Основные методы и формы пропаганды
Здорового образа жизни
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
УДК 614.2:616-039.57
ISBN 5-086050-085-8
Здоровый образ жизни как основа профилактики. медико-социальное значение факторов риска важнейших заболеваний. основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни: учебно-методическое пособие. – СПб., 2010. – 92 с.
Учебно-методическое пособие посвящено одному из важных направлений – здоровому образу жизни, в которых раскрывается содержание понятия здоровый образ жизни, дается медико-социальная характеристика различных сторон жизнедеятельности человека.В методическом пособии приводятся сведения о факторах риска, закономерностях изменения состояния здоровья населения, характере заболеваемости, продолжительности жизни и других факторах существенно влияющих на качество жизни человека. Эти знания позволят врачам любой специальности целенаправленно проводить работу по пропаганде здорового образа жизни. В заключении представлен глоссарий по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и медико-профилактического факультетов, для студентов факультета высшего сестринского образования, врачей системы последипломного образования.
Учебное пособие утверждено на заседании Ученого Совета Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова.
В подготовке учебного пособия приняли участие специалисты: В. С. Лучкевич, В. П. Романюк, Г. М. Пивоварова, Н.О. Григорьева, П. Н. Морозько, Е.А. Абумуслимова, О.Н. Рыженкова, А.А. Витрищак, И. Л. Самодова, Г.Н. Мариничева, О.В. Жукофф, Д.Х. Кокова, Т.В. Самсонова, В. Л. Солдатов, А.А. Горшков, З.Э. Каллагова, А. М. Шакиров, В.Л. Абдурахманов-Павлов, Е. Н. Шибанов, Р.А. Рябцев, М.Д. Аманов, Ф.Р. Абазова.
ISBN – 5-086050-085-8 © Санкт-Петербургская
государственная медицинская
академия им. И. И. Мечникова, 2010.
Место проведения занятия и оснащение
Аудитория кафедры общественного здоровья и здравоохранения, доска, мел, мультимедийная презентация, материалы для контроля.
2. Продолжительность изучения темы:
Лекция – 2 часа; самостоятельная работа – 2 часа; практическое занятие – 4 часа.
3. Цель занятия:
3.1 Учебная:Овладеть основными методами и формами пропаганды здорового образа жизни.
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
1. Влияние образа жизни и отдельных его сторон на здоровье населения;
2. Медико-социальное значение факторов риска важнейших заболеваний;
3. Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни.
Студент должен уметь:
4. Составлять план по санитарному посвящению;
5. Провести лекцию, беседу, агитационно-информационное выступление, дискуссию на медицинскую тематику;
6. Составлять листовки, лозунги, памятки, стенные газеты и плакаты.
3.2 Воспитательная: Формирование мотивации ведения здорового образа жизни.
3.3 Развивающая: Формирование знаний позволяющих врачам любой специальности целенаправленно проводить работу по пропаганде здорового образа жизни.
Мотивация.
Изучаемая тема обеспечивает понимание значимости вклада различных сторон образа жизни в формирование здоровья населения, что позволит студентам приобрести навыки в проведении санитарно-просветительской работы.
5.1 Внутрипредметные связи
Межпредметные связи
6. Задания для самоподготовки:
Литература рекомендуемая для самоподготовки:
Основная
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.:МЕДпресс-информ, 2009 . – 528 с.
2. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1: Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.
3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2: Организация медицинской помощи. – М.: Медицина, 2003. – 456 с.
4. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 3: Экономика и управление здравоохранением. – М.: Медицина, 2003. – 392 с.
5. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / под ред.В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 192 с.
6. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / под ред.В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 190 с.
7. Экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 272 с.
8. Экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред. А.В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 271 с.
Дополнительная
1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – М.: Медицина, 2007. – 507 с.
2. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М.: Медицина, 2003. – 512 с.
3. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: учебник / под ред. В.С. Лучкевича и И.В. Полякова. – СПб.: СПбГМА, 2009. – 242 с.
4. Общественное здоровье и здравоохранение (квалификационные тестовые задания): учебное пособие / под ред. Проф. В.С. Лучкевича. – СПб.: СПбГМА, 2009. – 242 с.
5. Медик В.А., Токмачев М.С. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: Медицина, 2006. – С. 199-245.
6. Кравцов А. Электронный учебник по социальной гигиене и организации здравоохранения / Сибирский государственный медицинский университет.
7. Медик В.А. Статистика здоровья и здравоохранения: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.А. Медик, М.С. Токмачев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 365 с.
8. Учебное пособие для проведения деловых игр по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» / под ред. Проф. В.О. Флека, И.Н. Денисова. – М.: ГОХВУНМЦ МЗРФ, 2000. – 130 с.
9. Герасимов А.Н. Медицинская статистика: учебное пособие. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с.
10. Здоровье подростков: социологический анализ / Журавлева И.В. М.: Издательство Института социологии РАН, 2002. — 240 с.
11. Еремин А.Л. Влияние информационной среды на здоровье населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2000.- № 6. – с.21-24.
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие и основные критерии образа жизни
2. Основные факторы риска важнейших заболеваний и их социально-медицинское значение.
3. Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни.
4. Важнейшее направление пропаганды ЗОЖ.
5. Средства (формы) пропаганды ЗОЖ.