Тема 7. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Башкирский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

ГИГИЕНА ВОЗДУХА

Руководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха»

для студентов, обучающихся по специальности

«Лечебное дело» – 06.01.01 (65)

Уфа 2006

УДК 613.95:371.711

Гигиена воздуха: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов лечебного факультета /Авторы: Т.Р. Зyлькaрнаев, Е.Н. Мурысева, О.В. Тюрина, Х.З. Шубина. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006. – 35 с.

Руководство к практическим занятиям по разделу «Гигиена воздуха», составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. – М., 2000.

В руководстве представлены три темы: «Гигиеническая оценка физических свойств воздуха», «Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Оценка естественного и искусственного освещения помещений» и «Гигиеническая оценка химического состава воздуха».

Все темы составлены по единой схеме: обоснование актуальности и целей занятия, задания для самоподготовки - теоретические вопросы для подготовки к занятию, перечень рекомендуемой литературы, методики практических работ, примеры тестового контроля и ситуационных задач, эталоны ответов к ним, технологическая карта занятия.

Данное руководство поможет студентам в овладении теоретическим материалом и практическими навыками при подготовке к практическим занятиям, при выполнении самостоятельных работ на объектах, а также будет способствовать более успешной подготовке к экзаменам.

Печатается по рекомендации Координационного научно-методического совета по оптимизации учебного процесса и утверждено на заседании редакционно-издательского совета ГОУ ВПО БГМУ Росздрава.

Рецензенты:

Д.м.н., ученый секретарь отделения
медико-биологических наук академии наук РБ Н.Н. Егорова

К.м.н., доцент кафедры гигиены труда и
профболезней с курсом ИПО БГМУ Т.А. Байбурина

© ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.  
1. Введение    
2. Гигиеническая оценка физических свойств воздуха  
3. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Оценка естественного и искусственного освещения помещений    
4. Гигиеническая оценка химического состава воздуха  

ВВЕДЕНИЕ

Существование воздушной среды является обязательным условием поддержания жизни на Земном шаре. Воздушная среда необходима для дыхания человека, животных и растений, она является также резервуаром, принимающим газообразные продукты их обмена веществ. Через воздушную среду совершаются процессы теплообмена организма с внешней средой.

Воздушная среда позволяет человеку ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать органами чувств различные сигналы, чтобы судить о состоянии окружающей среды.

Воздушная среда оказывает существенное влияние на многие энергетические, геологические и гидрологические процессы, происходящие на поверхности Земли. Она служит одним из главных факторов климатообразования, профилактическим и лечебным фактором (закаливание, климатотерапия).

Воздух является источником некоторых видов сырья, запасы которого практически неисчерпаемы; из него добывают азот, кислород, аргон и гелий.

С гигиенической точки зрения воздушная среда неоднородна. Различают атмосферный воздух, воздух жилых и общественных зданий, воздух промышленных предприятий. Настоящее пособие посвящено изучению атмосферного воздуха и воздуха различных помещений. Воздух промышленных предприятий рассматривается в теме «Гигиена труда».

При гигиенической оценке воздуха необходимо учитывать: физические свойства воздуха – барометрическое давление, температуру, влажность, скорость движения, солнечную радиацию, электрическое состояние, радиоактивность; химический состав – содержание естественных составных частей и химических примесей; механические примеси – содержание пыли и дыма; микроорганизмы – число бактерий, их патогенность.

В процессе развития человеческого организма между ним и воздушной средой создалось тесное взаимодействие, нарушение которого может неблагоприятно влиять на организм. Значительные изменения физических и химических свойств воздуха могут привести к нарушению здоровья и снижению качества жизни.

Перед гигиеной стоят следующие задачи: 1. изучение природных и антропогенных факторов воздушной среды, оказывающих влияние на здоровье человека; 2. изучение закономерностей влияния этих факторов на организм человека; 3. научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов и по максимальному использованию факторов, положительно влияющих на организм человека. Реализация данных задач позволяет предупредить возникновение предпатологических и патологических состояний и, в конечном итоге, сохранить здоровье человека, что является основным направлением деятельности врача лечебного профиля.

Тема 7. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ

СВОЙСТВ ВОЗДУХА

Актуальность темы. Воздух является одним из важнейших объектов окружающей человека среды. Без воздуха немыслимо сколько-нибудь продолжительное сохранение жизненных функций организма. Состояние атмосферы постоянно влияет на человека. В первую очередь он испытывает воздействие физических факторов: атмосферного давления, температуры, влажности, движения воздушных масс. Резкие изменения физических свойств воздуха могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека, его работоспособность вследствие перенапряжения аппарата терморегуляции и нарушения теплового баланса.

Гигиеническая оценка физических факторов воздуха позволяет дать их характеристику, сделать вывод об их влиянии на здоровье человека и в соответствии с этим правильно организовать профилактические мероприятия по устранению или снижению их неблагоприятного воздействия.

Общая цель. Усвоить значение физических свойств (атмосферное давление, температура, влажность, движение воздушных масс) атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений, их влияние на организм человека, а также профилактические мероприятия по устранению или снижению их неблагоприятного воздействия. Овладеть методами определения физических свойств воздуха и уметь дать полученным результатам гигиеническую оценку.

Конкретные цели.Уметь:

1. Определять и оценивать барометрическое давление, температуру, влажность и скорость движения атмосферного воздуха и воздуха помещений различного назначения.

2. Давать рекомендации по устранению или снижению возможного неблагоприятного действия метеорологических факторов на здоровье человека и по оптимизации микроклиматических условий в помещениях.

3. Определять и оценивать кратность воздухообмена в жилых и учебных помещениях.

Для реализации целей обучения необходимы базисные знания:

1. Термодинамика биологических систем. Теплообмен, виды.

2. Терморегуляция, теплопродукция, теплоотдача.

Информацию, необходимую для формирования знаний, можно найти в следующих учебниках:

1. «Гигиена» /Под общей редакцией Г.И. Румянцева. – М., 2000. – С. 76-92, 197-220, 289-291, 305-306, 345-350, 353-354.

2. «Гигиена и экология человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 12-14.

3. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». Ю.П. Пивоваров. – М., 1999. – С. 8-16.

4. «Словарь гигиенических терминов и понятий». Е.Н. Мурысева,
Т.Р. Зулькарнаев, Г.Г. Максимов. Уфа, 2000. – 72 с.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

1. Атмосферный воздух, значение.

2. Гигиеническая характеристика атмосферного воздуха.

3. Гигиеническое значение атмосферного давления.

4. Метеотропные и сезонные заболевания, их профилактика.

5. Заболевания, связанные с воздействием повышенного и пониженного атмосферного давления, их профилактика.

6. Влияние на организм человека высоких и низких температур. Меры профилактики перегреваний и переохлаждений. Оптимальные температуры для различных помещений.

7. Гигиеническое значение влажности воздуха. Виды влажности. Нормы для помещений.

8. Гигиеническое значение движения воздуха. Нормы для помещений.

9. Роза ветров, значение, построение.

10. Комплексное воздействие температуры, влажности и движения воздуха на организм человека. Пути теплоотдачи при различных значениях указанных факторов.

11. Устройство и принцип работы приборов для измерения барометрического давления.

12. Устройство и принцип работы приборов для измерения температуры воздуха.

13. Определение температурного режима помещений.

14. Устройство и принцип работы приборов для измерения влажности воздуха.

15. Устройство и принцип работы приборов для измерения скорости движения воздуха.

16. Кататермометрия. Определение охлаждающих свойств и малых скоростей движения воздуха.

17. Кратность воздухообмена, значение, определение.

Наши рекомендации