Нарушенные семейные отношения
И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗА
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Многие из перечисленных черт характера и поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании.
Понять причину различных семейных аномалий помогает взгляд на неврозы у детей как на отражение проблем семьи в трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности. Центром перекреста характерологических и невротических отклонений в семье будут родители, дети которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матерей часто предшествуют развитию невроза у детей, способствуя возникновению конфликтных 94
отношений в семье и проблем в воспитании как главных факторов невротизации детей.
Где же первичное, видимое нам звено семейных повреждений? Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим схему прародительских и родительских отношений, которая, хотя и не исчерпывает многообразия их вариантов, отражает наиболее характерные из них. Первичным звеном семейных повреждений чаще всего является бабушка ребенка по материнской линии, обладающая авторитарными чертами личности (властность, стремление доминировать в отношениях с окружающими, навязывать свое мнение; излишняя категоричность суждений, их безапелляционность и в то же время повышенная чувствительность в сочетании с ригидностью мышления, упрямством, склонностью к образованию ситуационно обусловленных сверхценных идей, а также нетерпимость к другому мнению, подозрительность и недоверчивость).
Авторитарность бабушки предопределяла в свое время такие черты воспитания дочери, как несколько формальный, недостаточно теплый эмоциональный контакт; навязывание мнений и диктат решений; однозначность суждений и их категоричность; повышенная требовательность; нетерпимость к чужому мнению и предвзятость оценок (другими словами, эта бабушка была «всегда права»); недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя, мотивированное убежденностью в наличии постоянной, идущей извне опасности, от которой нужно во что бы то ни стало защитить ребенка всеми доступными способами, в том числе чрезмерной опекой и контролем («сверхценная идея»); негибкость отношений, их односторонность.
Проявлением авторитарных черт бабушки была и недостаточная индивидуализация в отношениях с более эмоционально чувствительной дочерью, непонимание своеобразия формирования ее личности (как сказала одна бабушка: «Со своими детьми я познакомилась, когда они стали взрослыми, только тогда я поняла, какие они»).
■Помимо указанных черт характера, бабушка обладала и высокой тревожностью, склонностью к беспокойству, которая провоцировала развитие страхов у дочери. Дочь же, став матерью, переносила их на своих детей.
Типичным было и заостренное чувство долга, обязанности, повышенная принципиальность, т. е. комплекс гиперсоциализиро-ванных черт характера, подчеркивающий своего рода заданность в отношениях с дочерью и недостаток непосредственности в выражении чувств к ней.
Отношения в прародительской семье отличались жестким доминированием бабушки и зависимой позицией отца (дедушки ребенка в настоящем). Образуя с дочерью обособленную диаду, бабушка ревниво воспринимала эмоциональный контакт дочери с отцом, на которого дочь к тому же была похожа. Положение
усугублялось частой занятостью отца. Вот почему нельзя говорить о полноценном эмоциональном формировании личности будущей матери.
Еще более существенным было чрезмерно сильное психологическое давление матери (бабушки) на дочь, которое в сочетании с постоянной тревогой по поводу возможных опасностей и отношением (даже к взрослой) как к маленькому ребенку порождало у будущей матери неуверенность в себе, противоречивость чувств и желаний. Но если матери подобные проявления были свойственны как неотъемлемые черты ее характера, то у ее дочери (матери ребенка) они были внутренне неприемлемыми, в чем-то несовместимыми с ее собственным характером. Но осознать полностью и тем более освободиться от них мать не могла. Поэтому она непроизвольно повторяла многое из отношений бабушки к ней в детстве, пусть и в ослабленном виде. Вместе с тем мать не могла быть уже такой последовательной, поскольку в ней постоянно боролись как бы два человека: один — ее собственный характер и жизненный опыт, а другой — внушенный, навязанный ей в процессе общения в родительской семье. Закономерным следствием этого явилось ее противоречивое и непоследовательное отношение к ребенку, оказывающее на него интенсивное невротизирующее воздействие.
Сложные и нередко конфликтные отношения были у матери и с мужем, отцом ребенка. Если в начале брака она в известной мере идеализировала мужа, восполняя нереализованный эмоциональный контакт со своим отцом в детстве, то в дальнейшем реальность жизни заставляла пересмотреть некоторые из ранее неосознанных установок в браке, что не было полностью успешным, если к тому же учесть и известную контрастность ее черт характера и темперамента по сравнению с мужем. Вместе взятое это являлось дополнительным источником напряжения в семье обычно в виде недовольства матери менее активным, чем она, мужем.
Если мать вступала в открытый конфликт с ним, то ребенок определенным образом был защищен от некоторых крайностей отношения со стороны обоих родителей, разряжающих друг на друге свою нервную энергию. Если же ребенок вовлекался в конфликт между родителями, являясь в ряде случаев его незримым эпицентром, то недовольство родителей друг другом, не проявляясь внешне, переносилось на ребенка. Тогда один родитель запрещал делать то, что разрешал другой.
Теперь обратимся к отцу, чтобы понять, почему он, как и мать, оказался несостоятельным в роли воспитателя. Его мать не обладала авторитарными чертами личности, как мать жены, но также была тревожной и еще более опекающей. Всем этим она создавала невротическую привязанность к себе у сына, в чем-то способствуя формированию у него впоследствии несамостоятельной позиции в решении семейных вопросов. Невротическая зависимость от матери подчеркивалась незначительным влиянием отца на сына, 96
Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели мужской идентификации ослабляли формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывалось в дальнейшем на воспитании его собственных детей.
В приведенной схеме прародительских семейных отношений обращает внимание диссонанс мужского и женского влияния на формирование личности будущих супругов и родителей. Недостаточное мужское, отцовское влияние находится в контрасте с избыточным женским, материнским, что способствует возникновению трудностей в супружеских отношениях и воспитании детей.
Если мать ребенка, ввиду отсутствия эмоционального контакта со своим отцом в детстве, оказывалась несостоятельной прежде всего в роли супруги, предъявляя повышенные, нередко аффективно заостренные требования к мужу, то последний оказывался несостоятельным в роли отца, поскольку не имел опыта общения со своим отцом в детстве.
Мы видим, что недостаток отцовского, или, другими словами, мужского, влияния в обоих прародительских семьях, своего рода мужская депривация, неблагоприятно сказывается на отношениях в родительской семье, как в области супружеских отношений (со стороны матери), так и в области воспитания (со стороны отца). Осложняет отношения в родительской семье и избыток материнского, или женского, влияния в прародительских семьях. Картина здесь будет противоположной той, что описана выше. У матери возникнут проблемы в воспитании детей, а у отца в области супружеских отношений.
Обращает на себя внимание значительное преобладание среди матерей, дети которых больны неврозами, инженерно-технических работников (ИТР). Среди отцов больший процент с высшим образованием имеют представители других специальностей. Все это подчеркивает не только некоторый рационализм в воспитании у матерей, имеющих высшее техническое образование, но и их стремление к более активной внесемейной роли, что, в свою очередь, увеличивает нервно-психическую нагрузку женщин и обедняет их эмоциональный контакт с детьми.
Женщины, имеющие высшее образование, чаще в одностороннем порядке разрывают отношения с мужем (особенно, если в семье есть сын). Если в семье — девочка, разводы бывают реже, потому что мать образует с дочерью эмоционально обособленную диаду, даже находясь в конфликтных отношениях с мужем. Образовать такой союз с мальчиком сложнее, поскольку он стремится к общению с отцом. Только разведясь с мужем, мать получает возможность безраздельно доминировать в отношениях с сыном. При этом она нередко выходит из своей материнской роли, заменяя собой отца.
Не случайно, данная ситуация наиболее характерна для мальчиков, больных истерическим неврозом. Их матери, будучи чрезмерно занятыми и принципиальными, не могут дать душевного тепла сы-
4 Заказ 233 Q7
новьям, относясь к ним излишне формально и нередко так, как если бы они были строгими, не признающими никаких слабостей отцами. Тогда единственным доступным способом эмоционально приемлемой коммуникации с матерью являются невротические расстройства, вроде упорных страхов, навязчивого кашля, необъяснимых болей в животе и т. д. Подобные расстройства вызваны неосознаваемым мотивом привлечь внимание матери и смягчить ее излишне принципиальное отношение. Вместе с тем эти мальчики недостаточно самостоятельны и активны в преодолении трудностей. Во многом это следствие тревожной опеки не только со стороны матери, но и бабушки.
Подобное одностороннее женское влияние и составляет социально-психологическую структуру такой фактически псевдосемьи, искажающей нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствующей возникновению у них истерического невроза. Следовательно, этот невроз наиболее ярко демонстрирует проблему инверсии семейных ролей, столь характерную вообще для отношений в семье, где дети больны неврозами;
Перестановка ролей находит свое отражение и в полных семьях, когда отношение матери к ребенку отличается большей строгостью, принципиальностью, более частыми принуждениями и физическими наказаниями, чем отношение отца. В такой семье мать обычно занята больше, чем отец, одновременно доминируя и в сфере супружеских отношений. Все это создает известную видимость семейного равновесия. Если же отец пытается конкурировать с матерью, утверждая свою позицию, и тем более доминировать в семейных отношениях, то конфликт становится неизбежным. Заметим, что конфликт в рассматриваемых семьях необязательно подразумевает ссоры, а большей частью неярко выражаемое внешнее раздражение, недовольство и обиду в отношении друг друга.
Матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения и отношения с детьми как конфликтные. Это связано не столько с большей критичностью матерей, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера, когда они излишне «правильно», нетерпимо и бескомпромиссно, а по существу, формально и i негибко относятся к многим проблемам семейной жизни, требующим более эмоционально-щадящего и терпеливого подхода. Наиболее конфликтной диадой в семье будут отношения матери с отцом при наличии дочери, наименее — отношения отца с дочерью.
Нервно-психическая перегрузка, связанная с работой, конфликтные отношения в семье являются источником невротизации прежде всего матерей. В свою очередь, невротическое состояние матери еще в большей степени осложняет семейные отношения и во всех случаях увеличивает проблемы в отношениях с детьми.
Если подсчитать суммарное количество разнообразных конфликтов в семьях, где дети страдают неврозами, то их окажется значительно больше, чем в семьях со здоровыми детьми. Именно
поэтому для детей с неврозами семья является скорее источником беспокойства и тревоги, чем источником безопасности.
Помимо повышенной возбудимости и беспокойства, во внутрисемейных отношениях обращает внимание эмоционально-депримиро-ванный фон психологического климата в семье. В ней нет столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов. Вместо этого преобладают застревание на этих проблемах, постоянная озабоченность, пониженный фон настроения, пессимизм и тревожно-мнительный, нередко пораженческий настрой. Типичны и недостаточная откровенность и непосредственность в выражении взаимных чувств (как заметила одна мать, сын которой страдал неврозом страха: «У нас атмосфера в семье достаточно строгая, нет поцелуев, свободного выражения чувств, откровенности»).
Характерным является и скука, инертность, отсутствие ярких побуждающих впечатлений, сжатость и заблокированность чувств. Неудивительно, что в этих семьях нет детского шума, веселья, смеха. Внешние связи такой семьи ограниченны, и сама она представляет изолированную от внешнего мира группу, что сказывается и на детях, изолированных от общения со сверстниками.
Последнее, на чем мы остановимся,— это неполная семья. Она чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.
Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где д=ти страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи и использование одного из них в качестве «козла отпущения»; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная изоляция от внешних связей.
4*
ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Чтобы лучше понять происхождение семейных конфликтов и рассматриваемые далее особенности воспитания детей, нужно выделить неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнению с отцами: сензитив-н о с т ь — повышенная эмоциональная чувствительность, склонность «все близко принимать к сердцу», легко расстраиваться и волноваться; эффективность — эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения; тревожность — склонность к беспокойству; недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная трудносовместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик; доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; э г о ц е н т-ричность — фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность — повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов. У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью (дети, как правило, страдают заиканием и тиками). Тревожность заменяется мнительностью, что создает тревожно-мнительную констелляцию черт характера обоих родителей. Доминантность матерей оборачивается в чем-то контрастной ей зависимостью отцов, особенно в отношении женского, идущего от матери влияния или настороженностью, недоверчивостью в контактах. Наконец, гиперсоциализация будет оттенена настойчивостью и упорством, граничащими с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.
Несмотря на отдельные различия, у матерей и отцов есть и общие черты: недостаточная уверенность в себе, или — шире — неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения, в том числе чувство внутренней неудовлетворенности; неустойчивость, противоречивость личности; импрессивный характер переработки чувств и переживаний; недостаточная пластичность, образность мышления, некоторая негибкость, способствующие развитию гиперсоциализированных черт характера; эгоцентризм.
Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять столь свойственные родителям, дети которых страдают неврозами, проблемы в области межличностных отношений в семье. . лдэч
Если из возраста родителей, обращающихся к нам за помощью, вычесть среднюю продолжительность невроза у детей (равную 3 го-
дам), то окажется, что средний возраст матери при заболевании ребенка составляет 34 года, а отца 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения1 и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным нарастанием внутренней напряженности, которая, чем меньше проявляется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства. Таким образом, родители «преодолевают» свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.
ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ
Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим наиболее существенные из них в виде трех групп факторов нев-ротизации детей. К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны, или аспекты, отношения родителей:
Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных чувств и переживаний, т. е. их отношение носит реактивный характер. Уже не раз мы упоминали о гиперопеке матери, основанной на тревожности и страхе одиночества; нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей, а также о бесчисленных замечаниях и педантичном предопределении образа жизни детей, исходящем из мнительности родителей или чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.
Другая особенность родительского отношения — это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители приписывают или обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознается должным и, главное, своевременным образом. Можно сказать и так, что родители не видят недостатков У себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не являются примером. Чем больше степень характерологических изменений у родителей, тем чаще они склонны приписывать детям «вредный» характер, оказывающийся на поверку своеобразным способом их защитного реагирования в ответ на непосильные и несправедливые требования взрослых. Чем больше степень невротики
ческих нарушений у родителей, тем чаще они впоследствии испытывают чувство вины, сомнения и колебания в правильности своих действий и негативной оценке ребенка.
Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером. Или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.
Не могут родители и стабилизировать кризисные ситуации в психическом развитии ребенка, справиться с его страхами и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь еще в большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических, имеющих вначале эпизодический характер реакций. Иногда родители упускают нужное время, когда невротические проявления Незначительны и могут быть достаточно легко устранимы адекватным психологическим воздействием. Родители не могут установить ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми.
Им не хватает душевной щедрости, широты взглядов, доброты, не отягощенной эгоцентризмом, конъюнктурными соображениями, рационализмом, чрезмерной озабоченностью и пессимизмом.
Факторами второго порядка, или основными параметрами, неправильного воспитания будут:
Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и т. д. Непринятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его еще «не ждали», а также несоответствие его пола ожидаемому родителями. С другой стороны, это непринятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. Непринятие — одна из причин возникновения невроза страха у детей, чей жизненный тонус первично понижен вследствие предшествующего стресса матери в связи с нежеланной беременностью. Непринятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционально-теплого отношения к ним матери. Наиболее часто непринятие проявляется у матерей с истерическими чертами личности, главным образом из-за наличия подчеркнутого эгоцентризма. (Как сказала одна из этих матерей: «Я не люблю маленьких».) Объясняется это тем, что сама мать находится как бы в психологической позиции «вечного ребенка» и не может адекватно воспринять эмоциональные проблемы своего ребенка. Непринятие первенца более свойственно молодым матерям с еще не сформировавшимся чувством материнства. Вторые дети имеют больший риск быть непринятыми у более старших матерей. 102
Непринятие проявляется: недостатком грудного вскармливания или ухода за ребенком; ранним помещением ребенка в ясли, особенно в ночные группы, или передачей родственникам и няням; неприданием значимости таким факторам психического развития, как любовь, признание и чувство собственного достоинства; постоянным чувством внутренней неудовлетворенности, недовольства и раздражения в отношениях с детьми; преобладанием отрицательных оценок в восприятии характера детей; недоверием к формирующемуся жизненному опыту детей, граничащим с пренебрежением и игнорированием их возрастных возможностей и потребностей; чрезмерными разрешениями типа попустительства или строгим, нередко деспотическим формальным отношением.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей. Этот вопрос мы рассматривали, когда речь шла об упрямстве (становлении характера) и психомоторных расстройствах (сочетании темперамента детей и родителей).
Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: а) недостаточным учетом ситуации, момента; б) несвоевременным откликом; в) фиксацией проблем, застреванием на них; г) трафаретностью, заданностью, запрограммированностью требований; д) отсутствием альтернатив в решениях; е) предвзятостью суждений; ж) навязыванием мнений.
Негибкость обусловлена как характерологическими особенностями, так и невротическим состоянием родителей. Из характерологических проявлений обращают внимание недостаточный уровень развития воображения; излишняя принципиальность и наличие других гиперсоциализированных черт характера; доминантность и авторитарно-паранойяльный настрой. Невротическое состояние родителей препятствует гибкому контакту по причине увеличения внутри-личностной напряженности, эгоцентризма и реактивно-защитного отношения к детям.
Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток — недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.
Непоследовательность в обращении с детьми — существенный фактор невротизации, создающий эффект «сшибки» нервных процессов в результате меняющихся и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, несоответствие между требованиями и контролем, переходы из одной крайности в другую, что приводит вначале к неустойчивости нервных процессов ребенка, затем к их возбуждению и утомлению.
Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Факторы третьего порядка:
Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства,- тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители всегда в той или иной мере переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими выходящими из-под контроля чувствами. Мать шестилетней девочки сказала: «Я понимаю, как нужно делать, но не могу себя сдерживать, чтобы не сделать замечания, не повысить голос. Потом я долго переживаю и думаю, что это последний раз и больше не повторится. Но вот наступает утро, 'и все повторяется снова».
Максимум эмоциональной несдержанности проявляют матери с холерическим темпераментом, подчеркнутым их невротическим состоянием. Здесь на первый план выступает нетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность, которая выполняет роль своего рода предохранительного клапана, уменьшающего непереносимое для матери внутреннее напряжение. А потом она жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее с первого раза. Но чем больше она настаивает, повышая голос и часто переходя на крик, тем более возбудимым или заторможенным становится ребенок, уже объективно неспособный усваивать требования матери.
Тревожность в отношениях с детьми выражается: а) беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу; б) стремлением чрезмерно опекать ребенка; в) не отпускать его от себя; г) предохранением от всех большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери; д) «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям; е) непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все делать для ребенка заранее; ж) сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.
При высокой невротической тревожности родители обычно лишены жизнерадостности и оптимизма, никогда не смеются, и им кажется, что с ребенком обязательно что-то должно случиться плохое, неприятное, ужасное и непоправимое. Этот страх за ребенка часто приобретает навязчивый характер, когда родители пытаются бесконечными советами, предостережениями и запретами создать видимость благополучия, порядка, которого нет в душе у них самих, и тем самым уменьшить на время свой высокий уровень беспокойства. Собственно говоря, и вся основанная на тревожности гиперопека преследует эту же цель — уменьшить внутреннее беспокойство посредством защитных мероприятий, предвосхища-
ющих беду, несчастье, т. е. она выступает как комплекс навязчивых действий, удовлетворяющих потребность родителей в личной безопасности.
Отцам более свойственна, как мы уже отмечали, не тревожность, а мнительность, выражаемая постоянными сомнениями, колебаниями в правильности своих действий или педантичным, опять же защитно-компенсаторным отношением к ребенку. Вместе это указывает на тревожно-мнительный аспект отношений родителей, их внутреннюю, иногда тщательно скрываемую неуверенность в себе, исходящую, в свою очередь, из противоречивости их личности, неустойчивой или заниженной самооценки.
Тревожность типична и для родителей с гиперсоциализиро-ванными чертами личности, болезненно заостренным чувством долга, обязанности, стремлением соответствовать общепринятым стандартам и нормам. Эти родители постоянно опасаются не успеть, сделать что-либо не так, не то в отношении детей, что способствует их психическому заражению беспокойством. Более того, непроизвольно для себя родители способствуют своими тревожными опасениями и предчувствиями появлению у детей как раз тех расстройств, от которых они пытались во что бы то ни стало их уберечь.
Доминантность в отношениях с детьми означает: а) безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения;
б) категоричность суждений, приказной, повелевающий тон;
в) стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;
г) навязывание мнений и готовых решений; д) стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности; е) использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; ж) постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все по-своему.
Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны огульно обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме. Часто в семье разгораются настоящие баталии по поводу сна, еды, режима дня, что, однако, не приводит к победе ни одну из сторон, оборачиваясь нервными срывами и усталостью всех участников конфликта.
Гиперсоциальность — особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Присущи ему и элементы некоторой формаль ности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренности и непосредственности в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов.
Гиперсоциализированный характер воспитания включает в себя:
а) повышенную принципиальность в отношениях с детьми, когда принцип подменяет чувство, живое, непосредственное общение, когда родители не позволяют себе расслабиться, пошутить, улыбнуться, лишний раз пойти навстречу, когда они, боясь «испортить» ребенка, не проявляют открыто любовь (как сказала одна мама: «Если с ним быть ласковым, то я боюсь, что ему это понравится»); б) чрезмерную требовательность; в) навязывание детям большого количества правил и условностей, чтобы они вели себя всегда и во всем правильно, безупречно, так, как нужно. Подобное «обязывание» перечеркивает непосредственность выражения эмоций, детский шум и веселье, жизнерадостность и спонтанность. Вместо этого развивается озабоченность, подавленность, боязнь сделать что-либо не так или не то, и любое непредвиденное стечение обстоятельств может надолго вывести ребенка из равновесия; г) морализирование, большей частью беспочвенное, когда родители стыдят детей, например: «Ты не хороший, а очень плохой мальчик, хорошие делают так...»; «Как тебе не стыдно» и т. д.; д) непомерно большое количество замечаний и порицаний, которые в конце концов перестают оказывать действие, вызывая у детей состояние возбуждения или торможения; е) нетерпимость к слабостям и недостаткам, когда родители не прощают оплошностей, не идут на компромиссы, а занимают жесткую, непримиримую позицию борьбы с большей частью мнимыми, кажущимися пороками и недостатками ребенка. Фактически же родители воюют сами с собой, пытаясь устранить то, с чем сами не могли справиться раньше; ж) отношение к детям как к взрослым, повышенная требовательность, принципиальность, большое количество навязываемых детям обязательств, морализирование и нетерпимость. Оно вызвано и стремлением родителей с завышенным уровнем притязаний как можно быстрее психически развить ребенка, чтобы он во всем соответствовал их односторонне понятым критериям личного и социального благополучия. Часто эти родители излишне рационально подходят к эмоциональным проблемам детей и негативно относятся к игре, считая ее пустым, бесцельным времяпрепровождением. Вместо игры они наполняют жизнь ребенка односторонними интеллектуальными занятиями, нетерпимо воспринимая любые его промахи и неудачи, несоответствие своим завышенным -требованиям и ожиданиям. Подобный рационализм затрудняет развитие образного, гибкого мышления, и ребенок, часто изолированный от общения со сверстниками, начинает испытывать нарастающие трудности в играх с ними, как и в спонтанном выражении чувств. И хотя он много знает, ему трудно вести себя непринужденно в новой, непривычной или неожиданной ситуации общения.
Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается: а) настороженностью и подозрительностью в отношений перемен; б) недоверчивостью к собственному мнению ребенка; в) неверием в его самостоятельность; 106
г) чрезмерной регламентацией образа жизни; д) перепроверкой действий ребенка; е) избыточной и часто мелочной опекой; ж) многочисленными предостережениями и угрозами.
Нередко недоверие к возможностям детей приобретает характер убежденности типа: «Он никогда и ничего не делает так, как нужно». В нигилизме подобного рода может проявиться непринятие детей, раздражение взрослых, их недовольство и властный, не терпящий возражения характер. В таких случаях дети легко заражаются этими чувствами и переносят их в какой-то мере на отношения со сверстниками, что создает проблемы в установлении искренне-дружеского, непосредственного общения.
Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение и аффекты. Подобное отношение родителей может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и т. п. Часто у родителей проявляется отзывчивость «наоборот», когда они обнаруживают чрезмерно быстрые и аффективно заостренные отрицательные реакции на малейшие отклонения в поведении детей и оказываются «эмоционально глухими» в отношении выражения позитивных чувств. Даже вовремя похвалить, поддержать, тепло напутствовать представляет для них большую трудность, чем делать замечания, ругать, тревожиться и предостерегать. Не<