Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 2)
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
1. Какое гигиеническое значение имеет движение воздуха?
2. Что такое «роза ветров», как ее строят и каково ее практическое значение?
3. Какими приборами определяют скорость движения воздуха в открытой атмосфере и в помещениях?
4. Лучистое тепло, его гигиеническое значение, способы измерения.
5. В чем заключается сущность суммарного воздействия на организм человека различных метеорологических факторов и какие комплексные методы применяют для гигиенической оценки метеорологических условий?
II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Студент должен знать:
· Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха;
· Гигиенические нормативы скорости движения воздуха в закрытых помещениях и наружной атмосфере.
Студент должен уметь:
· Определять скорость движения воздуха в заданном помещении;
· Построить «розу ветров» по заданным параметрам;
· Провести комплексную оценку влияния метеоусловий на организм;
· Дать рекомендации по оптимизации микроклимата исследуемого помещения.
III. Литература
1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2000. – Гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2004. – Гл. I, с. 14 - 44.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2006. – Гл. I, с. 5 - 19.
IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Дописать:
а) Микроклимат – это ………………………………………….
б) Виды микроклимата
комфортный ……..………………
нагревающий …..…….. с субнор-
(переменно-нагре- …………. мальными
вающий) температурами
2. Заполнить таблицу: «Параметры микроклимата помещений при комфортных условиях»
Параметры микроклимата | Гигиенические нормативы |
1.Средняя температура воздуха · Для детей · В палатах для недоношенных детей · В перевязочных и процедурных кабинетах · В операционных В родовых | 18 - 20°С ………………………. ………………………. ………………………… ………………………….. ………………………….. |
2. Перепады температуры воздуха: · В горизонтальном направлении от наружной до внутренней стены · По вертикали · Суточные | …………………………… …………………………… …………………………… |
3. Относительная влажность воздуха при указанных температурах | ............ (зимой ……..%) |
4. Скорость движения воздуха в помещениях В спортивных залах | ……………………….. 0,5 – 0,6 м/сек |
5. Охлаждающая способность воздуха | 5,5 – 7,0 мкал/см2 сек |
3. Установить соответствие:
1. Температура воздуха | А. Высокая Б. Низкая |
2. Относительная влажность | А. Высокая Б. Низкая |
3. Скорость движения воздуха | А. Высокая Б. Низкая |
4. Охлаждающая способность | А. Высокая Б. Низкая |
а) Перегревание возникает при сочетании:
1 – А
2 - …
3 - …
4 – Б
б) Переохлаждение возникает при сочетании:
1 - …
2 – А
3 - …
4 - …
4. Дописать:
а) Изменения, возникающие в организме при общем переохлаждении:
- структурные изменения в клетках;
- спазм периферических сосудов;
- ……………………….;
- ……………………….;
- ………………………. .
б) Изменения, возникающие в организме при общем перегревании:
- усиление легочной вентиляции;
- …………………….;
- …………………….;
- …………………… .
5. Заполните таблицу:
Уровень скорости движения воздуха | Приборы для измерения |
1.до 2 м/сек 2. до 5 м/сек 3. до 15 м/сек 4. до 50 м/сек | ………………… ………………….. ………………….. …………………. |
6. Что такое «роза ветров»?
7. Составить «розу ветров» по данным таблицы; изобразить графически (масштаб: 1мм – 1%)
Данные для составления «Розы ветров»
Румбы | Повторяемость | |
Абсолютное число | % | |
С | ||
С - В | ||
В | ||
Ю - В | ||
Ю | ||
Ю - З | ||
З | ||
Штиль | ||
Всего | 365 (1 год) |
8. Перечислите методы комплексной оценки микроклимата: ………………….
Почему кататермометрия также является одним из методов комплексной оценки?
9. Заполните таблицу:
Эквивалентно-эффективная температура (ЭЭТ) - | это ……………….. |
Эффективная температура (ЭТ) - | это ………………… |
«Зона комфорта» лежит в пределах | 17,2 – 21,7°С эффективной температуры |
«Линия комфорта» лежит в пределах | ………. °С |
10. Решить ситуационную задачу.
При исследовании микроклимата жилого помещения в летнее время года установлено: температура воздуха – 23,5°С; относительная влажность – 75%; охлаждающая способность воздуха - 4,8 мкал/см2сек. Дать комплексную оценку микроклимата, указать проявления неблагоприятного воздействия его на организм и меры профилактики.
11. Составить ситуационную задачу на оценку микроклимата какого-либо помещения (например: палата хирургического отделения) по образцу, приведенному в задании № 10.