Г. Общность людей, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к группе и воспринимаются другими в качестве членов данной группы.

16. Какие из данных определений относятся к понятиям

1) «социальная система»,

2) «социальное действие»,

3) «социальный институт»?

А. Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и «ожидание» другого человека; – 2

Б. Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое; – 1

В. Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности. –3

17. Что такое социальная структура?

А. Организация отношений между людьми;

Б. Образец поведения;

B. Определенный способ связи взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции.

18. Какие из приведенных определений характеризуют понятия:

1) «обычаи», 2) «традиции», 3) «церемонии»?

А. Последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат; – 3

Б. Традиционно установившийся порядок поведения; – 1

В. Все то, что унаследовано от предшественников. – 2

19. Какие из названных функций семьи являются неспецифическими?

А. Биологическое воспроизводство общества;

Б. Передача социального статуса;

В. Социализация молодого поколения.

20. Что, на ваш взгляд, является важным критерием успешности брака?

А. Способность супругов приспособиться друг к другу;

Б. Количество детей в семье;

В. Сильная власть мужа.

21. Какие из названных функций семьи являются неспецифическими?

А. Биологическое воспроизводство общества;

Б. Передача социального статуса;

В. Социализация молодого поколения.

22. Что из перечисленного является признаком эндогамной семьи?

А. Партнер избирается только из чужой группы;

Б. Партнер избирается только из своей группы.

23. Нуклеарная семья– это:

А. Семья, включающая два поколения (родители и дети);

Б. Семья, состоящая из родительской и новообразованной семьи (три поколения);

В. Сообщество родственников, принадлежащих к разным поколениям,

проживающих в разных местах.

24. Социальный состав населения – это совокупность социальных

А. Групп;

Б. Институтов;

В. Неравенств;

Г. Отношений;

Д. Нужд.

25. Определение «Социальная система, представляющая собой, взятые в устойчивых и организованных отношениях люди, объединенные как общей территорией, так и единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающие свои жизненные интересы» характеризует понятие:

А. Нации;

Б. Государства;

В. Общества;

Г. Населения страны.

26. Понятие общества в социологии

А. Изменяется в зависимости от подхода исследователя;

Б. Является неизменной общепризнанной категорией.

27. Отождествление общества и государства было характерно для взглядов:

А. Аристотеля;

Б. Платона.

28. Кому принадлежит разработка теории «общественного договора»?

А. Конфуцию;

Б. И. Канту;

В. Т. Гоббсу.

29. Что лежит в основе типологии обществ по К. Марксу?

А. Способ производства;

Б. Уровень развития техники и технологии;

В. Уровень развития культуры.

30. Что появилось раньше, государство или право?

А. Государство;

Б. Появятся одновременно;

В. Право;

Г. Любой ответ правильный;

Д. Нет правильного ответа.

31. Основная цель государства:

А. Реализация интересов народа;

Б. Обеспечение национальной безопасности;

В. Охрана окружающей среды;

Г. Поиск народной поддержки;

Д. Реализация интересов экономики господствующего класса.

32. Определение «Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, организующих субъектов социальной связи в систему ролей и статусов, предназначенной для удовлетворения социальных потребностей людей» означает:

А. Определение общества;

Б. Определение социального слоя;

В. Определение социального института;

Г. Определение социальной страты.

33. В настоящее время самым распространенным типом брака является:

А. Моногамный;

Б. Парный;

В. Полигамный;

Г. Консенсуальный.

34. Социальные институты означают:

А. Государственные органы управления;

Б. Систему взаимодействия людей, удовлетворяющую потребности общества;

В. Общественные структуры, обеспечивающие динамику развития общества;

Г. Систему государственных и общественных структур, обеспечивающих управление обществом.

35. Определение «Относительно устойчивое и обособленное объединение людей, связанных взаимоотношениями определенного типа и сознательно причисляющих себя к нему» характеризуют:

А. Социальный слой;

Б. Социальный класс;

В. Социальную группу;

Г. Социальную организацию.

36. Какие понятия характеризует наиболее древний вид брачных отношений:

А. Пуналуальный;

Б. Промискуитет;

В. Консенсуальный;

Г. Групповой.

37. Правила экзогамии предусматривают:

А. Выбор партнера для заключения брака вне своей социальной группы;

Б. Брак между дальними родственниками;

В. Выбор партнера для заключения брака внутри своей социальной группы;

Г. Заключение брака между родственниками.

7. Социологические тексты:

Алексеев В.А. «Природа и культура».

Аристотель. «Политика». Кн. первая.

Бакунин М.А. «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Бакунин М.А. «Государственность и анархия».

Бердяев Н.А. «Воля к жизни и воля к культуре».

Богданов А.А.. «Краткий курс экономической науки».

Вико Д. «Основания новой науки об общей природе наций».

Вольтер [Социально – политические воззрения].

Гоббс Т. «Левиафан».

Ильин И.А. «Основы христианской культуры».

Кареев Н.И. «Понятие культурно-исторической (над-исторической) среды».

Локк Д. «Два трактата о правлении».

Макиавелли Н. «Государь».

Платон. «Государство». Кн. Восьмая. Демократия

Руссо Ж-Ж. «Об общественном договоре, или принципы политического права».

Сахаров А.Д. «Конституция Союза республик Европы и Азии. Проект».

8. Список литературы:

Основная:

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. – М., 2005.

2. Кухарчук Д.В. Социология: Краткий курс лекций.– М., 2002.

3. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие – М., 2005.

Дополнительная:

1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология» – Красноярск, 2007.

1. Тема № 6: «СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

1.1. План семинарского занятия:

1. Образование как процесс социализации.

2. Образование в современной России.

3. Место и роль науки в обществе, ее функции.

4. Медицина как социальный институт, профессия.

5. Социальные проблемы здравоохранения.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Наука в истории человечества.

2. История медицинского образования в России.

3. Социальные аспекты здоровья и болезни.

4. Проблемы медицинской этики.

5. Врач и общество.

6. Взаимодействие врача и пациента.

7. Здоровье как социальная ценность.

Тематика докладов:

1. М.В. Ломоносов / А.Н. Радищев о проблеме здоровья крепостных крестьян.

2. П. Стронг о «медицинском империализме» медицины.

3. И.К. Зола о проблеме медикализации современного общества.

4. Народная медицина.

5. Медицина и религия.

6. Менеджмент в здравоохранении.

7. Современные проблемы валеологии.

8. Собриология – наука о трезвости.

9. Парсонс: «роль больного» и профессия врача.

10. А.И. Шингарев – родоначальник социологии медицины и здравоохранения в России.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

Образование как необходимое условие формирования человеческой сущности.

2. Сциентизм и антисциентизм – разное отношение к науке и ее результатам в истории.

3. Менталитет врача и пациента: аспекты психологии и этики.

4. Влияние экологии на здоровье человека.

5. Медицина и этика.

6. Образ жизни – здоровье – болезнь.

7. Применение в современной медицине репродуктивных технологий, клонирования, эвтаназии.

8. Взаимодействие социального и биологического в медицине.

9. Что объединяет социологию, науку и медицину?

10. Что означает в современном познании «этика науки»?

11. Как складывались карьеры выдающихся ученых (покажите на примере М. Ломоносова, О. Конта, Д. Менделеева)?

12. Какими болезнями не болели наши предки?

13. Какой вред здоровью приносит научно-технический прогресс?

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

образование, наука, сциентизм, антисциентизм, деонтология, социальная экология, валеология, собриология, медикализация, здоровье, болезнь, ятрогенез, здоровый образ жизни, медицинская власть.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям.

6.1. Тесты:

1. Медицина относится к одному из следующих типов знания:

А. Естественнонаучному;

Б. Гуманитарному;

В. Междисциплинарному.

2. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию,

является:

А. Экономическое;

Б. Познавательное (гносеологическое);

В. Моральное.

3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

А. Спасение и сохранение жизни человека;

Б. Социальное доверие к профессии врача;

В. Уважение коллег;

Г. Материальная выгода.

4. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

А. Право на отклоняющееся поведение;

Б. Осознанный выбор моральных принципов и правил поведения;

В. Уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм;

Г. Безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным;

Д. Приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного.

5. Долг – это то, что исполняется в силу:

А. Профессиональных обязанностей;

Б. Веления времени;

В. Требования совести и следствия морального идеала;

Г. Обоюдной выгоды;

Д. Требования близких людей.

6. Благотворительность – это:

Наши рекомендации