Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 1)
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра общей гигиены
Методические рекомендации
Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям по общей гигиене
Владикавказ - 2010
Содержание:
Тема: Методы исследования физических факторов воздушной
среды и их гигиеническая оценка (занятие № 1)................................. 4
Тема: Методы исследования физических факторов воздушной
среды и их гигиеническая оценка (занятие № 2).................................. 9
Тема: Солнечная радиация, ее гигиеническое значение.
Применение ультрафиолетового излучения в профилактических
целях............................................................................................................. 14
Тема: Гигиеническая оценка питьевой воды и водоисточников........ 23
Тема: Методы улучшения качества питьевой воды............................. 28
Тема: Методы изучения физиологических сдвигов
и энергетических затрат организма при работе
и их гигиеническая оценка. ...................................................................... 37
Тема: Производственная пыль. Методы определения
пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка. ................. 45
Тема: Производственные яды. Методы определения
токсических веществ в воздухе рабочих помещений
и их гигиеническая оценка........................................................................ 53
Тема: Методы гигиенической оценки физических
факторов производственной среды (шума, вибрации, ультразвука,
инфразвука). Методы гигиенической оценки
производственного освещения................................................................ 61
Тема: Методы антропометрических исследований
и гигиеническая оценка показателей физического
развития детей и подростков................................................................... 71
Тема: Санитарно-гигиенические требования
к лечебно-профилактическим учреждениям......................................... 79
Приложение №1.......................................................................................... 89
Приложение№2........................................................................................... 92
Тема: «Методы исследования физических факторов воздушной среды и их гигиеническая оценка» (занятие № 1)
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
1. Гигиеническое значение отдельных слоев атмосферы.
2. Химический состав атмосферного воздуха, его гигиеническое значение.
3. Климат и погода. Профилактика метеотропных заболеваний.
4. Какое физиологическое значение имеют колебания температуры воздуха и какие меры можно принимать для повышения сопротивляемости организма к этим заболеваниям?
5. Влажность воздуха, ее гигиеническое значение, способы измерения.
6. Что называется абсолютной и относительной влажностью?
7. Какие меры применяют для борьбы с высокой влажностью в помещениях (жилых, производственных)?
8. Какое влияние оказывают на организм человека колебания барометрического давления?
9. Какими приборами измеряется барометрическое давление и в каких единицах?
II. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
Студент должен знать:
· Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения;
· Влияние на организм повышенного и пониженного атмосферного давления, меры профилактики;
· Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха, виды терморегуляции, основные пути отдачи тепла организмом;
· Нормы температуры воздуха в жилых, производственных, больничных, учебных и др. помещениях;
· Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха (в т.ч. отдельных ее видов);
· Гигиенические нормативы влажности в помещениях.
Студент должен уметь:
· Определять давление атмосферы по барометру-анероиду;
· Переводить полученные величины в мм рт. ст., в гПа;
· Провести исследование температуры воздуха в определенном помещении (определить среднюю температуру, ее перепады по горизонтали и вертикали);
· Определять отдельные виды влажности;
· Дать санитарно-гигиеническую оценку теплового и влажностного состояния воздушной среды помещений с рекомендациями по оптимизации температурного режима помещения.
III. Литература
1. Гигиена XXI век / Под ред. Г.И.Румянцева. – М., 2000. – Гл. IV, с. 76 – 110; гл. VII, с. 197 – 220.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - М., 2004. – Гл. I, с. 14 - 44.
3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека. – М., 2006. – Гл. I, с. 5 - 19.
IV. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1.Заполнить таблицу «Слои атмосферы»:
Слои атмосферы | Протяженность | Температура | Характеристика |
1. Тропосфера 2. …………… 3. Мезосфера 4. …………… 5. …………… | ………………… ………………… ………………… ………………… ………………… | ………………… ………………… ………………… ………………… ………………… | ………………… ………………… ………………… ………………… ………………… |
2. Допишите:
Природный химический состав атмосферного воздуха, %:
· кислород – 21%;
· ……………… - ……….;
· ……………… - …….;
· ……………… - ……. .
3. Дайте определения следующим понятиям:
Погода – это
Климат – это
Акклиматизация - это
4. В медицинской практике используется деление климата на щадящий и раздражающий. Опишите указанные типы климата, их гигиеническое значение.
5. Заполните схему:
Виды терморегуляции
Физическая ………………….
испарение …………………..
(теряется 25% (…………….)
тепла)
…………… ………………
(…………..) (…….……….)
6. Установите соответствие между преобладающем путем отдачи тепла организмом и физическими факторами воздушной среды:
1. Испарение А. Скорость движения воздуха
2. Излучение Б. Повышенная температура воздуха
3. Конвекция В. Пониженная температура воздуха
Г. Повышенная влажность
Д. Пониженная влажность
Например: 2 – В
7. Виды влажности и их определение:
· ………………
· ………………
· ………………
· ………………
· ……………...
· ………………
8. Установите соответствие между видами влажности и методами их оценки:
1. Абсолютная влажность А. Определяется по таблице
2. Максимальная влажность Б. Определяется расчетным путем
3. Относительная влажность В. Определяется прибором –
4. Точка росы гигирометром
5. Дефицит насыщения Г. Определяется прибором –
психрометром
Например: 1 – Г
9. Заполните пропуски в таблице
Фактор | Приборы для измерения | Единицы измерения |
Барометрическое давление | Барометр, барограф | Па (гПа), мм рт.ст. и др. |
Температура воздуха | …………….. | ………………….. |
Абсолютная влажность | …………….. | ………………….. |
Относительная влажность | …………….. | ………………….. |
10. Чем отличается «горная» болезнь от «высотной»?
11. Перечислите приоритетные загрязнители атмосферного воздуха: ………………………………………………………………………………….
12. Практическое задание:
Измерить температуру воздуха в своей квартире (последовательно во всех помещениях), определить перепады температуры воздуха по вертикали и горизонтали, за сутки в гостиной и в спальне. Сравнить полученные результаты с гигиеническими нормативами.
13. Разобрать нижеприведенные вопросы тестового контроля, указать правильные ответы и составит 4 аналогичных (разнохарактерных) вопроса по изучаемой теме:
1. Изменения, возникающие в организме при переохлаждении:
а) структурные изменения в клетках;
б) спазм периферических сосудов;
в) снижение резистентности организма;
г) ослабление фагоцитарной активности лейкоцитов;
д) усиление легочной вентиляции.
2. Условия, при которых человек может подвергаться воздействию повышенного атмосферного давления:
а) водолазные работы;
б) кессонные работы;
в) строительство подводных тоннелей;
г) восхождение в горы;
д) полеты на воздухоплавательных аппаратах.
3. Допустимый перепад температуры воздуха в жилом помещении по горизонтали составляет:
а) 1°С;
б) 2°С;
в) 3°С;
г) 4°С.
4. Скорость движения воздуха в закрытых помещениях определяют с помощью прибора:
а) чашечного анемометра;
б) крыльчатого анемометра;
в) кататермометра;
г) барометра;
д) гигрометра.
Искусственные источники УФИ
Тип источника | Характеристика | Назначение |
1. ……………….. 2. ……………….. 3. …………………. |
9. Заполнить пропуски:
Светооблучательные установки
длительного ………………………
действия
↓ ↓
……..……………. ……………………..
10. Отметить (подчеркнуть) из перечисленных искусственные источники излучения, применяемые для профилактического ультрафиолетового облучения людей: лампа БУВ, лампа ПРК, лампа ЭУВ.
11. Какие типы фатариев используются в настоящее время (подчеркнуть): маятникового, кабинного, лабиринтного типа.
12. Перечислите противопоказания для облучения человека искусственным УФИ.
13. Дописать:
Существует два метода санации воздуха помещений лампами БУВ: …………. . Наиболее эффективным является проведение санации воздуха ………, т.к. ……… .
14. Решить следующие ситуационные задачи:
а) В помещении размером 320 м2 будет проводится санация воздуха в присутствии людей. Рассчитать количество ламп БУВ–15, необходимое для оборудования и санации данного помещения (известно, что на 1 м3 помещения должно приходиться 0,75 – 1,00 Вт мощности).
б) Для учащихся первых классов школы «Эрудит» планируется организация профилактического УФ-облучения лампами ЭУВ-30. Площадь класса - 46 м2, высота – 2,8 м. Дети должны получить ¼ биодозы, время облучения – 3,5 ч (210 мин.) Известно, что:
· Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 МЭР;
· Для получения одной биодозы необходим световой поток 5000 МЭР мин/м2.
Рассчитать необходимое количество эритемных ламп, используя формулы:
1) F уст = 5,4·S Нп/t,
где Нп – доза профилактического УФ облучения,
t – время работы установки
2) р = F уст/ F1,
где F1 – эритемный поток одной лампы ЭУВ, МЭР.
15. Составить задачу, аналогичную одной из вышеприведенных.
16. Ответить на вопросы тестового контроля и составить 3 аналогичных по разбираемой теме:
1. В интегральном потоке солнечного спектра выделяют области:
а) ультрафиолетового излучения;
б) видимого света;
в) инфракрасного излучения;
г) космического излучения.
2. Биологическое значение видимой части солнечного спектра:
а) оказывает общестимулирующее действие на организм;
б) повышает обменные процессы;
в) обеспечивает осуществление зрительной функции глаза;
г) обладает эритемным действием.
3. Причины снижения количества естественного УФ-излучения на севере:
а) низкое стояние солнца над горизонтом;
б) постоянная облачность;
в) низкая температура воздуха;
г) малое число светлых дней в году.
4. Рекомендуемая расчетная величина дозировки коротковолнового УФ-излучения при санации воздуха лампами БУВ:
а) 0,75 – 1,0 Вт на 1 м 3 в присутствии людей;
б) 2 – 3 Вт на 1 м 3 в отсутствии людей;
в) 0,75 – 1,0 Вт на 1м 2 площади помещения.
Виды вооисточников
Поверхностные воды Подземные воды
↓
…………………..
↓
грунтовые
↓
……………………
↓ ↓
напорные (артезианские) …………….
2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика водоисточников»
Вид водоисточника | Санитарно-гигиеническая характеристика |
1. Поверхностные воды | Более мягкие, наиболее загрязненные |
2. Почвенные | |
3. Грунтовые | |
4. Межпластовые |
3. Сапробность – один из косвенных показателей загрязнения воды открытых водоемов. Обитающие в водоемах организмы делятся на полисапробные, ….., …., ….. .
4. Заполните пропуски:
Поверхностные воды
Зоны санитарной охраны | Границы (протяженность) |
1. Зона строгого режима | ……….. |
2. …… | ……….. |
3. Зона наблюдений | ……….. |
Подземные воды
Зоны санитарной охраны | Границы (м) |
1. …….. | ………. |
2. …….. | ………. |
5. В соответствии с санитарными правилами источники водоснабжения выбираются в следующем порядке:
1. ……………
2. межпластовые безнапорные воды
3. ……………
4. открытые водоемы
6. А. Перечислите гигиенические требования к питьевой воде
Б. Укажите, какие виды показателей качества питьевой воды относятся к нижеперечисленным (например: безупречность - органолептические)
- безвредность - ………..
- безопасность - ………..
7. Допишите недостающие сведения:
а) Органолептические показатели качества питьевой воды – мутность, ………………………………………………………………………………….
б) Химические показатели
обобщенные (окисляемость, .., ..) показатели состава
неорганические химические вещества,
вещества поступающие и образую-
(железо, ……) щиеся в воде в процессе
ее обработки
органические
вещества
(аммиак, ……..)
в) показатели радиационной безопасности: общая α-радиоактивность, ……….
г) микробиологические показатели …………………………
д) паразитологические показатели …………………………..
8. Составьте таблицу «Влияние химического состава воды на здоровье человека» по следующему образцу:
Наименование химического элемента | Допустимое содержание в питьевой воде | Вид патологии | Основные проявления |
Стронций | Не более 7 мг/л | Эндемическая деформация (стронциевый рахит у детей) | Нарушение косте-образования, угнетение синтеза протромбина в печени, снижение активности холинэстеразы, снижение содержания кальция в костной ткани, задержка роста костей бедра и голени, некроз суставного хряща, общая деформация скелета |
9. Допишите:
«Водные» эпидемии характеризуются …………………………..
10. С питьевой водой могут передаваться:
a. Бактерии (сальмонеллы, ………………..)
b. Вирусы (энтеровирусы гепатита Е, …………………..)
c. Простейшие (………………)
11. Установите соответствие:
Повышение содержания в воде химических веществ | Сроки загрязнения |
1. Аммиака и нитритов 2. Нитратов 3. Аммиака, натритов, нитратов 4. Аммиака | А. Свежее Б. Длительное В. Постоянное Г. Давнее |
Например: 4 – А
12. Ответьте на вопросы тестового контроля и составьте 3-4 аналогичных (обязательно разнохарактерных)
1. Наименее надежны в санитарном отношении водоисточники:
а) поверхностные;
б) межпластовые безнапорные;
в) артезианские.
2. К органолептическим свойствам воды относятся:
а) запах, привкус;
б) запах, привкус, цветность;
в) запах, привкус, цветность, мутность;
г) запах, привкус, цветность, мутность, жесткость.
3. Вирусное заболевание, распространяющееся водным путем:
а) эпидемический паротит;
б) полиомиелит;
в) брюшной тиф;
г) туляремия;
д) лямблиоз.
Ответы
1. в;
2. а, г, е, ж;
3. в, г, е, ж;
4. а, в;
5. б;
6. а, б, в, г, е;
7. б, в, г;
8. в;
9. б, г, е, з, к;
10. б;
11. б;
12. б;
13. а;
14. г;
15. а;
16. а;
17. г;
18. а;
19. а;
20. б;
21. в;
22. а, в, г, д;
23. в, д;
24. а;
25. а;
26. а;
27. а, г, е, ж.
Тема: «Производственная пыль. Методы определения пыли в рабочих помещениях и их гигиеническая оценка»
I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:
1. Ознакомить студентов с основными физико-химическими свойствами
пыли, методикой определения запыленности воздуха
производственных помещений.
2. Дать гигиеническую характеристику пыли, её значение в развитии
профессиональных заболеваний и мероприятия по борьбе с ней.
Студент должен знать:
1. Классификацию производственной пыли;
2. Общие закономерности действия пыли на организм;
3. Классификацию пневмокониозов;
4. Специфические и неспецифические заболевания;
5. Методы определения пыли в воздухе рабочих помещений;
6. Основные принципы профилактики вредного воздействия пыли.
Студент должен уметь:
1) определять уровни запыленности воздуха в помещении;
2) давать заключение о степени загрязнения воздуха промышленной пылью и возможном характере её действия на организм;
3) провести дифференциальную диагностику основных пылевых профессиональных заболеваний;
4) предложить мероприятия по профилактике вредного воздействия пыли.
II. Литература:
1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.11, с. 176-195; гл.18, с. 284-310.
2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.7, с.137-159; 274-288; гл. 14, с.247-289.
3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл. 13, с.514-518.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с.328-341.
5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с. 264-274.
6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. – М., 2001, - Гл. 8, с. 126-141; гл. 11, с. 168-186; гл. 14, с. 269-306.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1. Производственная пыль - это…….
2. Классификация промышленной пыли:
а) по происхождению:
б) по способу образования:
аэрозоли ………..…., образующиеся при размоле и обработке твердых тел;
аэрозоли …….., получающиеся в результате конденсации паров металлов.
в) по дисперсности:
а) видимая пыль – более ….. мкм
б) …………………………………
в) …………………………………
г) по характеру действия на организм:
·
·
·
3. Заболевания легких от воздействия промышленной пыли, проявляющиеся хроническим диффузным пневмонитом с развитием фиброза легких, называется ……..
4. Пылевой фиброз, вызванный вдыханием пыли свободной двуокиси кремния, называется ………, а вдыханием двуокиси кремния в связанном состоянии называется …… .
5. Классификация пневмокониозов:
·
·
·
6. По клинико-рентгеноморфологической картине различают три стадии силикоза:
I стадия | |
II стадия | |
III стадия |
7. Методы исследования промышленной пыли:
·
·
·
8. Профилактика пылевых заболеваний включает:
·
·
·
9. Решить ситуационную задачу:
В производстве твердых сплавов проводится пескоструйные работы. На рабочем месте пескоструйщика запыленность воздушной среды соответствует 87 мг/м3 при содержании SiO2 в свободном состоянии более 70%.
1. Является ли концентрация пыли опасной для здоровья рабочего, и какие заболевания могут возникнуть у него?
2. Назовите профилактические мероприятия.
10. Составить ситуационную задачу, аналогичную вышепреведенной.
Студент должен уметь:
1) определять содержание токсических веществ в воздухе рабочих помещений;
2) провести дифференциальную диагностику отравлений различной этиологии;
3) составить санитарно-гигиеническое заключение;
4) предложить оздоровительные мероприятия по профилактике профессиональных интоксикаций.
II. Литература:
1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.12, с. 195-227; гл.13, с. 227-255.
2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.8, с.160-177;193-200; 203-208; 211-215.
3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл.8, с.494-513.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с. 319-328.
5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с. 247-264.
6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. - Гл. 9, с. 141-164; гл.14, с.237-249.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
1. Дописать:
Промышленные яды – это ………………………………….
2. Классификация промышленных ядов:
По химическому принципу:
·
·
·
По характеру воздействия на организм:
·
·
·
По степени токсичности:
·
·
·
По степени опасности:
·
·
·
В зависимости от распределения ядов в тканях и проникновения в клетки:
·
·
·
По степени взаимодействия с организмом:
·
·
3. Пути проникновения ядов в организм:
·
·
·
4. Факторы, определяющие силу токсического действия ядов:
·
·
·
5. Одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления называется …… действием. При этом различают:
синергизм - ……………..
антагонизм - …………....
суммация - ………………
6. Основные принципы профилактики профессиональных интоксикаций:
·
·
·
7. Способы отбора проб воздуха на соединение токсических веществ:
1. ……
2. ……
8. Количественные методы определения ядов в воздухе производственных помещений: …………………….
9. Решить ситуационную задачу:
Рабочие автотранспортного предприятия при медицинском осмотре жаловались на потерю аппетита, раздражительность, быструю утомляемость, сонливость, мышечную слабость. Анализ крови свидетельствует о дегенеративных и регенеративных изменениях (анизоцитоз, пойкилоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов). Концентрация бензина на рабочих местах колебалось от 250 мг/м3 до 800 мг/м3 (ПДК 300 мг/м3).
1. Охарактеризуйте состояние здоровья рабочих.
2. Предложите мероприятия по оздоровлению условий труда.
10. Составить ситуационную задачу по вышеприведенному образцу.
Студент должен знать:
1. Физико-гигиеническую характеристику шума, вибрации, ультразвука, инфразвука.
2. Особенности их действия на организм.
3. Основы гигиенического нормирования указанных факторов.
Студент должен уметь:
1) провести дифференциальную диагностику основных профессиональных заболеваний в результате воздействия физических факторов производственной среды;
2) произвести санитарно-гигиеническую оценку представленных уровней шума и вибрации;
3) предложить оздоровительные мероприятия направленные на снижение уровня и уменьшение неблагоприятного влияния шума, вибрации, ультразвука, инфразвука на организм.
II. Литература:
1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. «Гигиена труда».-М., 1988. - Гл.8, с.135-150; гл.9, с.150-168, гл. 10, с. 167-176, гл. 19, с. 310-325.
2. Гиена труда/ Под редакцией В.К. Навроцкого.- М., 1974. - Гл.6, с.117 -136; гл. 15, с.289-305.
3. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2000. - Гл.8, с.494-513.
4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 5, с.342-359.
5. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М.,2006. - Раздел 4, с.226-247.
6. Руководство к практическим занятиям по гигиене труда / Под редакцией В.Ф. Кириллова. - Гл., с.83-111, с.186-200; гл.14, с.249-268.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
I. Вопросы:
Производственный шум
1. Производственный шум – это ………………..
2. Человеком воспринимаются звуковые колебания с частотой от … до …. Гц.
3. Физические показатели, характеризующие звуковую волну:
4. Классификация шума:
а) по этиологии: ….
б) по частотной характеристике: …
в) по спектру: …
г) по характеру распределения во времени: …
5. Влияние шума на организм:
…………….. …………………
6.
Шумовая болезнь | |
Специфические клинические проявления | Неспецифические клинические проявления |
7. Дайте определение ПДУ (предельно - допустимый уровень) шума - ……
8. Меры профилактики неблагоприятного воздействия шума на организм:
Производственная вибрация
1. Дайте определение производственной вибрации:
2. Классификация вибрации:
а) по этиологии:
б) по способу воздействия на человека:
в) по характеру спектра:
г) в зависимости от частотного состава:
д) по временным характеристикам:
3. Свойственный вибрации эффект резонанса – это …
4. Перечислите ведущие симптомы вибрационной болезни: …
5. Заполнить таблицу:
Вибрационная болезнь, вызванная локальной вибрацией: | |
I стадия | |
II стадия | |
III стадия | |
IV стадия |
6. В чём заключается специфическое значение комплекса витаминов С и В1, при профилактике вибрационной болезни:
Витамин С - ….
Витамин В 1- ….
7. При воздействии общей вибрации отмечаются следующие нарушения:
·
·
·
7. Меры профилактики неблагоприятного воздействия вибрации на организм: …………….
Ультразвук
1. Ультразвук – это ……
2. Механическое действие ультразвука:
3. Использование ультразвука:
низкочастотный высокочастотный
- -
- -
- -
4. Действие ультразвука на организм:
5. Медико-профилактические мероприятия:
Инфразвук
1. Дайте определение инфразвука …..
2. Особенности инфразвука:
а)
б)
в)
г)
3. Действие на организм …..
4. Меры профилактики….
5. Единственная радикальная мера борьбы с инфразвуком ….
6. Решить ситуационную задачу:
Аппаратчик на протяжении всего рабочего дня подвергается воздействию шума 70-76 дБ при частоте 800-1200 Гц.
1. Оценить результаты измерения шума.
2. Какую патологию способен вызвать шум у аппаратчика?
7. Ответить на вопросы тестового задания:
Производственные источники вибрации:
а) бурильные молотки;
б) клепальные пневматические молотки;
в) платформы для виброуплотнения бетона;
г) конвейер;
д) автотранспорт.
8. Составить 3 разнохарактерных вопроса тестового задания с эталонами ответов, аналогичных вышеприведенному.
Студент должен уметь:
1) оценить уровень физического развития;
2) оценить уровень нервно-психического развития;
3) дать комплексную оценку физического развития и состояния здоровья детей и подростков с учётом влияющих факторов.
II. Литература:
1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева. - М., 2000. - Гл. 12, с. 433-458.
2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2004. - Гл. 7, с. 424-488.
3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека». М., 2006. - Гл. 5, с. 309-413.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме
I. Вопросы:
1. Какими методами изучают физическое развитие детей и подростков?
2. Индивидуализирующий метод – это ……
3. Генерализирующий метод – это ……
4. Основные правила антропометрических измерений:
1)…….
2)…….
3)……
4)……
5. При изучении физического развития используют …… показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки; форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к ……. показателям; жизненная ёмкость легких, сила сжатия кисти рук – это ………. показатели.
6. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления в переднезаднем направлении - ……., так и боковые - ………………
Заполнить таблицу:
Три степени искривления позвоночника | |
I степень | |
II степень | |
III степень |
7. Перечислите патологические формы грудной клетки: ……
8. Дописать:
а) при нормальной форме ног ноги соприкасаются в области коленных суставов;
б) при О-образной – ……
в) при Х-образной – ……
9. Формы стопы:
– если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа …….;
- 50-60% - стопа …….;
- свыше 60% - стопа …….. .
10. Методы оценки физического развития детей и подростков:
1) ……
2) ……
3) ……
4) ……
11. Заполнить таблицу:
Группы здоровья детей и подростков | |
1 группа | |
2 группа | |
3 группа | |
4 группа | |
5 группа |
Приложение №1
Воздух
Состав атмосферного воздуха: азот – 78%; кислород – 20,95%; углекислый газ – 0,03 – 0,04 %,инертные газы – до 1 %
Состав оптической части солнечного спектра:
- инфракрасные лучи – 40-45 %
- видимые лучи – 40%
- УФ лучи –1%
Среднесуточная концентрация пыли в атмосферном воздухе – не более 0,15 мг/м³
Наиболее благоприятная подвижность атмосферного воздуха в летнее время - 1 –5м/с
Давление воздуха при температуре 0ºС на уровне моря и широте 45º равно 760 мм. рт. ст.
Температура воздуха в жилом помещении:
- для умеренного климата – 20-22ºС
- для холодного климата – 20-23ºС
- в жарких широтах – 23-25ºС
Допустимый перепад температуры воздуха по горизонтали от стен с оконными проемами до противоположных стен – не более 2ºС
Перепад температуры по горизонтали и вертикали на каждый метр не более 1,5-2ºС
Разница между температурой комнатного воздуха и температурой внутренней поверхности наружной стены- не более 2-3ºС
Относительная влажность воздуха в помещении - 40 –60% (допустимая 30-70%)
Скорость движения воздуха в помещении 0,1- 0,25м/с
Охлаждающая способность воздуха по «сухому кататермометру» - 5,5 –7мкал/см²
В состоянии покоя и теплового комфорта теплопотери составляют за счет
- конвекции –15,3%
- излучения – 55,65
- испарения – 29,1%
Предельно допустимая концентрация углекислого газа в помещении – не более 0,1%
Требования к качеству питьевой воды
Железо – не более 0,3 мг/л
Нитриты – не более 45,0 мг/л
Сульфаты - не более 500 мг/л
Хлориды – не более 350 мг/л
Фториды – не более 1,5- 0,7 мг/л в зависимости от климатических районов
V. По содержанию вредных химических веществ после обработки в системе водоснабжения
Гигиена населенных мест
Плотность застройки – не более 25% (при 4-5 этажной застройке, уменьшается с ростом этажности зданий)
Площадь озеленения – не менее 40 %
Величина разрывов между фасадами зданий – не менее 2,5 высот, между торцами – не менее 1 высоты
Уровень шума в жилых помещениях:
- в ночное время – 30 дБА
- в дневное – 35 дБА
- на территории, прилегающей к застройке – 45 дБА.
Гигиена лечебных учреждений
Наиболее рациональная прямоугольная конфигурация больничного участка с соотношением сторон 1:2 или 2:3
Процент застройки больничного участка – не более 15% при децентрализованной системе и не более 7-8% - при централизованной.
Процент озеленения – не менее 60% площади участка
Площадь в палатах на 2 койки и более:
- на соматического больного – не менее 7м²
- на инфекционного больного – не менее 7,5м²
- для ребенка – не менее 6м²
Площадь однокоечной палаты – 9м²
Однокоечные палаты со шлюзом – 12м²
Высота палат – не менее 3м
Кубатура на одну койку – не менее 20м²
Однокоечные палаты со шлюзом – 12м²
Уровень шума ночью не более 30, днем не более 40 дБА
В каждой палатной секции для взрослых – 60% палат на 4 койки и 20% - одно- и двухкоечных палат. Отношение площади палат к вспомогательным помещениям 1:1
Стоматологические поликлиники (для стомат. факультета)
Кабинеты терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии должны иметь площадь 14м2 на 1 кресло, на каждое дополнительное кресло площадь увеличивается на 7 м2
На каждое кресло с универсальной установкой – на 10 м2
Световой коэффициент в кабинетах должен составлять