Методы и техники гештальт-терапии
Как ни парадоксально, но гештальт-терапия опознается некоторой частью общества как профессионалами, так и неспециалистами по некоторым техникам, которые не являются специфическими для гештальт-метода, а иногда даже совсем не согласующимися и вообще мало или совсем не употребляемыми современными гештальт-терапевтами. Например, техника диалога с одним или несколькими пустыми стульями, представляющими различных персонажей из жизни субъекта, в сущности, является техникой, заимствованной Перлзом из психодрамы Морено.
Техники являются приемами, позволяющими реализовывать фундаментальный метод. В некоторых случаях техники, появляющиеся в других подходах, могут найти свое место в «ящике для инструментов» (выражение М. Фуко) гештальт-терапевта, лишь бы они были совместимы с методом и приспособлены к происходящему опыту. Напомним, что гештальт-метод фокусируется на работе по осознанию явлений, которые происходят на границе контакта, чтобы способность осуществлять творческое приспособление при контакте с окружающей средой могла восстановиться (Perls, 1969; Рудестам, 1990; Наранхо, 1995).
Будь это диадические или групповые отношения, ситуация определяется прежде всего установлением терапевтического контекста: рамок, условий встреч, частоты и продолжительности сеансов, гонорара и т. д. Все эти условия контекста на самом деле могут рассматриваться как экспериментальные, потому что они должны быть приспособлены к каждому пациенту. Во всяком случае, если цель терапевтического проекта состоит в восстановлении пластичности в построении гештальтов, а терапевтическая ситуация определялась бы неизменными правилами, которым должен подчиняться каждый отдельный пациент, имело бы место противоречие.
В действительности формы, которые может принимать терапия, с каждым новым пациентом могут меняться, так же как они могут меняться в зависимости от чувствительности и личного опыта каждого терапевта — с некоторыми пациентами связь будет главным образом словесная, с другими возможно обращение к выразительным формам и невербальному общению, как-то: рисунок, движение, лепка, звук и т. д.
Техники гештальт-терапии можно подразделить на две большие группы. С одной стороны, это техники диалога, который происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом. Для этой работы необходимо полнокровное личностное присутствие терапевта в диалоге; об этой форме работы говорят, что терапевт «работает собой», использует свой опыт, свои переживания. С другой стороны, это проективные техники, такие, как работа с образами, сновидениями, воображаемым диалогом; при этом терапевт поддерживает проявление и осознание клиентом своих переживаний. Техники не являются самоцелью, а лишь обозначают различные подходы и пути экспериментирования.
Экспериментирование, являясь сердцевиной метода, создает своеобразие гештальтистского способа работы. В ходе терапии субъекту предлагается не ограничиваться рассказом, а превратить свои слова в действия, развертывающиеся в ситуации «здесь и теперь». Такое экспериментирование является своего рода структурой, навязанной терапевтом. Оно имеет смысл, только если оно полностью соотносится с опытом, который воспроизводит пациент. Экспериментирование манипулирует различными параметрами, чтобы благодаря расширению поля найти в контакте новизну, восстановленные возможности идентификации и отвержения, творческое приспособление. Некоторые терапевты охотно обращаются, особенно в группе, к арсеналу заранее подготовленных упражнений, которые они предлагают независимо от эволюции каждого пациента. Само собой разумеется, клиент всегда сможет открыть в этих упражнениях что-то о себе самом при столкновении с этой безопасной ситуацией, но это мало что имеет общего с терапевтическим экспериментированием, которое прямо связано с острыми ситуациями и незавершенными ситуациями каждого пациента.
Эти эксперименты могут быть разного порядка, например: а) эксперимент может быть сфокусирован на росте осознаваемого, когда терапевт предлагает, например, осознать свое дыхание или ту или иную часть тела (Рудестам, 1990; Энрайт; 1994, Керпег, 1987); б) эксперимент может позволить исследовать тему, изложенную клиентом в скрытой форме, например, когда терапевт предлагает привести в действие метафору, которую он только что употребил («Я чувствую, что грудь моя в тисках!», «Он возбуждает во мне желание обращаться с ним, как с собакой») (Рудестам, 1990; Польстер, Польстер, 1997).
Это исследование может пройти через усиление и акцентирование употребленных слов и жестов («Не можете ли вы попытаться повторить мне это, усиливая жест, который вы едва уловимо делаете?»). В экспериментировании могут быть обнаружены модельные условия, позволяющие получить информацию о том, что произойдет в определенных ситуациях, которые трудно или невозможно смоделировать в действии. Тогда привлекаются некоторые формы проекции, чтобы исследовать фантазии, катастрофические ожидания, незавершенные или «застывшие» ситуации, разрешение которых кажется невозможным.
Экспериментирование также предоставляет возможности для исследования разных типов границ собственного «я» и контакта: пределов проявления себя, границ самовыражения, привычек, порогов ощущений и телесных движений, ценностей и т. д. Использование фантазии позволяет расширить области эксперимента, опробовать новое поведение в безопасных условиях (Рудестам, 1990; Польстер, 1999).
Одним из наиболее известных инструментов гештальт-терапии является эксперимент с «пустым стулом». Организуя диалог между двумя различными частями личности, терапевт поддерживает выражение различных чувств до тех пор, пока не наступает интеграция противоположных, конфликтных, так сказать, непримиримых сторон личности человека.
Здесь и теперь
Если и существует понятие, которое ассоциируется с гештальт-терапией до такой степени, что иногда становится ее лозунгом, то этим понятием является «здесь и теперь». Но я думаю, что смысл этого понятия был понемногу изменен по сравнению с его первоначальным значением. Это не правило, которое надо было бы втолковывать клиенту, а инструмент для работы, находящийся в распоряжении терапевта. Действительно, речь никоим образом не идет о том, чтобы считать, что прошлое не интересно и что будущее — всего лишь фантазия; вопрос в том, чтобы сконцентрировать внимание пациента на том, что «именно теперь ты вспоминаешь» или что «именно теперь ты предвосхищаешь события». Это воспоминание, которое приходит теперь, освещает настоящее новым светом, так же как настоящее освещает воспоминание, пришедшее ему навстречу.
Если экспериментирование может открыть доступ к некоторым решениям и к осуществлению творческих контактов, то произойти это сможет только в настоящем. Незавершенные ситуации прошлого, если они могут найти завершение в настоящем, конечно, не встретят ни соответствующих партнеров, ни соответствующих временных обстоятельств, но в «теперь» они смогут помочь создать модальности контакта, которые изменят опыт клиента. Действительно, большая часть первоначальной проблематики страдания, изложенной клиентам и, связана с устаревшим характером их способов отвечать на ситуации. Центрация на «теперь» предполагает обновление функции «Оно» ситуации, а значит — иное осмысление характеристик ситуации в их проприоцептивных и перцептивных составляющих, в выработке творческого приспособления к новому.
Именно на этом основании Перлз мог сказать, что «ничего не существует, кроме настоящего», зная, что это настоящее содержит в себе прошлое и будущее. Таким образом, не всегда необходимо совершать возвращение в прошлое, потому что оно здесь заключено в опыте, который происходит на наших глазах (Perls, 1969; Энрайт, 1994).
Работа со сновидениями
Перлз достиг славы в последние калифорнийские годы жизни именно благодаря своему подходу к работе со сновидениями. Он рассматривал тогда различные элементы сна как проекцию отдельных частей личности сновидца. Речь шла об обнаружении «экзистенциального послания», с которым спящий обращается к самому себе, например, через импровизированные диалоги между различными элементами сна как одушевленными, так и неодушевленными. Для этого субъекту предлагалось последовательно идентифицировать себя с разными элементами сна таким образом, чтобы присвоить обратно свои проекции. Во сне может вскрываться один из важных тупиков, который стремится разрешить невротик (Perls, 1969).
Часто можно было упрекнуть Перлза за театральный и поверхностный характер этого взгляда на сны, который прерывает контакт субъекта с внешним миром вообще и психотерапевтом в частности в угоду центрации на внутрипсихическом. Именно по этой причине, основываясь на работах Пола Гудмена, Изидор Фром предложил другой подход к работе со снами.
Сон анализируется в контексте, который в свою очередь является контекстом терапии; подчеркивается тот факт, что личный сон рассказан данному терапевту в данный момент терапии. Рассказать сон своему терапевту — это значит поведать ему что-то такое, чего сам клиент не знает и не сумел бы ему рассказать по-другому. Содержание сна тогда рассматривается как построенное в основном из ретрофлексивного материала и прежде всего из ретрофлексии, возникших в течение предыдущего сеанса, которые, таким образом, пытаются проявиться сначала во сне, а потом в пересказе сна данному адресату. Терапевт уделяет особое внимание снам, которые снились ночью, следующей за сеансом. Но сон может быть также «построен» ночью, предшествующей сеансу, как своего рода подготовка к будущему сеансу. Сон, таким образом, благодаря Изидору Фрому находит свое место среди средств, дающих возможность работы с явлениями границы, контакта и нарушениями функций границы.
Телесная работа
Гештальт-терапию иногда относят к формам «эмоциональной», «психотелесной» терапии, или, если сказать более современно, к «соматотерапии». Действительно, телесные и эмоциональные проявления опыта субъекта почти всегда присутствуют в терапевтическом процессе, предлагаемом гештальт-терапией, но это отнюдь не значит, что гештальт-терапия хочет считать себя телесной терапией или следовать моде дня. Все объясняется гораздо проще: гештальт-терапевт старается подойти к опыту пациента во всей его целостности. Это значит, что терапевт принимает в расчет телесные и эмоциональные измерения, так же как когнитивные, интеллектуальные, поведенческие, связанные с воображением и сновидением, экспрессивные и другие характеристики пациента, с которыми терапевт работает, и что он может пользоваться этими измерениями, чтобы войти в контакт с пациентом (Керпег, 1987).
Но это также значит, что терапевт не разделяет то, что мы привыкли разделять: например, что «тело» — это одно, а «ум» — это другое. «Тело» или «эмоция» представляет собой частные модальности опыта человека. При патологических процессах эти модальности иногда носят фрагментарный или изолированный характер, и, безусловно, их не следует рассматривать по отдельности, если мы хотим помочь человеку восстановить их единство.
Области применения
Гештальт-терапия является универсальным подходом в силу того, что в основе гештальт-терапии лежит универсальный принцип контакта организма с окружающей средой. У гештальт-терапии есть наиболее проработанная из всех терапевтических подходов философская база, что позволяет гибко применять ее в различных практических областях, сохраняя базовые принципы. Гештальт-терапия практикуется как в форме индивидуальных, так и в форме групповых занятий. Процедура терапевтических сеансов предполагает заключение контракта между терапевтом и клиентом или группой относительно частоты встреч (обычно один раз в неделю), длительности занятий (обычно один час для индивидуальной работы) и других зон ответственности (финансовые отношения, место, ограничения). В процессе работы контракт может уточняться или изменяться. В гештальт-терапевтической работе очень важным является четкое представление об ответственности терапевта и клиента. Медицинская модель ответственности, в соответствии с которой терапевт полностью отвечает за жизнь и здоровье пациента, для эффективной работы гештальт-терапевта является невозможной, поскольку его работа направлена на повышение зрелости и самостоятельности человека.
Гештальт-терапия в клинической практике успешно применяется на различных этапах психотерапевтической работы и с различными состояниями пациентов. Ограничения гештальт-терапии связаны с ограничениями возможностей осознания пациента. Работа возможна с пациентами даже в достаточно тяжелых состояниях. При шизофрении и психотических расстройствах гештальт-терапия вполне применима на этапах становления ремиссии для поддержания максимально возможной адаптации к социальной жизни в периоды между приступами заболевания. Результатом работы является большая осознанность и произвольность социального поведения пациентов (Pagan, Shepherd, 1970; Хломов, 1995; Немиринский, 1999).
При работе с невротическими расстройствами и расстройствами личности гештальт-терапия может быть основным методом психотерапевта. Правда, это подразумевает достаточную длительность работы, которая может продолжаться даже в течение нескольких лет. Особенно это характерно для работы с нарушениями личности, поскольку изменения личности происходят постепенно. В этом случае терапевтическая поддержка направлена на процесс автономии, взросления клиента, на поиск и освоение собственных психологических ресурсов, повышение его ценности, нормализацию эмоциональной жизни, оптимизацию контактов с окружающим миром.
Методы гештальт-терапии позволяют оказывать поддержку при посттравматическом синдроме, острых кризисных состояниях, облегчают проживание травмирующей ситуации, позволяя построить новые ценности, приспособиться к изменениям в жизни.
При работе с зависимостями гештальт-терапия, основанная на достаточно разработанной теории зависимости, предоставляет наиболее универсальный подход и широко применяется в центрах анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, созависимых, эмоционально-зависимых лиц. Гештальт-терапия подразумевает добровольное участие человека в терапии и позволяет развить в этом случае способность к самоподдержке, принятию адекватной поддержки от других людей, укрепить личность человека.
Особенность психосоматических нарушений проявляется в нарушении целостности, разделении телесных и психических процессов. В гештальт-терапии работа направлена на интеграцию этих процессов, осознание психологического значения симптомов, восстановление эмоциональных переживаний.
Возможность использования в работе множества невербальных техник, таких, как игры, лепка, рисунок, игрушки, делает гештальт-терапию весьма эффективной в работе с детьми разного возраста и с подростками. Успешно осуществляется работа с такими нарушениями контакта ребенка с миром, как патологические страхи, агрессия, застенчивость, капризы (Окландер, 1997).
Гештальт-метод применяется не только в психотерапевтической практике, но и в других областях практической психологии, таких, как психология образования и организационное консультирование (Фюр, 1995; Nevis, 1988).
Подготовка специалистов
Система подготовки гештальт-терапевтов в России проводится сейчас в нескольких специализированных центрах и институтах. Программа Московского гештальт-института соотносится с соответствующими программами Европейского гештальт-сообщества и сертифицируется международным дипломом.
Подготовка гештальт-терапевтов проводится в дополнение к основному образованию в области психологии, психотерапии или психиатрии. Для получения квалификации гештальт-терапевта необходимо пройти полную программу обучения, которая включает в себя подготовительную ступень (сто часов; один год или менее), базовую дидактическую подготовку (вторая ступень — двести часов в течение двух лет). В подготовку входит также собственная психотерапия терапевта (пятьдесят часов) и супервизия профессиональной работы выпускника (также пятьдесят часов). Таким образом, общее время подготовки первой-второй ступени и получения квалификации составляет примерно три года.
Первая ступень подготовки гештальт-терапевтов посвящена знакомству с философией и методологией гештальт-терапии, с ее основными понятиями и принципами. Но главное, на первом году обучения участники получают необходимые профессиональные навыки и обучаются техникам, которые они могут использовать в своей работе. Это связано с запросом на достижение практического эффекта. То есть обучение организовано таким образом, что, пройдя первую ступень, обучающиеся получают некоторые специальные знания и умения (ведения клинической беседы, работы с детскими проблемами, использования рисунка и других художественных средств и т. д.), которые эффективно работают в рамках гештальт-подхода, но могут быть использованы самостоятельно.
Вторая ступень обучения направлена на профессиональную подготовку гештальт-терапевтов. Она представляет собой базовый курс теории и практики гештальт-терапии в объеме двухсот часов (восемь учебных сеансов в течение двух лет). Этот учебный цикл позволяет углубить одновременно с помощью собственного опыта и дидактическим путем работу над собой при помощи гештальт-терапии, а также ознакомиться с практическими и теоретическими основами метода.
Четыре занятия посвящены базовому теоретическому образованию в области гештальт-терапии; они включают в себя демонстративные сеансы и работу с группой с последующим процесс-анализом.
Основными темами являются история, базовые понятия и принципы гештальт-подхода (организм и среда, единство опыта, феноменология и холистический подход, осознание, фигура и фон, «здесь и теперь», контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление, теория личности, сопротивление, основные типы прерывания контакта, терапевтические механизмы, процесс-анализ, терапевтическая позиция, терапевтические отношения, супервизия, профессиональное самосознание). Затем обучающихся более подробно знакомят с различными прикладными областями гештальт-терапии, что облегчает выбор ими специализации.
Основные темы второй половины цикла: творческие методы в гештальт-терапии (парадоксальные методы, арт-терапия, работа с рисунками, сновидениями и метафорами); работа с телесностью в гештальт-подходе (телесная модальность контакта, отчуждение и пробуждение телесности, динамика телесных переживаний в личной истории, симптом, работа с психосоматическими нарушениями); семейная гештальт-терапия (гештальт-интерактивный цикл опыта, гештальтистский и системный подходы, работа с парами и малыми системами); организационное гештальт-консультирование; гештальт-терапия в клинической практике (анализ ранних нарушений, гештальт-терапия в работе с эндогенными расстройствами, гештальт-терапия в пограничной клинике, работа в наркологии и др.); интегративный подход в гештальт-терапии (гештальтистское и другие направления в психотерапии, логические уровни психотерапевтического процесса).
Большое значение придается самостоятельной практике, личной работе в малых учебных группах, в которых обучающиеся под наблюдением супервизора самостоятельно проводят терапевтические сеансы и процесс-анализ. В ходе обучения им необходимо пройти не менее пятидесяти часов личной психотерапии.
На второй ступени подготовки обучающиеся получают специализированные знания и навыки. Они выбирают направление гештальт-терапии, в котором хотели бы специализироваться, после чего обучение осуществляется по особым программам. На всех ступенях учебу проводят ведущие сотрудники Московского гештальт-института, сертифицированные в области гештальт-терапии (Германия, Франция).
Библиография
Мазур Е. С. (1996) Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии //Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1995 год. — М.: МГИ.
Наранхо К. (1995) Гештальт-терапия. — Воронеж: Модэк.
Немиринский О. В. (1999) Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. — М.: МГИ.
Окландер В. (1997) Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.: Класс.
Перлз Ф. С. (1996) Гештальт-подход и Свидетель терапии. — М.: Либрис.
Перлз Ф. С. (1997) Внутри и вне помойного ведра // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. — М.: Академия, СПб.: XXI век.
Польстер И. (1999) Обитаемый человек. — М.: Класс.
Польстер И., Польстер М. (1997) Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики — М.: Класс.
Резник Р. (1997) Интервью британскому гештальт-журналу // Гештальт-96. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1996 год. — М.: МГИ.
Робин Ж.-М. (1996) Гештальт-терапия. — М.: МГИ.
Рудестам К. (1990) Групповая психотерапия. — М.: Прогресс-Универс.
Фром И. (1995) Гештальт-терапия и гештальт // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. — М.: МГИ.
Фюр Р. (1995) Тезисы о гештальт-педагогике // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год - М.: МГИ.
Хломов Д. Н. (1995) Психотерапевтический анализ реабилитации лиц с алкогольной зависимостью // Гештальт-94. Сборник материалов Московского гештальт-института за 1994 год. — М.: МГИ.
Энрайт Д. (1994) Гештальт ведущий к просветлению. — СПб.: Центр гуманистических технологий «Человек».
Fagan J., Shepherd I. (1970) Gestalt Terapy now. — N. Y.: Herper & Row.
Kepner J. (1987) Body process, a Gestalt Approach to working with the Body in Psychotherapy. — N. Y.: Gestalt Institute of Cleveland Press.
Nevis E. (1988) Organization consulting: a Gestalt Approach. — N. Y: Cleveland Press.
Perls F. (1942) Ego, Hanger and Aggression: a revision of Freud's theory and method. — London: Durban.
Perls F. (1969) Gestalt Therapy Verbatim. — Moab: Real People Press.
Perls F., Hefferlin R., Goodmen P. (1951) Gestalt therapy. — N. Y: Julian Press.
Wheeler G. (1991) Gestalt reconsidered. — N. Y.
Авторы
Аграчев Сергей Григорьевич(1952-1998), психолог-психоаналитик, основатель и первый президент Московского психоаналитического общества.
Варга Анна Яковлевна,кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра психического здоровья МЗ РФ, сертифицированный специалист по системной семейной терапии и психодраме, председатель правления Общества семейных консультантов и терапевтов Москвы.
Гаранян Наталия Георгиевна,кандидат психологических наук ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии, сертифицированный специалист по психодраме, когнитивной психотерапии, системной семейной терапии.
Гиппенрейтер Юлия Борисовна,доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, мастер НЛП.
Гриншпун Игорь Борисович,доцент кафедры психологии развития МПГУ, сертифицированный специалист по психодраме.
Кадыров Игорь Максутович,доцент МГУ, кандидат психологических наук, психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации, президент Московского психоаналитического общества.
Калмыкова Екатерина Семеновна,кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, член Московского психоаналитического общества.
Кэхеле Хорст,профессор, декан факультета психотерапии и психосоматики Университета г. Ульма (Германия).
Морозова Елизавета Алексеевна,аспирантка Психологического института РАО, сертифицированный специалист по психодраме.
Орлов Александр Борисович,доктор психологических наук, заместитель директора Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Сертифицированный специалист по человекоцентрированной экспрессивной терапии.
Раевский Станислав Олегович,кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии МГУ, президент Московского общества аналитической психологии, практикующий аналитик.
Семенова Наталья Дмитриевна,кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник МНИИ психиатрии МЗ РФ.
Хегай Лев Аркадьевич,преподаватель Института психоанализа (Москва), вице-президент Московского общества аналитической психологии, практикующий аналитик.
Хломов Даниил Несторович,кандидат психологических наук, директор Московского гештальт-института.
Холмогорова Алла Борисовна,кандидат психологических наук, руководитель лаборатории клинической психологии и психотерапии МНИИ психиатрии МЗ РФ. Сертифицированный специалист по психодраме, когнитивной психотерапии, системной семейной терапии.
Содержание
Предисловие..................................................................................................................................................... 3
Часть первая. Общие проблемы психотерапии........................................................................................... 7
Психотерапия как объект научного исследования. Е. С. Калмыкова, X. Кэхеле.................................. 7
Постановка проблемы: кому и зачем нужны исследования по психотерапии?............................... 7
История исследований по проблемам психодинамической психотерапии...................................... 8
Изучение эффективности психотерапии............................................................................................ 11
Общий эффект психотерапии........................................................................................................... 11
Позитивные изменения при отсутствии лечения.......................................................................... 12
Методы изучения психотерапевтического взаимодействия............................................................. 15
Библиография......................................................................................................................................... 18
Этические основы психотерапии. Н. Д. Семенова................................................................................ 20
Конфиденциальность............................................................................................................................ 20
Перенос................................................................................................................................................... 21
Эротизированный перенос............................................................................................................... 22
Зависимость............................................................................................................................................ 22
Злоупотребления психотерапией: интимные отношения психотерапевта с пациентом............... 23
Как избежать двойственных отношений............................................................................................ 25
Прикосновения в психотерапии: этические аспекты........................................................................ 27
Этические аспекты оплаты психотерапевтических услуг................................................................ 29
Библиография......................................................................................................................................... 31
Часть вторая. Основные направления психотерапии............................................................................. 32
Психоанализ и психоаналитическая терапия. С. Г. Аграчев, И. М. Кадыров..................................... 32
Введение. Основные понятия, термины и определения................................................................... 32
Технические приемы классического психоанализа........................................................................... 34
Общая характеристика современного состояния психоаналитической техники........................... 35
Формы психопатологии и виды психоаналитической терапии....................................................... 40
Библиография......................................................................................................................................... 42
Методы аналитической психологии К. Г. Юнга. С. О. Раевский, Л. А. Хегай................................... 43
Введение................................................................................................................................................. 43
Юнгианский анализ............................................................................................................................... 44
Аналитический ритуал...................................................................................................................... 46
Продолжительность сеансов............................................................................................................. 47
Кушетка или кресло ?........................................................................................................................ 48
Метод свободных ассоциаций.......................................................................................................... 48
Частота сеансов.................................................................................................................................. 50
Особые договоренности.................................................................................................................... 50
Интерпретация................................................................................................................................... 51
Перенос и контрперенос................................................................................................................... 55
Этапы анализа.................................................................................................................................... 57
Активное воображение......................................................................................................................... 59
Амплификация................................................................................................................................... 60
Анализ сновидений........................................................................................................................... 61
Вместо заключения................................................................................................................................ 65
Библиография......................................................................................................................................... 65
Нейролингвистическое программирование (НЛП). Ю. Б. Гиппенрейтер.......................................... 66
Что такое НЛП?...................................................................................................................................... 66
Немного истории................................................................................................................................... 66
Теоретическая ориентация*.................................................................................................................. 67
Базисные принципы.............................................................................................................................. 68
Основные понятия и технические приемы......................................................................................... 69
Клиент и его субъективный опыт.................................................................................................... 69
Психотерапевт и его мастерство («три кита» искусного коммуникатора)................................. 71
Процесс психотерапии...................................................................................................................... 72
Пример одной из техник НЛП (работа с внутренним конфликтом)................................................... 75
«Секреты» успеха НЛП............................................................................................................................. 77
Библиография......................................................................................................................................... 77
Системная семейная психотерапия. А. Я. Варга.................................................................................... 78
Законы функционирования семейных систем................................................................................... 78
Свойства семейной системы................................................................................................................ 84
Методологические принципы системной семейной психотерапии................................................ 90
Практика психологической помощи семье......................................................................................... 91
Дизайн приема. Организация работы семейного психотерапевта............................................... 91
Техники работы с семьей.................................................................................................................. 92
Схема проведения первичного приема........................................................................................... 95
Когда и как заканчивать работу с семьей........................................................................................ 96
Библиография......................................................................................................................................... 96
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян................................. 97
Характеристика трех основных блоков когнитивно-бихевиоральных подходов.......................... 98
Когнитивная психотерапия Бека....................................................................................................... 101
Краткая история и основные методологические принципы КТ................................................ 103
Основные теоретические положения КТ...................................................................................... 104
Когнитивные модели депрессивных и тревожных расстройств................................................ 107
Основные этапы и техники КТ...................................................................................................... 108
Библиография....................................................................................................................................... 116
Человекоцентрированный подход в психотерапии А. Б. Орлов........................................................ 117
Основоположник................................................................................................................................. 118
Основные идеи и понятия.................................................................................................................. 120
Особенности психотерапевтической системы................................................................................. 122
Основные психотерапевтические установки................................................................................... 124
Основные варианты терапевтической работы................................................................................. 128
Библиография....................................................................................................................................... 131
Психодрама. И. Б. Гриншпун, Е. А. Морозова....................................................................................... 132
Предварительное определение........................................................................................................... 132
История................................................................................................................................................. 133
Основные непсихологические источники, повлиявшие на психодраму...................................... 134
Психодрама и религия..................................................................................................................... 134
Психодрама и философия............................................................................................................... 135
Психодрама и театр......................................................................................................................... 135
Теоретико-психологические основы психодрамы........................................................................... 135
Теория ролей..................................................................................................................................... 136
Теория спонтанности....................................................................................................................... 138
Социометрия.................................................................................................................................... 139
Психодрама как практика................................................................................................................... 141
Психодраматическая группа........................................................................................................... 141
Основные элементы психодрамы.................................................................................................. 142
Основные виды психодрамы.......................................................................................................... 144
Основные фазы психодрамы.......................................................................................................... 145
Основные техники психодрамы........................................................................................................ 149
Библиография....................................................................................................................................... 150
Гештальт-терапия. Д. Н. Хломов............................................................................................................. 151
Историческая справка......................................................................................................................... 151
Очерк теории........................................................................................................................................ 152
Механизмы сопротивления............................................................................................................ 156
Методы и техники гештальт-терапии................................................................................................ 158
Здесь и теперь................................................................................................................................... 159
Работа со сновидениями................................................................................................................. 160
Телесная работа................................................................................................................................ 160
Области применения........................................................................................................................... 161
Подготовка специалистов................................................................................................................... 162
Библиография....................................................................................................................................... 163
Авторы...................................................................................................................................................... 163