Доказательная медицина в вопросах и ответах

Учебно-методическое пособие

Астана, 2012

УДК 61:001.8(075.8)
ББК 53я7
Д63

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Г.К.Бедельбаева– заведующая кафедрой терапии Казахского Национального медицинского университета им. С.Асфендиярова, д.м.н., доцент.

М.А.Моренко– заведующая кафедрой Детские болезни № 3 АО «Медицинский университет Астана», д.м.н., профессор.

Д63 Доказательная медицина в вопросах и ответах,учебно-методическое пособие./ Г.А.Дербисалина, Д.Н.Ахметова, Ж.Б.Бекбергенова, Г.Т.Тулешова – Астана. – 2012. – 96 с.

ISBN 978-601-244-087-4

Круг вопросов, освещенных в данном пособии, охватывает наиболее часто задаваемые, трудные для понимания вопросы с учетом опыта преподавания дисциплины в течение ряда лет. Подробно изложены вопросы истории развития доказательной медицины, принципы, методы клинической эпидемиологии, расписан дизайн обсервационных, экспериментальных исследований, уделено внимание вопросам клинического аудита, разработки и внедрения клинических практических руководств, анализа медицинской статьи.

Пособие рекомендуется для использования в изучении дисциплины «Основы доказательной медицины» для студентов 3 курса специальностей «Общая медицина», «Общественное здравоохранение», «Фармация» и для профессорско-преподавательского состава медицинских вузов, преподающих эту дисциплину.

УДК 61:001.8(075.8)
ББК 53я7

Утверждено и рекомендовано к изданию Учебно – методическим советом АО «Медицинский университет Астана» в качестве дополнительной учебной

литературы

Протокол № 6 от 27.06.2012г.

© Коллектив авторов,2012

ISBN 978-601-244-087-4

ПЕРЕЧЕНЬСОКРАЩЕНИЙ

EBM – Evidence-basedmedicine

ДМ – доказательная медицина

ИСК – исследование случай-контроль

КИ – клинические испытания

КПР – клиническое практическое руководство

КЭ – клиническая эпидемиология

ЛС – лекарственное средство

МА – мета-анализ

РКИ – рандомизированное контролируемое исследование

РОД – руководства на основе доказательств

СО – систематический обзор

АСР Journal Club - American College of Physicians Journal Club

JAMA - Journal of the American Medical Association

EMBASE - ExcerptaMedica BASE

BMJ - The British Medical Journal

AGREE - Appraisal of Guidelines Research and Evaluation

GCP - Качественная Клиническая Практика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Основная часть 6

Заключение 63

Приложение 1 64

Приложение 2 71

Приложение 3 85

Список использованной литературы 95

ВВЕДЕНИЕ

Доказательную медицину в ее современном виде следует рассматривать не только в контексте медицинской практики, но и как методологическую основу формирования мировоззрения современного врача, нацеленного на использование всего мирового опыта для решения стоящих перед ним медицинских проблем [1]. При таком ее понимании существенно возрастает роль медицинского университета в определении стратегии подготовки специалистов, понимающих и применяющих в своей деятельности доказательные подходы. Именно с обучения студентов на додипломном уровне и повышения квалификации врачей надо начинать внедрение принципов доказательности в систему здравоохранения, научную и клиническую деятельность. В основу обучения доказательной медицине должны быть положены принципы системного подхода и непрерывности образования в течение всей профессиональной жизни врача [2]. Такое образование должно ориентироваться на обучение методологии работы, рассматриваемой как общий способ решения типичных для медицины задач, мало зависящий от конкретной области знаний. Знания в доказательной медицине — это скорее навыки принятия обоснованных решений в конкретных ситуациях, чем совокупность сведений о предположительной этиологии и патогенезе заболеваний. Доказательную медицину нужно рассматривать не как самостоятельную дисциплину учебного плана, а как комплекс мероприятий, интегративно, поэтапно готовящих врача к самостоятельному принятию решений, ориентирующих его на постоянный поиск новой информации по решению медицинских проблем. Соответствующие знания и навыки должно накапливаться в процессе изучения общеобразовательных предметов, специальных дисциплин, а также при последипломной подготовке и переподготовке медицинских специалистов. В перспективе клинические научные исследования и медицинское образование в аспекте доказательности принимаемых решений должны интегрироваться в единую систему. Учебно-методическое пособие составлено по принципу наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них. Авторы надеются, что наше учебно-методическое пособие «Доказательная медицина в вопросах и ответах» поможет как студентам, так и преподавателям основ доказательной медицины в медицинских университетах.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



Наши рекомендации