Тема № 9. Концепции и методы гештальт-терапии.

Сущность взгляда на природу человека и его личностные расстройства в рамках гештальт-терапии. Основные механизмы нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция.

Понятие о фрагментированности личности. Конфликт между «top-dog» и «under-dog». Цель работы с клиентом в рамках гештальт-терапии.

Основные технические процедуры, используемые в гештальт-терапии: диалог с частями собственной личности, совершение кругов, незаконченное дело, проективная игра, выявление противоположного (реверсия), непротивоположного (реверсия).хотерапии. Стадии психосексуального развития и проработка проблем связанных с ними. Упражнения на воображение с использованием процесса проекции, работа с материалом сновидений.

Смысл основных технических процедур используемых в гештальт-терапии.

Тема № 10. Когнитивно-поведенческая концепция психологической помощи.

Основные цели работы с клиентом в рамках поведенчески-ориентированного консультирования. Методологические основы данного направления работы с клиентом.

Функциональный анализ проблемных зон клиентов на начальных этапах работы (СРП-анализ). Особенности сбора информации и источники, используемые для сбора информации. Специфика определения целей консультирования в рамках данного подхода. Основные направления дальнейшей работы с клиентом по достижению этих целей.

Методика систематической десенсибилизации и другие техники десенсибилизации - in vivo (в реальной жизни), контактная десенсибилизация, эмотивное воображение. Репетиции поведения и тренинг ассертивности. Положительные и отрицательные подкрепляющие стиму­лы. Использование в качестве стимулов элементов триады Роджерса.

Различные формы использования позитивного подкрепления: программы позитивного подкрепления с помощью значимых других, положительное подкрепление альтернативных, несовместимых видов поведения, косвенное подкрепление, опосредованное подкрепление, положительное самоподкрепление. Помощь клиентам в контролировании окружающей среды с помощью диаграмм, удаления из поля зрения соблазняющих предметов.

Использование отрицательных подкрепляющих стимулов: техники «Тайм-аут», самонаказание (например, воображение отрицательных последствий во время совершения какого-либо действия).

Тема № 11. Символдрама.

Кататимное переживание образов и предпосылки его применения. Инструменты воздействия по методу символдрамы. Основные принципы работы и симптоматика, при которой метод эффективен. Этапы использования метода. Стандартные мотивы и их интерпретация: луг, ручей, море, гора, подъем в гору, вид с горы, спуск, крепость, высотный дом, заглянуть во мрак леса.




Тема № 12. Нейролингвистическое программирование.

Основные теоретические положения. Изменение личностной ориентации и организации. Синхронизация с клиентом и техники присоединения. Использование кинестетического якоря. Рефрейминг.

III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Наименование разделов и тем Всего учебных занятий (час) Аудиторные занятия: (час) Самостоятельная работа (час)
всего лекции семинары практические занятия зачет с оценкой
6 семестр
Тема № 1. Проблемы и принципы изучения концепций и методов психологической помощи.      
Тема № 2. Классический психоанализ З.Фрейда.      
Тема № 2а. Теория классического психоанализа З.Фрейда.      
Тема № 2б. Методы классического психоанализа З.Фрейда      
Тема № 3. Аналитическая психология К.Г.Юнга.      
Тема № 3а. Методы аналитической психологии К.-Г. Юнга.      
Тема № 4. Характерологический анализ К.Хорни.      
Тема № 4а. Теория характерологического анализа К. Хорни.      
Тема № 4б. Методы характерологического анализа К.Хорни.      
Тема № 5. Сущность гуманистической концепции в консультировании.      
Тема № 6. Клиент-центрированная концепция психологической помощи К.Роджерса.      
Тема № 6а. Методика клиент-центрированной терапии К.Роджерса.      
Тема № 7. Экзистенциальный подход И.Ялома и Р.Мея.      
Тема № 7а. Методика экзистенциальной психотерапии.      
Тема № 8. Логотерапия В.Франкла.      
Тема № 8а. Теория логотерапии В.Франкла.      
Тема № 8б. Методы логотерапии.      
Тема № 9. Концепции и методы гештальт-терапии.      
Тема № 9а. Теория гештальт-терапии.      
Тема № 9б. Методы гештальт-терапии      
Тема № 10. Когнитивно-поведенческая концепция психологической помощи.      
Тема № 10а. Теория когнитивно-поведенческой терапии.      
Тема № 10б. Методы когнитивно-поведенческой терапии.      
Тема № 11. Символдрама.      
Тема № 11а. Методы символдрамы.      
Тема № 12. Нейролингвистическое программирование.      
Тема № 12а. Методы нейролингвистического программирования.      
Итого за 6 семестр:  
Всего по дисциплине:  
Экзамен по дисциплине              


Наши рекомендации