Реклама:бесплатный сыр и дырявые законы
«Маша дала Еве поиграть на смартфоне в AngryBirds - и всего через пять минут Ева начала покупать артефакты в GooglePlay. Она и сама не поняла: просто сделала пару кликов в красивую картинку. Маша конечно написала в саппорт, и деньги вернули. И только после этого сказали, как настроить дополнительное подтверждение каждой покупки. То есть по умолчанию настроено так, чтобы даже четырёхлетний ребёнок мог моментально покупать». (февраль 2013)
Вроде все уже привыкли, что реклама - двигатель обмана. Да и не только в Интернете. Почему же она оказалась у меня среди сетевых угроз? Потому что многие люди демонстрируют фундаментальное непонимание того, как устроена экономика бесплатных интернет-сервисов. Они удивятся, если я скажу им, что Google и Facebook - это службы преследования людей. Позвольте, скажут они, но ведь мы знаем совсем другие названия этих сервисов: "поисковая система", "социальная сеть"…
Да бросьте. Это названия, которые висят на чёрном (бесплатном) входе для лохов. А парадный подъезд, который приносит деньги - это контекстная реклама, то есть вынюхивание ваших интересов и других персональных данных. Чтобы затем преследовать вас от сайта к сайту с помощью объявлений, подобранных специально под вас. Ну и как вы думаете, какой «подъезд» будет развиваться активнее? Да уж явно не тот бесплатный, которым пользуется ваш ребёнок. Нет, гораздо лучше будет развиваться платный поиск, который ищет вашего ребёнка для впаривания ему рекламы.
Вторая особенность Интернета, которую недооценивают родители, зато высоко ценят рекламщики - это обход законов. В 2013 году на конференции «Поколение NEXT» представительница сайта «Шарарам в стране Смешариков» давала советы, как делать детский сайт. На её слайде была фраза «Платят дети, а не родители». В устном выступлении эта идея звучала так: «Ребенок идет к родителям и просит: мама, дай денег на Шарарам!»
Когда настало время вопросов, я поинтересовался, знает ли девушка, что такие советы нарушают российские законы. Статья 28 ГК РФ запрещает детям до 14 лет совершать покупки, кроме мелких бытовых. Это логично: дети до 14 лет не имеют документов и права работать - то есть они тратят деньги родителей.
А есть ещё статья 6 закона РФ «О рекламе», призванная защищать несовершеннолетних от рекламы. Многие даже не в курсе, что помимо табака, алкоголя и азартных игр, в российской рекламе запрещены такие вещи, как:
- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар,
- дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних,
- создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка,
- создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками,
- формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром,
- формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
На основе этого можно запретить почти любую детскую рекламу. В Швеции так и сделали: там запрещена телереклама, нацеленная на детей до 12 лет.
Но Интернет позволяет обходить такие запреты: ведь законодатели до сих пор не могут договориться даже о том, как определить сам "Интернет" в законах. Зато маркетологи уже нашли множество способов атаковать детей в онлайне - это и социальные сети, и бесплатные игры с покупками внутри, и маскировка рекламы под образовательные проекты.
Третий способ -наиболее хитрая техника. В 2012 году на конференции «Форум безопасного Интернета» выступали представители двух образовательных проектов: ConnectSafely.org и Safekids.com. Они заполучили целую секцию по детской безопасности под эгидой Mail.ru и рассказывали о том, что опасности Интернета для детей сильно преувеличены. А разные неприятные случаи, которые происходят – это следствие неудачного социального окружения.
Дома я решил почитать, кто проводил эти исследования. В описании проектаSafekids.com наткнулся на фразу "...receivesfinancialsupportfromGoogle, Facebookandothersocialmediacompanies" (получают финансовую поддержку от Google, Facebookи других медиа-компаний). Таким образом, мы имеем дело со специальными проектами по управлению общественным мнением, причём финансирует их та самая индустрия, которой выгодно побольше пользователей.
И вот результат - тезисы из исследования «Youngchildrenandtheirinternetuse» [104], проведенного европейским проектом EUKidsOnline в 2013 году:
- благодаря тачскринам, то есть смартфонам и планшетам, в Интернет массово идут дети 3-4 лет (более 70% В Голландии и Швеции);
- при этом нет никаких серьезных исследований их поведения в Интернете, и даже методы для таких исследований пока непонятны;
- нет понимания правил безопасности для таких маленьких детей; возможны ли вообще правила, которые будут выполняться в таком возрасте?
- многие родители сами публикуют фото и другие персональные данные детей с самого рождения, не задумываясь о том, как такие "цифровые следы" в будущем отразятся на жизни их ребенка;
- производители приложений скрывают сбор персональных данных.