Когнитивная теория эмоциональных расстройств

Когнитивная теория была разработана на осно­ве теоретических подходов и представлений о мышлении, эмоциях и поведении человека. Чтобы понять логику когнитивной терапии, необходимо ознакомиться с ее основными по­нятиями и эмпирическим обоснованием.

Когнитивная теория (Beck, 1967, 1976) основа­на на модели обработки информации, предло­женной экспериментальной познавательной (когнитивной) психологией. Теория обработки информации часто использует в качестве моде­ли сравнения компьютер. В соответствии с этой теорией, наиболее полного адекватного понимания психической деятельности челове­ка можно достичь, учитывая, как обрабатыва­ется и используется информация, поступаю­щая из внешних (окружающий мир) и внут­ренних (мысли, чувства, физические ощуще­ния) источников. Таким образом, человек рас­сматривается как некая система, активно включенная в процессы отбора, трансформа­ции, кодировки, хранения, возврата и обработ­ки информации.

При эмоциональных расстройствах данный процесс переработки информации искажается. На Рисунке 1 схематично представлена модель переработки информации и процесс развития депрессии.

Когнитивная психотерапия при тревожных расстройствах и депрессии — I M Blackburn

депрессии И ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА

На данном рисунке когнитивная структура представлена как комплекс представлений че­ловека о собственной личности и окружающем мире, полученный на основе предыдущего опыта. Когнитивное содержание включает в себя основные убеждения, позиции или схемы, которые могут способствовать усилению чувст­ва уязвимости, беззащитности и приводить к развитию депрессии или тревожных состоя­ний. В качестве начальной стадии неверного алгоритма (первичная неправильно адаптиро­ванная или дезадаптированная схема) высту­пают собственные мысли типа "Я недостоин быть любимым. У меня отсутствуют необходи­мые для этого качества". Данная схема явля­ется безусловной, представления человека о себе самом преломлены через призму данного утверждения, но не выражаются в его словах и поступках. Следующая стадия (вторичная схема): "Даже если меня никто не любит, жизнь не так уж плоха, и стоит того, чтобы жить". Данный этап уже не столь однозначен, и преобладание нормальных путей обработки ^информации оставляет человеку возможность почувствовать себя счастливым.

Стимулы  
Друг обещол позвонить, но не позвонил  
     
Когнитивная структура Долговременная и оперативная (краткосрочная) помять о предыдущих отказах и разочарованиях  
   
Когнитивное содержание  
Я недостоин быть любимым У меня  
отсутствуют необходимые для этого качества  
Доже если меня никто не любит, жизнь не так уж плоха  
     
Процессы *  
Выборочные абстракции, произвольные  
выводы, персоналиэоция,  
сверхгенерализация, усиление  
         
Результаты  
    Она никогда не звонит      
    Оно не интересуется мной      
    Я слишком скучен      
    Я никому не интересен      
    У меня никогда не будет      
    друзей      
    Это ужасно      
Настроение Поведение
Грусть тревога раздражение Плач, длительные раздумья, избегание общения
           


Рисунок 1. Модель переработки информации и депрессия.

Эти алгоритмы могут оставаться в неактив­ном, "дремлющем" состоянии, что, по когни­тивной теории эмоциональных расстройств, обуславливает периоды ремиссии. Однако оп­ределенные обстоятельства или ситуации мо­гут служить причиной, активизирующей меха­низмы развития депрессии и тревожных состо­яний. Однажды активизированная схема начи­нает без разбора применяться в следующих и следующих ситуациях. Как отображено на Ри­сунке 1, эти дисфункциональные схемы преж­де всего поддерживаются различными тенден­циозными взглядами и предубеждениями. Ес­ли поступающая информация хоть в какой-то мере может быть интерпретирована как тре­вожная или подавляющая, это приводит к ис­кажениям переработки информации.

Таким образом, при депрессии содержание мыслей или конечных когниций будет вклю­чать:

• негативное отношение к самому себе;

• негативное отношение к миру;

• негативное отношение к окружающим. При тревожных расстройствах вместо дан­ной негативной когнитивной триады наблюда­ется тревожная когнитивная триада:

® человек считает себя уязвимым и беззащит­ным;

• окружающий мир представляется ему вра­ждебным;

в будущее кажется непредсказуемым и угро­жающим.

Последующие настроение и поведение вполне соответствуют этим интерпретациям, или так называемым "автоматическим (непроизволь­ным) мыслям". Данные мысли обозначены как автоматические, так как их можно рассматри­вать как привычку или рефлекс данного инди­видуума, возникающие в ответ на определен­ные ситуации. Эти мысли могут быть созна­тельными, полусознательными или бессозна­тельными и являются основным объектом рабо­ты для когнитивной терапии. Двойные стрелки на схеме указывают, что, будучи однажды за­действованными, паттерны-, подавленного или тревожного настроения и поведения фиксиру­ются в сознании. Существующий механизм об­ратной связи, возможно, функционирующий посредством ассоциативных сетей головного мозга, способствует активации памяти о подав­ленном или тревожном состоянии. Затем акти­визируются депрессогенные и анксиогенные схемы, процесс переработки информации все более искажается, мысли и настроение приоб­ретают все более и более подавленный или тре­вожный оттенок. В соответствии с когнитивной теорией, этот порочный цикл объясняет, каким образом определенные обстоятельства способст­вуют развитию или поддержанию депрессивно­го или тревожного состояния.

Beck (1987) вполне справедливо настаивает на том, что когнитивные теории не противоречат биологическим. Когнитивные и биологические симптомы в целом можно рассматривать как две стороны, образующие один и тот же угол. С точки зрения Beck, когнитивные теории мо­гут считаться приоритетными только в отноше­нии одного типа депрессивных состояний: уни­полярной, неэндогенной, ситуативной (реак­тивной) депрессии. Beck также указывает на два личностных фактора, определяющих имен-

Когнитивная психотерапия при тревожных расстройствах и депрессии — I. М. Bluckburn

но те стрессовые ситуации, которые запускают дисфункциональные схемы переработки ин­формации. Это "социотрофия" (конформность) и "автономия". Социотрофия характерна для людей, которые придают огромное значение "хорошим отношениям с окружающими, кон­центрируясь на приятии, близости, поддержке, охотно подчиняются". Другая личностная ха­рактеристика - автономия - свойственна лю­дям, которые дорожат "независимостью, само­стоятельностью, возможностью выбора, собст­венными достижениями и целостностью своей личности, не выносят психологического давле­ния" (Beck и соавт, 1983). Таким образом, ес­ли негативный характер мыслей и ошибки в процессе переработки информации наблюдают­ся при всех типах депрессии и являются ее симптомами, причинно-следственная модель указывает на различные типы личности, спе­цифические схемы и соответствующие стрессо­вые факторы, применимые только в случае си­туативной, непсихотической униполярной де­прессии.

Наши рекомендации