Закономерности человеческой биографии
ОБЩИЙ ОБЗОР
ПЕСНЬ ДУХОВ НАД ВОДАМИ
Душа человека
Воде подобна:
С неба сошла,
К небу взнеслась
И снова с неба
На землю рвется,
Вечно меняясь.
Чистый, ясный,
С гранитной кручи
Струится ток.
Вот распылился,
Облаком легким
Приник к стене
И беззапретно
Вошел под покровом,
Лепеча,
Во мрак теснины.
Путь заступят
Потоку скалы, -
Вспенится гневно
И - по уступам –
В бездну!
В покойном ложе
Сонной долиной скользит,
И в озерную гладь,
Тешась, глядятся
Тихие звезды.
Ветер волне
Верный любовник,
Донную ветер
Глубь баламутит.
Воде ты подобна,
Душа человека!
Судьба человека,
Ты ветру сродни!
Иоганн Вольфганг фон Гете
(Перевод Е. Вольпина)
Прежде чем мы займемся отдельными моментами биографии, полезно составить себе представление о ее общих закономерностях. Обрисуем вначале схематично биографию человека.
Биографию человека можно разделить на три больших отрезка:
Первая фаза человеческой жизни определяется по преимуществу телесным развитием. Здесь наша индивидуальность занята прежде всего строением нашего тела и физиологическим созреванием наших органов. Этот период длится от зачатия до приблизительно 21-го года жизни. Мы можем назвать его «принимающая фаза» или «подготовка». В ней мы сами еще мало участвуем в своей судьбе. Судьбу, скорее, мы получили от нашего прошлого.
Затем мы проживаем среднюю фазу, в которой мы развиваемся преимущественно душевно. В этой фазе перед нами стоит большая задача самовоспитания и саморазвития. Наша индивидуальность более не связана в такой мере с телом, как прежде. По достижении двадцать первого года жизни она становится «совершеннолетней» и может теперь строить жизнь, неся за нее ответственность. Мы живем теперь в фазе великой «экспансии», в которой мы заводим семью, строим дом, работаем согласно выбранной профессии, делаем карьеру. Одновременно это фаза, в которой мы имеем дело со многими людьми - то есть фаза, направленная на социальную жизнь. Мы учимся у другого человека. В межчеловеческом общении мы переживаем конфронтацию, любовь, восторг, антипатию -чувства, с которыми мы учимся жить и которые мы должны подчинить контролю нашего Я. Благодаря всем этим битвам бытия наша душа все более шлифуется, мы достигаем своей психической зрелости. В это время мы реализуем себя как личность в мире. Только после этого жизненного этапа мы становимся в полном смысле взрослыми. Тогда нам около 42 лет. В период душевного развития процессы синтеза и распада в нашем теле находятся в равновесии, поэтому мы можем быть очень продуктивны в отношении внешней деятельности.
Теперь мы вступаем в третью фазу, фазу духовного развития. Как растение, которое выросло и принесло цветы и плоды, так и у нас должны стать видимыми плоды нашей жизни. В это время биологические силы постепенно слабеют, верх берут процессы распада. В нашем душевно-духовном развитии мы не только ставим перед собой свои собственные цели, но и обращаемся к более высоким целям. Другими словами: мы ставим перед собой цели общечеловеческие. Кроме того, мы все больше начинаем заниматься следующими поколениями. Для достижения целей нашего развития требуются все большие усилия, потому что в фазе, в которой мы теперь находимся, жизненные силы нашего тела нас больше не несут. С другой стороны, именно это позволяет нам достичь более высокой ступени сознания, поскольку процессы построения тела затуманивают сознание. После еды, например, мы чувствуем сонливость; грудной ребенок почти все время спит и в течение полугода удваивает свой вес. Зато чем больше развиваются процессы распада в теле, тем больше в нас развивается сознание. Благодаря процессам распада в этот период высвобождается больше жизненных сил, которые находятся в нашем распоряжении как силы сознания. (На рис. 2 на стр. 23 мы представили это развитие линией а.)
Освобождающиеся на данном отрезке жизни душевные силы могут либо соучаствовать в подъеме сил нашего сознания, либо, если мы не работаем сознательно над собой, попасть под влияние распада нашего тела. Конечно, можно игнорировать процесс распада своего тела и продолжать работать с максимальной энергией. Но через несколько лет это может привести к полному разрушению здоровья (рак, сердечный инфаркт, стресс, истощение и т.д.), и человек будет вынужден сделать в своей жизни перерыв. После этого волей-неволей нужно заново организовывать свою жизнь. (Сравни линию b на рис. 2.)
В животном мире мы можем наблюдать, что животные в этой фазе становятся бесполезными и ненужными и ожидают смерти. Сказка о бременских музыкантах очень точно описывает этот процесс.
Если у меня, как человека, имеется такая установка: «Ах, мне уже сорок пять, теперь не стоит начинать что-то новое» - тогда я опускаюсь в своем душевном развитии. (Сравни линию развития с на рис. 2.)
Поскольку человек не только биологическое существо, но и духовнодушевное существо, у него в этой фазе жизни есть большие возможности раскрываться: «Жизнь начинается в сорок!» - это точное определение данного факта. В это время душевно-духовные силы все больше освобождаются от тела, и мы можем все более свободно развивать новые духовные способности.
Чтобы избежать недоразумений: конечно, и в первые 21 год жизни происходит душевное развитие. Однако оно сильно связано телесностью. Также и духовный элемент личности там тоже медленно, но все больше просвечивает. Естественно, и в период духовного развития, то есть в третьей фазе нашей жизни, продолжается душевное развитие, и многое, что было упущено в прошедшие годы, можно еще наверстать. К тому же фазу душевного развития нельзя понять, если не бросить взгляд на Я, которое постоянно работает над преобразованием и переформированием души. Следовательно, тело, душа и дух (Я) всегда взаимодействуют.
Три большие фазы жизни мы можем охарактеризовать также следующим образом:
В первой фазе преобладают действия «взять», «получить». Это время подготовки, «становления человека».
Во второй фазе сильнее выражено взаимодействие «брать» и «давать». Это время жизни и борьбы, «человекобытия».
В третьей фазе «давать» стоит на переднем плане. Это время «осуществления» человека.
С давних пор известны эти различные фазы, их называют весной, летом и осенью. Садовник, который хорошо знает времена года, знает, когда ему нужно то или другое, и когда он может собирать урожай. Так и человек, который осознает фазы жизни, как хороший садовник, не будет собирать урожай, пока дерево не выросло и не отцвело. Весной все растения находятся еще в зародыше, им нужно много сил для роста. Летом все растения в природе полностью раскрываются, а осенью созревают плоды и приносят семена. Зимой семена отдыхают в земле и ждут новой жизни.
Если бы мы разделили человеческую жизнь на две половины, мы смогли бы сказать: приблизительно до 35 года все настроено на подготовку - это подобно большому вдоху. Тело вдыхает свою духовную индивидуальность. Этот процесс мы можем назвать инкарнацией (см. рис. 2).
Начиная с 35-го года жизни, все сильнее ориентируется на отдавание - мы отдаем жизни и людям, которые нас окружают, то, что мы получили, и делаем это плодотворным для мира. Начинается большой выдох. Теперешнее развитие можно охарактеризовать как реинкарнацию (снова см. рис. 2). Интересно, что к этому времени (примерно в возрасте 35 лет) наши легкие имеют наибольший объем. Их эластичность достигла максимального объема, который теперь постепенно снова уменьшается.
Спортсмен часто достигает здесь пика своих возможностей.
Можно сравнить человеческую биографию также с дневным циклом. Мы приходим из сна, мы медленно просыпаемся, мы открываем для себя мир, мы должны сначала разогреть тело, чтобы быть полностью в нем и полностью владеть им - как музыкант должен сначала разыграться, прежде чем он сможет полностью владеть инструментом и извлекать из него прекраснейшие звуки. Или как спортсмен, который также сначала разогревается, прежде чем принять участие в состязании. Затем приходят продуктивные дневные часы, подобно продуктивным годам в жизни средней фазы. Вечером мы медленно отходим от нашего тела, мы устаем, так что мы переходим в сон - или, в биографии, в смерть.
В середине нашей жизни происходит, так сказать, переворот ценностей. Прежде мы принимали знание извне, мы давали ему проникнуть в себя, и теперь полученное знание в преобразованном, очищенном виде, как мудрость отдаем вовне, в окружающий мир.
Часто замечают, что маленький ребенок окружен некоей «аурой». Он встречает мир совершенно невинно и как завороженный. У некоторых пожилых людей, если этот человек внутренне цельный и уравновешенный, напротив, мы видим сияние, свечение, которое исходит изнутри. Следовательно, то, что было снаружи, в конце человеческой жизни пронизывает человека изнутри.
В первой половине своей жизни человек все больше приходит на Землю. Воспитание и окружение должны способствовать тому, чтобы тело становилось здоровым и сильным, чтобы человек, так сказать, приобрел почву под ногами. Здоровое тело создает предпосылки для того, чтобы этот человек смог вести уравновешенную душевную и духовную жизнь. Во второй половине жизни духовное сознание человека больше способствует гармонии его существования, даже если тело иногда уже подверглось воздействию болезни или возрастных явлений. В этой фазе жизни уравновешенное душевное и духовное поведение является предпосылкой телесного благополучия человека.
Эти три большие фазы можно подразделить на три меньшие фазы, и таким образом получается период в семь лет, «семилетие». Через каждые семь лет мы замечаем значительные изменения в биографии, и нам нужно научиться обращать на них наше внимание.
Уже давно биографию делили на семилетия; Рудольф Штейнер снова вернулся к этому подходу и обосновал его с точки зрения духоведения. В начале и в конце каждого семилетия происходят особенные преобразования, которые в первой большой жизненной фазе проявляются прежде всего как телесные, затем во второй больше как душевные, а в третьей фазе в первую очередь как духовно-душевные. В главе «Ритмы и отражения в биографии» (см. стр. 169) мы рассмотрим это подробнее. Особое внимание семилетиям мы будем уделять, знакомясь с биографиями некоторых участников наших семинаров. Чтобы не идти по чисто теоретическому пути, мы будем время от времени рассматривать их биографии и постепенно вырабатывать теоретические понятия.
Попытаемся теперь вжиться в несколько жизнеописаний, чтобы ощутить, что же такое биография.
БИОГРАФИЯ 1
Я родилась в Португалии, в небольшой деревне недалеко от Коимбры. Там было много зелени, много деревьев. И горы тоже были не очень далеко. Это была очень красивая, спокойная местность. Я была третьим ребенком, один арат старше меня на три года, другой на четырнадцать месяцев.
МОЕ ПЕРВОЕ ВОСПОМИНАНИЕ:
Это было где-то около моею второго дня рождения, когда родилась моя младшая сестра. Я слышала крики матери, у которой, вероятно, были схватки. Моих старших братьев не было дома, и я чувствовала себя очень одинокой. Я вскарабкалась на стул, чтобы посмотреть в окно. Открывался вид на горы и долины. Внезапно я увидела Богоматерь в красном платье и синем плаще. Я очень испугалась и убежала.
Когда я в возрасте 68 лет снова вернулась в тот дом, я действительно увидела окно и стул и почувствовала легкий трепет. Этот образ, как тогда, все еще стоит передо мной.
ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА РОДИЛАСЬ ЕЩЕ ОДНА СЕСТРА.
Когда мне было три года, мой отец потерял все свое имущество. Мы переехали в дом дедушки и бабушки в Авейро; мой отец переехал затем в Бразилию, в Багиа. Мне было тогда четыре года. Наконец, и мы - моя мать, которая опять была беременна, и четверо моих братьев и сестер, переехали вслед за отцом в Сальвадор (Багиа). Там в течение недели от инфекционного поноса умерли обе мои младшие сестры, после того как мы напились неочищенной воды. Через неделю после этого моя мать родила другого ребенка, мою новую сестричку. Поскольку за малюткой, чтобы компенсировать потерю двух других детей, ревностно ухаживали, я, конечно, стала очень ревновать.
Когда мне было пять лет, вся семья переехала в Рио-де-Жанейро, но там все было довольно сложно. Со здоровьем моей матери дела обстояли тоже не очень хорошо. Она решила вернуться с четырьмя детьми в Португалию и мы снова жили в доме дедушки и бабушки в Авейро. Мой отец остался в Бразилии и работал в торговом представительстве. Позднее он переехал в Сан-Паулу.
Авейро - очень красивый город, весь в цветах и очень чистый. Город пересекает рукав реки, который был особенно привлекателен для нас, детей, потому что там всегда было множество судов и лодок, и они были всячески украшены рисунками. Это была особенно пестрая жизнь. Мои братья ходили в Авейро на подготовительные занятия, а я посещала начальную ступень в сестринской школе. Через четыре года я перешла в другую сестринскую школу, где хорошо изучила португальский язык и рукоделие. Позднее, в 11 лет, я заболела: у меня был паратиф.
Мой отец за это время основал в Сан-Паулу фабрику по производству керамики и изготавливал фильтры для очистки воды. Позднее он купил также фирму «Salus», которая занималась очисткой и стерилизацией воды. Он изготавливал фильтры, чтобы стерилизовать воду.
Интересно, как трагический опыт жизни - смерть обеих дочерей из-за зараженной воды - преобразовался здесь в нечто положительное.
В Авейро мое детство было немного печальным, потому что моя маленькая сестра привлекала к себе все внимание, а я чувствовала себя отодвинутой на задний план. Сегодня я понимаю, что этот ребенок был как ангел для моей матери, потому что она потеряла двух других детей.
Через семь лет мы снова переехали в Бразилию, но теперь прямо в Сан-Паулу. Тогда мне было 12 лет. У моего отца, как уже говорилось, была фабрика по производству фильтров. В двенадцать лет у меня была первая игенструация. Там я снова пошла в сестринскую школу, Сан Хосе, чтобы повторить четвертый подготовительный класс. Об этом времени учебы у меня нет ни одного хорошего воспоминания. Там мною снова пренебрегали, я чувствовала себя чужой и отодвинутой в сторону. Когда я возвратилась из Португалии, у меня был очень сильный португальский акцент.
Здесь нужно заметить, что бразильцы говорят на совершенно особом, более мягком португальском языке.
Так я стала объектом насмешек соучеников. На уроках истории монашка всегда за что-то критиковала португальцев. Я очень злилась из-за этого, возмущалась и упрекала отца за то, что он забрал меня из Португалии. Я даже строила тайные планы путешествия, чтобы возвратиться туда. В это время я была очень погружена в себя и замкнута.
В 14 лет я поступила на курсы, чтобы стать секретаршей. Моя мать в это время работала в магазине. Когда мне исполнилось 16, моя мать организовала магазин по продаже фильтров для воды. Это был «КАЗА САЛУС» и я начала работать в этом магазине у матери во второй половине дня. По утрам я брала уроки английского и игры на фортепиано. Уже тогда я стала отвечать за кассу и всю письменную часть работы, а также за бухгалтерию магазина. В это время я чувствовала себя очень счастливой, с головой уходила в работу и казалась сама себе очень важной. В финансовом отношении я также была независимой.
Примерно в 18 лет я вместе с родителями, братьями и сестрами предприняла длительное и прекрасное путешествие в Португалию. Большой радостью для меня было посетить родственников и места моего детства. Когда я вернулась, я продолжила работу и возобновила учебу, я получала за работу деньги и могла покупать себе все, что хотела, в основном импортные вещи. Я чувствовала себя счастливой, независимой и значительной. Несмотря на это, я начала одновременно ощущать большую пустоту в моей жизни. Это вызывало печаль. Я чувствовала себя какой-то бесполезной, поверхностной и пустой. Я очень хотела помогать и испытывать чувство, что я кому-то нужна. Иногда я ездила вместе с отцом в Рио-де-Жанейро, потому что там у нас тоже был филиал, и мой отец должен был посещать этот магазин. Жизнь семьи протекала таким образом мои братья переженились, у меня уже появился племянник.
Только на 25-м году я встретила мужчину, за которого позднее вышла замуж, и который придал смысл моей жизни. Я не была с головой влюблена, но я испытывала к нему большую симпатию и восхищение. Постепенно возникла более глубокая любовь, солидная и красивая любовь. Однако я вышла замуж только в 28 лет. Как раз в день моей свадьбы отец отсутствовал, и в поездке у него случилось первое кровоизлияние. В том году он еще раз поехал в Португалию и умер, когда мне было 29 лет, в Авейро, в доме дедушки и бабушки. Там он и был похоронен.
Моя жизнь шла по-прежнему, между работой и домом.
Я восхищалась умом моего мужа, тем, как он работал, его характером и его моралью. Он был очень добрый, но и очень ревнивый.
Когда мне было 3½ года, я заболела тяжелой кишечной инфекцией и у меня была температура выше 40 градусов. Тогда мне приснился тот же самый сон, что и во время детских болезней, т. е. во время кори и паратифа. Мне снилось, что я поднимаюсь все выше и выше, и добираюсь до неба. Там мне навстречу вышел Петр, очень симпатичный пожилой мужчина с бородой и белыми волосами, и открыл мне дверь на небо. Это было прекрасно. Чудесные звуки, белые цветы. Мне навстречу вышел и святой Антоний, и он был незабываемо и неописуемо красив. Вдруг кто-то сказал мне, что мне еще нельзя остаться здесь, что мне нужно возвратиться. Тогда я проснулась и закричала. Я падала и падала, все быстрее, упала на колючую проволоку, я была вся в крови. После этого, просыпаясь, я всякий раз чувствовала страх и ужас. Этот сон был у меня с детства, примерно с шести лет, всегда с теми же самыми подробностями. В 31½ года, после тяжелой кишечной инфекции, я осознала это. Я провела тогда некоторое время в доме моей матери, где поправлялась после инфекции.
В этом же году, когда мне было 32 года, мой муж заболел полиневритом и ему пришлось сделать пункцию позвоночника. Прошло много времени, прежде чем смогли поставить точный диагноз. Через три года мой муж - ему еще не поставили правильного диагноза - начал устраивать спиритические сеансы и пробовать все возможное. Предполагали, что он страдает инфекционным ревматизмом, но исследования не приносили положительных результатов. Мой муж был чрезвычайно агрессивен, выходил из себя и даже хотел лишить себя жизни. В это время в Бразилию приехал доктор Александр Лерой с серией докладов. Он предположил, что у моего мужа рассеянный склероз. Предположение подтвердилось. 15 лет мой муж страдал этой болезнью. Таким образом, у меня появилась задача, которую я когда-то желала себе: быть полезной и иметь возможность помочь кому-нибудь.
На 36-м году моей жизни мы поехали в Швейцарию. Мой муж 9 месяцев находился в клинике Иты Вегман в Арлесхайме. Там мы встретились с выдающимися людьми и начали изучать антропософию. Когда мне было 37 лет, мы пробыли еще несколько месяцев в Португалии, снова в доме моих деда и бабушки в Авейро. После этого мы опять вернулись в Бразилию. Моему мужу приходилось тогда уже пользоваться инвалидным, креслом. В Сан-Паулу он продолжил антропософское лечение, в том числе с массажами и лечебной эвритмией. Он чувствовал себя иногда лучше, но бывали и ухудшения.
Когда я ухаживала за ним, я чувствовала, что сама я очень изменилась. Между нами возникла чудесная духовная любовь, которая была так сильна, что она никогда не кончится. Утром я ухаживала за мужем, во второй половине дня я работала. В течение 75 лет своей болезни он был инструментом моего очищения, моего духовного роста, взросления и очищения. Никогда больше в своей жизни я не казалась себе малозначимой, пустой и несчастной. Я чувствовала великую внутреннюю гармонию, эта сильная связь с моим мужем продолжилась и после его смерти и укрепляет, охраняет и ведет меня до сегодняшнего дня.
Когда мне было 43 года, моя мать приехала к нам, чтобы жить с нами. Через год мы с мужем еще раз вместе побывали на ферме у моих родственников. Там мужу стало плохо и с тех пор он больше не покидал своего дома.
Еще через год мой девятнадцатилетний племянник трагически погиб в автокатастрофе. На свадьбе второго племянника мы были свидетелями. Другой племянник заменил моего мужа у алтаря. Мне было 47 лет, когда у моего мужа начались проблемы с сердцем; кроме того, у моей дом работницы, которая была у нас много лет, и которая ухаживала за моим мужем уже как за ребенком, был язвенный тромбофлебит, и ей пришлось сделать операцию. Так я взяла на себя в доме уход за тремя людьми. Параличу моего мужа все прогрессировал. Наконец, 4 июня 1970 года он скончался. Тогда мне было ровно 48 лет, 22 года мы были вместе. Он был моим лучшим другом.
После кончины мужа я полностью окунулась в работу и организовала в фирме три филиала. Под конец у меня были четыре больших фирмы, которыми я сама управляла. После 55 лет я постепенно стала передавать работу другим и оставила за собой только одно предприятие.
Добавление (1983 г., написано в возрасте 63 лет): Я все еще руковожу этой фирмой. Я научилась, наконец, предоставлять другим людям больше автономии. Я люблю контакт с покупателями. Вечером я возвращаюсь домой, где живу одна. Я чувствую себя, слегка ленивой и «слишком устроенной в жизни». Я не хотела бы казаться ненужной и хотела бы найти еще новую задачу. Уже девять лет у меня не было отпуска. Я хотела бы еще раз съездить в Швейцарию и в Португалию.
Этот отпуск состоялся лишь через три года, и через 30 лет после своего пребывания в Швейцарии госпожа Л. снова приехала в Арлесхайм, посетила клинику и Гетеанум, и там главным образом изучала вырезанную из дерева статую «Представителя человечества» Рудольфа Штейнера. На обратном пути через Португалию она еще раз переночевала в доме, в котором родилась. После возвращения в Бразилию она решила продать последний из своих магазинов. В конечном счете, она проработала непрерывно 28 лет, с 1960 по 1988 год. Дело ее родителей было передано племяннику.
Основные даты биографии.
2 года: первое воспоминание
(духовное переживание)
3 года: отец переезжает в Бразилию.
4 года: она сама приезжает в Бразилию -
потеря двух сестер.
5 лет: возвращение в Португалию.
11 лет: паратиф.
12 лет: возвращение в Сан-Паулу, Бразилия.
14 лет: обучение на секретаря.
16 лет: она начинает работать.
18 лет: поездка в Португалию,
посещение мест своего детства.
25 лет: она знакомится с будущим мужем.
18 лет: замужество, смерть отца.
31½ года: кишечная инфекция -
сверхчувственное переживание.
32 года: болезнь мужа.
36 лет: новый перелом: она знакомится
в Арлесхайме с антропософией.
37 лет: поездка в Авейро, Португалия.
43 года: мать приезжает в дом.
48 лет: смерть мужа - создание магазинов.
56 лет: постепенная передача магазинов,
из которых она оставляет за собой
только один (без отпуска).
63 года: интенсивная работа в одном магазине
(без отпуска).
66 лет: поездка в Гетеанум, в клинику
Иты Вегман, и в Португалию -
решение продать и последний магазин
(передача племяннику).
Эту историю можно было бы назвать биографией без большого драматизма. Почему же мы ее выбрали? Потому что мы долгие годы наблюдали за госпожой Л. как за пациенткой, и потому что она могла в течение нескольких лет работать над своей собственной биографией. В этой биографии можно наблюдать типичные закономерности.
Рассмотрим закономерности первых трех семилетий:
Биография госпожи Л. все больше расширяется: дом, школа, жизнь (профессия) - это три шага, в которых все больше раскрывается подрастающая девушка. На двенадцатом году жизни, из-за насмешек детей, и поскольку она ощущает себя «другой», она становится боязливой, она замыкается в себе. В 16 лет госпожа Л. начинает работать, и создается впечатление, что ее жизненный мотив, торговля, начинается здесь. Однако она чувствует себя несчастной и пустой.
В 28 лет она теряет отца и выходит замуж - старое уходит, новое начинается. Связь со спутником жизни через три с половиной - четыре года ставит ее перед новыми задачами: уход за больным в течение 15 лет, который позволяет ей прийти к спиритуальному мировоззрению и любовью и отдачей очистить свое существо.
Только после смерти мужа госпожа Л. снова подхватывает свой лейтмотив, торговлю. В течение семи лет (с 49-го до 56-го года жизни) она постепенно расширяет свое дело до четырех больших торговых центров, чтобы затем, после 56-го года жизни, снова постепенно удалиться от работы. Одним магазином, который она оставляет себе, она руководит еще семь лет.
В биографии госпожи Л. нам бросаются в глаза ритмы лунных узлов (каждые 18½ лет в человеческой биографии повторяется лунный узел (к этой закономерности мы вернемся в главе «Ритмы и отражения»). К этим моментам у госпожи Л. развивалось более сильное желание посетить свою родину, дом деда и бабушки, место своего детства. Это происходит как в 18, так и в 37 лет! И в 56 лет желание снова возникает, но осуществляется лишь в 66 лет.
В жизни госпожи Л., кроме того, виден ритм Сатурна (ритм или повторение через 30 лет): через 30 лет она посещает место своей духовной родины, клинику Иты Вегман и Гетеанум.
БИОГРАФИЯ 2
Я была седьмым ребенком из двенадцати детей. Мой отец был индеец, моя мать португалка. Я жила вместе с бабушкой в маленькой индейской хижине позади дома, где жила семья. Мы, бабушка и внучка, день за днем ходили в лес, чтобы собирать травы и съедобные плоды, и, прежде всего, чтобы искать растения табака. Я должна была вить для бабушки нити, которые она использовала, когда ткала. Когда табак созревал, лис-тья обрывали. Я должна была раскатывать их, а бабушка сворачивала из них толстые черные колбаски. Табак использовался для лечебных целей, а также для трубки моей бабушки. Она была целительницей, многие индейцы приходили к ней, чтобы получить у нее совет и травы от своих болезней. Все пациенты исцелялись при помощи заговоров. Так я рано познакомилась с целебными травами и с заговорами от каждой болезни. Бабушка назвала меня своей преемницей, хотя я не была ее любимой внучкой. Больше всех она любила одну из моих более светлокожих сестер, которую она часто брала на колени и ласкала. Однако моей сестре не разрешалось входить в дом бабушки; я была избранная, которая должна была стать наследницей ценительницы.
Каждый вечер я высматривала через щели «Ока» (индейского дома), куда индейцы по время вечерних ритуалов ходили для песнопений. Никому не дозволялось быть там. Остальные члены семьи должны были прятаться в доме.
В шесть лет я сама выучилась писать и читать, а мой отец научил меня счету и другим премудростям.
Когда мне было девять, однажды вечером моя бабушка пришла из леса. Она была усталой и легла в гамак, велела позвать сына и сказала ему, что она сейчас умрет. Она не приняла последнего причастия. После ее смерти семья установила ее гроб в главном доме. Мой отец поджег ее хижину. Все сгорело, осталась кучка пепла. Что теперь будет со мной?
С этого времени наша семья все больше беднела, отец покупал себе новую одежду и гулял с другими женщинами по городу. Мне приходилось кормить всю семью, потому что я знала коренья и лесные плоды.
Мой отец также вмешивался в политику. Правительство сменилось, и отца стали преследовать. Мне пришлось теперь быть рядом с отцом в качестве его защитницы. В маленькой сумочке, сотканной еще бабушкой, я прятала его револьвер. Когда мне исполнилось 11 лет, отец купил мне маленький револьвер, отделанный белым перламутром. Я быстро научилась стрелять по целям. Нашей семье, которая занималась разведением кур, пришлось пережить, как я использовала курицу за курицей в качестве мишеней, как моя мать сердилась, потому что ей приходилось варить кур, вместо того чтобы продать. Однако в принципе я энергично помогала и продавала много кур для семьи. Теперь я помогала обучать крестьян в округе чтению и письму. Пойдя в школу, я перешагнула первые три класса и всегда была лучшей в классе. Друзей у меня не было. Я настойчиво просила отца, чтобы он разрешил мне пойти в гимназию. Мне пришлось сдавать трудный экзамен, и я его выдержала. Я была первой женщиной в семье, которая могла учиться. В гимназии я тоже стала лучшей ученицей. Я зарабатывала деньги себе на жизнь работой в школьной столовой и частными уроками. Кроме того, я по-прежнему обучала крестьян чтению и письму.
Однажды пожилые люди обратили на меня внимание и принесли мне таинственные книги. Это были книги о «большом брате». Я была захвачена всеми этими идеями. Постепенно я стала излагать эти идеи и крестьянам. Я выступала по радио и основала газету. Так я становилась все более известной в стране, пока однажды на меня не обратило внимание военное правительство. Они охотно бы убрали меня. Я бежала и скрывалась. Однако мой доверчивый отец выдал мое убежище. Мне пришлось год, с 17 до 18 лет, пробыть в тюрьме. Наконец меня выпустили, и я уехала за границу, в один город. Там вместе со священниками я занялась работой среди крестьян и обучала их чтению и письму. Крестьянам было трудно держать карандаш в своих грубых и шершавых руках. Я смазывала их пальцы свиным жиром, отчего они снова становились гибкими. В конце концов, крестьяне могли написать свои фамилии, и их сознание обострилось для восприятия того, что происходило в мире.
Идеи «большого брата» стали для меня слишком тесными. В это время планировалось и развивалось движение Гуэрилья. Для него был выстроен путь далеко вглубь Парагвая. Я усердно работала над этим планом, пока меня снова не посадили в тюрьму, в 19 лет. На этот раз я просидела 2 года, которые были более жесткими, чем первый. Я дала обет молчания. Мне удалось также не выдать моих соратников, хотя меня жестоко пытали. Моя кожа покрылась пятнами и ранами, которые никак не заживали. Несмотря на разное лечение, начались приступы лихорадки и ревматических болей. Когда меня ранили в ногу, я потеряла столько крови, что меня пришлось доставить в больницу. Хотя меня интенсивно обследовали, никакой болезни у меня не обнаружили. Через шесть месяцев пребывания в больнице мне удалось бежать. Мне было ровно 21 год. Я бежала через несколько стран Южной Америки, пока, наконец, не нашла в одной из этих стран своего спутника жизни.
Я вышла замуж и стала счастливой. Мой муж привел в нашу семью пасынка. Скоро я забеременела и родила красивого ребенка. Я была сияющей от счастья матерью. За два года до этого, однако, у меня диагностировали болезнь, волчанку. В последующие годы она то и дело возвращалась, но не слишком мешала мне. Я по-прежнему с радостью занималась преподаванием.
Я возобновила учебу в одной из латиноамериканских стран и защитила диплом по социологии. Однако моя жизнь стала опаснее, и теперь недостаточно было скрываться в Латинской Америке. Так я бежала в Европу, где жила по очереди в трех странах. Я по-прежнему преподавала, начала работать в издательстве. Моя жизнь протекала вполне удовлетворительно, но тоска по родине росла.
Однажды мне показали фильм, в котором я стояла в аэропорту и провожала детей в Бразилию. Трогательный фильм показали мне намеренно. Я не поддалась этому. Впервые я восстала и отказалась смотреть фильм дальше. Я снова овладела собой. В это время в Бразилии был издан закон о политэмиграции и эмигранты, а, следовательно, и я, могли возвратиться на родину. Моя семья трогательно приняла меня дома. Мне было ровно 28 лет.
Жизнь на родине была новой для меня. Новые люди, новые попытки понять страну. К тому же мой муж не нашел работы. Ему понадобилось время, чтобы приспособиться к новой ситуации. Я начала преподавать, и таким образом зарабатывала деньги для семьи. Через некоторое время я стала замечать, что муж ведет себя все более странно. Он был эмигрантом, и женщины находили это интересным. Однажды он привел с собой домой красотку на высоких каблуках. Он даже хотел жить с нами обеими. С этим я не могла примириться и ушла с обоими детьми. Я была глубоко оскорблена и несчастна. Я все еще любила мужа и не могла после всего, что мы пережили вместе, понять, как это он подхватил первую попавшуюся женщину и оставил собственную жену.
Когда я рассталась с мужем, мне было около 30 лет. Прошло два года, прежде чем я снова приобрела внутреннее равновесие. Затем я снова нашла радость в работе. Я начала работать в кинобизнесе и в рекламе. Кроме того, я готовила чудесные бразильские сладости, которые моя подруга продавала для меня. Так я зарабатывала на жизнь для себя и своих детей.
Мне было почти 35 года, когда я снова сильно влюбилась. Эта любовь, однако, не смогла осуществиться. Я забеременела, но на третьем месяце потеряла ребенка. В это время мой муж забрал обоих детей к себе. Я оказалась одна, без детей, и все сильнее чувствовала растущую пустоту в себе, тоску по чему-то другому.
Я окончательно отвернулась от политики. Я чувствовала, как медленно растет новый зародыш в моей душе. Я снова начала поиски духовного, что заложила во мне моя бабушка - духовную мудрость поиска самой себя. Мои дети снова приехали ко мне, и дом наполнился новой жизнью. В это же время я познакомилась - в возрасте около 38 лет - с новым спутником жизни. Мы были две души и одно сердце, и прекрасно дополняли друг друга.Так маленькая девочка Танга превратилась в зрелую женщину, которая в 38 лет сознательно держит в руках свою жизнь и ищет новые ценности, которая понимает трудности своего детства и с помощью новых, духовных ценностей пытается справиться с болезнью.
Что обнаруживается в этой биографии? Мы видим ребенка, с которым обращаются как со взрослым, на которого рано возлагают большую ответственность, который живет не с семьей, не со своими братьями и сестрами, а со старой бабушкой, которой он нужен и которая хочет передать ему по наследству свой дар и свою ответственность.
На девятом году жизни, после смерти бабушки, Танга переживает пожар своего дома, начинается совершенно новая жизнь. Теперь на нее возлагается еще большая ответственность. Ее по-новому используют, на этот раз ее отец, позднее политики. Она всегда в их распоряжении. В период половой зрелости она приобретает в тюрьме тяжелый опыт. До определенной степени ее невинность охраняет ее. Однако она серьезно заболевает.
Затем пациентка переживает фазу многочисленных душевных разочарований. Наконец., в 37 лет, она снова возвращается к себе и находит внутреннюю духовную связь.
В последующих главах мы научимся точнее понимать феномены, встречающиеся в этой биографии.