Православный: Тогда получится, что одно из твоих совершенно противоположных начал есть, а другое - не есть.
(23) И вновь: бытие противоположно бытию?
Манихей: Быть добрым и быть злым противоположно.
Православный: Значит, они сосуществуют и соосуществляются одной и той же вещью. Как же они противоположны?
Манихей: Не сущее неименуемо - ибо надлежит быть, и тогда уже именоваться. Так как же небытие противоположно бытию? Ведь противоположностям надлежит прежде быть, и тогда быть противоположностями, и тогда именоваться ими - ибо то, что не есть что-либо, не именуется.
Православный: Сказав "не сущее", ты поименовал или нет?
Манихей: Я поименовал в отрицательном, а не утвердительном значении.
Православный: Утверждение означает обладание, а отрицание - лишенность?
Манихей: Да.
Православный: Обладание противоположно лишенности?
Манихей: Да.
Православный: Значит, небытие противоположно бытию как лишенность - обладанию?
Манихей: Да.
Православный: "Зло" говорится в смысле лишенности или обладания?
Манихей: Обладания.
Православный: А "Добро" в смысле лишенности или обладания?
Манихей: Обладания.
Православный: Итак, зло не совсем противоположно добру - ведь обладание не
Противоположно обладанию.
Манихей: А разве болезнь не противоположна здоровью?
Православный: Да, но как лишенность обладанию и недостаток - целостности.
Манихей: Ну и что?
Православный: Так и зло скорее будет лишенностью и противоположно добру так же, как лишенность обладанию, ведь зло есть не что иное, как лишенность добра, и совершенное зло - совершенная лишенность добра. Поэтому зло, как лишенность естественного обладания, мы называем скорее не сущим, нежели сущим.
(24) Что же, по-твоему, есть вещество - жизнь, или тление и смерть, движение и движущееся или неподвижность и движимое, свет или тьма?
Манихей: Тление и смерть, неподвижность и неподвижное, тьма, а не свет. Православный: Тогда как оно произвело плоды, если оно тление? Как стало жить? Ведь тление не живет, не имеет жизни и не дает жизнь - ибо если кто чего-то не имеет, как может давать? И как, будучи неподвижно, пришло в движение и достигло границ света? Кто дал ему жизнь и движение? Если Благой, то он не благ и не мудр - не благ, потому что оживил и привел в движение зло, не мудр и не сведущ, потому что доставил себе войны и заботы, и подвиг против себя покоящееся и бездействующее зло - ведь он стал виновником возмущений и бедствий. А если не Бог, то кто-то другой, и уж не двое, а трое, - ведь то, чего не имеешь, нельзя приобрести от самого себя.
Манихей: Но вещество имело жизнь и движение в возможности.
Православный: Если в возможности оно имело жизнь и движение, то оно было в возможности благим.
Манихей: Жизнь и движение зла не благо, но зло.
Православный: То, что переходит из возможности в действие, изменчиво и имеет начало, и не безначально. И если оно имело жизнь и движение в возможности, то действие приобрело впоследствии - если злы его жизнь и движение, то оно было злым в возможности, а не в действии, и зло будет не безначально. Если же его жизнь и движение благо, то из зла оно перешло в добро.
Манихей: Так что же? Разве распад одного не есть возникновение другого?
Православный: Не распад становится возникновением, но сие последнее производится Богом, повелением Божиим созданное из не сущего в сущее, будучи изменчивым, ибо началось с превращения. Ведь перейти из не сущего в бытие есть превращение - а то, чье бытие началось с превращения, превращаемо и изменчиво. Итак, вещество, будучи изменчиво, повелением Божиим оживляется, погибает и снова оживляется - так что не тление производит возникновение, но Божие повеление оживляет и создает возникающее.
(25) Но скажи и вот что: пределы света исполнены света или нет?
Манихей: Каждому ясно, что исполнены света.
Православный: Свет и тьма восприимчивы друг к другу, или невосприимчивы?
Манихей: Восприимчивы.
Православный: Значит, они суть то, что они суть, не по природе - ведь присущее по природе не изменяется, и по природе жизнь невосприимчива к смерти. Тогда как же тьма общалась со светом и не рассеялась? Далее, место света было исполнено света и блага, или нет?
Манихей: Было.
Православный: Тогда как же вместилась тьма? Ведь сосуд емкостью в медимн не вместит два, то есть в сосуд, вмещающий один модий, два модия не поместятся.
(26) Потом, что сделали или что претерпели плоды зла, войдя в пределы света?