Типология пациентов и стратегия взаимодействия с ними
Тип темпера- мента пациента | Отличительные особенности | Как узнать? (невербальные признаки) | Стандартные фразы | Как себя вести? | Рекомендации по взаимодействию |
Ф Л Е Г М А Т И К | Невозмутимость, Неторопливость. | Спокойное лицо. Взгляд «в себя». Тихий. Не вступает в контакт по собственной инициативе. | Не разговорчив, сам реплики не даёт, отвечает односложно. | Можно не вступать в личностный контакт. Обслуживать не спеша. Разговаривать в медленном темпе, мелкими порциями выдавать информацию, получая обратную связь. | Сам «флегматик» не может быть источником конфликта. Фразы: «Подойдите, пожалуйста, чуть-чуть попозже, я буду иметь возможность, не спеша поговорить с вами». |
М Е Л А Н Х О Л И К | Подозрительность, мнительность, осторожность, капризность, робость, обидчивость. | Испуганное лицо. Поза «голова в плечи». Озирается. Вздрагивает при громких звуках. Не решается спросить. | «А зачем Вам эта информация обо мне?» «Вы меня не обманываете?» «Помогите, пожалуйста …» | Разговаривать доброжелательно, мягко. Обязательно: контакт глазами, улыбка. Предупредительность и внимательность. Сделать комплимент. | Успокоить. Привести аргументы, доказывающие правильность и эффективность назначенного лечения. Быть особо внимательным. Сделать какие- либо исключения. Не отпускать в состоянии обиды: предложить посидеть, дать успокоительного. |
Понятие общения. Средства и уровни общения.
Общение – это процесс установления, сохранения и развития контактов между людьми.
Функции общения:
информационная
эмоционально-коммуникативная
регулятивно-управляющая
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
n Перцептивная – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
n Коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами.
n Интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, но и действиями.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
n По форме;
n По содержанию;
n По числу участников;
n По характеру используемых средств
По содержанию
• Формальное – обусловленное социальными функциями и регламентированное по форме и содержанию
• Неформальное-установление психологического контакта с партнером в признании и принятии, в сохранении душевного равновесие
Полное отсутствие неформального компонента в производственных отношениях сказывается негативно: оно ведет к состоянию дискомфорта
По числу участников:
• Парное
• Групповое
• Межгрупповое
По характеру используемых средств:
• Вербальное (словесно-речевое)
• Невербальное (мимика, жесты, интонации)
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Невербальная коммуникация – своеобразный язык чувств, язык тела, так же, как и вербальный является продуктом общественного развития. Неречевые средства общения образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55%.
ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
1. ВИЗУАЛЬНЫЙ: мимика, жесты, пантомимика; моторика всего тела: позы, осанка, походка, движение рук, головы, туловища; внешний вид; кожные реакции; дистанции.
2. АКУСТИЧЕСКИЙ: смех, плач, интонации голоса, пауза и различные характеристики голоса.
3. ТАКТИЛЬНЫЙ: телесный контакт, прикосновение (в медицинской практике массаж, пальпация, прощупывание пульса, психотерапевтическое поглаживание).
ЗАПАХИ
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
· интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его личную
неприкосновенность;
- личная, или персональная (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями,
коллегами, предполагает только визуальный контакт между людьми;
- социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных
встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях;
- публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой
группой людей