выражение лица, глазные щели расширены, характерен своеобразный блеск глаз, выпячивание глазных яблок или экзофтальм.

5) С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru Fades micsedemica — лицо больного с ………………….. . Округлое, одутловатое бледное лицо с утолщенными носом и губами. Характерно значительное ограничение мимики лица, тупой, иногда бессмысленный взгляд, отчего лицо становится крайне невыразительным.

6) С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru Facies leonina («львиное лицо») –лицо больного с…………………………………………………………………

С физиотерапией и сестринского дела - student2.ru кожа лица диффузно уплотнена, особенно пострадали брови, губы и нос. Брови выпали, и на их месте уже образовалась кожная складка: формируется «львиное лицо» (facies leonina). На ушных раковинах и на носу появились множественные бугорки и узлы (лепромы).

7) Risus sardonicus (сардоническая улыбка) –при …………………………. Мышцы лба, крыльев носа, углов рта напряжены, лицо застыло в страдальческой гримасе. Грудино-ключично-сосцевидные мышцы и подкожные мышцы шеи тоже напряжены.

7.Составьте по аналогии 3 задания:

1. К объективным методам обследования относятся:

а) пальпация;

б) перкуссия;

в) аускультация;

г) все перечисленное.

2. Исследование больного начинается:

а) с исследования сердечно-сосудистой системы;

б) с исследования дыхательной системы;

в) с выяснения жалоб больного;

г) со сбора анамнеза.

3. Положение, которое больной занимает для облегчения состояния:

а) активное;

б) пассивное;

в) вынужденное;

г) положение лежа.

Задание для самостоятельной работы студентов

3 курса лечебного факультета по пропедевтике

Внутренних болезней

Наши рекомендации