Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 2)

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. Какое гигиеническое значение имеет движение воздуха?

2. Что такое «роза ветров», как ее строят и каково ее практическое значение?

3. Какими приборами определяют скорость движения воздуха в открытой атмосфере и в помещениях?

4. Лучистое тепло, его гигиеническое значение, способы измерения.

5. В чем заключается сущность суммарного воздействия на организм человека различных метеорологических факторов и какие комплексные методы применяют для гигиенической оценки метеорологических условий?

II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

Студент должен знать:

· Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха;

· Гигиенические нормативы скорости движения воздуха в закрытых помещениях и наружной атмосфере.

Студент должен уметь:

· Определять скорость движения воздуха в заданном помещении;

· Построить «розу ветров» по заданным параметрам;

· Провести комплексную оценку влияния метеоусловий на организм;

· Дать рекомендации по оптимизации микроклимата исследуемого помещения.

III. Литература

1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2000. – Гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2004. – Гл. I, с. 14 - 44.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2006. – Гл. I, с. 5 - 19.

IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Дописать:

а) Микроклимат – это ………………………………………….

б) Виды микроклимата

Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 2) - student2.ru Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 2) - student2.ru

комфортный ……..………………

нагревающий …..…….. с субнор-

(переменно-нагре- …………. мальными

вающий) температурами

2. Заполнить таблицу: «Параметры микроклимата помещений при комфортных условиях»

Параметры микроклимата Гигиенические нормативы
1.Средняя температура воздуха · Для детей · В палатах для недоношенных детей · В перевязочных и процедурных кабинетах · В операционных В родовых 18 - 20°С ……………………….   ……………………….   ………………………… ………………………….. …………………………..
2. Перепады температуры воздуха: · В горизонтальном направлении от наружной до внутренней стены · По вертикали · Суточные     …………………………… …………………………… ……………………………  
3. Относительная влажность воздуха при указанных температурах   ............ (зимой ……..%)  
4. Скорость движения воздуха в помещениях В спортивных залах     ……………………….. 0,5 – 0,6 м/сек
5. Охлаждающая способность воздуха 5,5 – 7,0 мкал/см2 сек

3. Установить соответствие:



1. Температура воздуха А. Высокая Б. Низкая
2. Относительная влажность А. Высокая Б. Низкая
3. Скорость движения воздуха А. Высокая Б. Низкая
4. Охлаждающая способность А. Высокая Б. Низкая

а) Перегревание возникает при сочетании:

1 – А

2 - …

3 - …

4 – Б

б) Переохлаждение возникает при сочетании:

1 - …

2 – А

3 - …

4 - …

4. Дописать:

а) Изменения, возникающие в организме при общем переохлаждении:

- структурные изменения в клетках;

- спазм периферических сосудов;

- ……………………….;

- ……………………….;

- ………………………. .

б) Изменения, возникающие в организме при общем перегревании:

- усиление легочной вентиляции;

- …………………….;

- …………………….;

- …………………… .

5. Заполните таблицу:

Уровень скорости движения воздуха Приборы для измерения
1.до 2 м/сек 2. до 5 м/сек 3. до 15 м/сек 4. до 50 м/сек ………………… ………………….. ………………….. ………………….

6. Что такое «роза ветров»?

7. Составить «розу ветров» по данным таблицы; изобразить графически (масштаб: 1мм – 1%)

Данные для составления «Розы ветров»

Румбы Повторяемость
Абсолютное число %
С  
С - В  
В  
Ю - В  
Ю  
Ю - З  
З  
Штиль  
Всего 365 (1 год)  

8. Перечислите методы комплексной оценки микроклимата: ………………….

Почему кататермометрия также является одним из методов комплексной оценки?

9. Заполните таблицу:

Эквивалентно-эффективная температура (ЭЭТ) - это ………………..
Эффективная температура (ЭТ) - это …………………
«Зона комфорта» лежит в пределах 17,2 – 21,7°С эффективной температуры
«Линия комфорта» лежит в пределах ………. °С


10. Решить ситуационную задачу.

При исследовании микроклимата жилого помещения в летнее время года установлено: температура воздуха – 23,5°С; относительная влажность – 75%; охлаждающая способность воздуха - 4,8 мкал/см2сек. Дать комплексную оценку микроклимата, указать проявления неблагоприятного воздействия его на организм и меры профилактики.

11. Составить ситуационную задачу на оценку микроклимата какого-либо помещения (например: палата хирургического отделения) по образцу, приведенному в задании № 10.

Наши рекомендации