Общая патология эндокринной системы.
ПАТОЛОГИЯ ГИПОФИЗА И ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Эндокринная система, являясь гуморальной интегративной системой, обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Многообразие физиологических эффектов гормонов определяет вовлечение в патологический процесс большинства функциональных систем и многоликость клинических проявлений. Распространенность эндокринных заболеваний чрезвычайно высока. В связи с этим знание вопросов патологии эндокринной системы необходимо провизору для разработки правильных подходов к профилактике и фармакокоррекции как эндокринных, так и неэндокринных заболеваний.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- общие причины и условия возникновения патологии желез внутренней секреции;
- виды нарушений функции эндокринных желез;
- общие механизмы нарушения функций желез внутренней секреции;
- уметь объяснить механизмы развития расстройств функции органов и систем организма, возникающих при патологии АПУД-системы, гипофиза, эпифиза и половых желез.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для успешного усвоения материала темы студентам необходимо знать:
- анатомо-гистологические особенности эндокринной системы, эпифиза, гипофиза, половых желез;
- общие механизмы действия гормонов;
- гормоны гипофиза, половых желез и их биологическое действие.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Общая патология эндокринной системы:
а) общая характеристика этиологических факторов эндокринопатий, классификация нарушений эндокринной системы, их общие метаболические механизмы;
б) общие представления об АПУД-системе, этиология и патогенез нарушений этой системы;
в) общие представления о полигландулярных эндокринопатиях.
2. Патология гипофиза:
а) этиология и патогенез эндокринопатий, связанных с передней долей гипофиза;
б) этиология и патогенез эндокринопатий, связанных с задней и средней долями гипофиза.
3. Патология эпифиза.
4. Патология половых желез. Этиология и патогенез эндокринопатий, связанных с половыми железами.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Северьянова Л.А. Основные аспекты патофизиологии эндокринной системы. Учебное пособие для студентов медицинского университета. – Курск, КГМУ. – 2006. – С. 4-51, 102-105.
2. Основные аспекты патофизиологии эндокринной системы: Учебное пособие / Под редакцией Л.А. Северьяновой. – 1997. – С. 4-32.
3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. – С. 488-516.
б) дополнительная:
1. Гормональная регуляция основных физиологических функций организма и механизмы ее нарушения: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов медицинских вузов / Под ред. проф. Г.В. Порядина. – Курск: КГМУ, 2004. – 52 с.
2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: Учебник. – М.: Медицина, 2000. – С. 25-49, 84-146, 319-422.
3. Клиническая эндокринология: руководство (3-е изд.) / Под ред.
Н.Т. Старковой. – СПб.: Питер, 2002. – С. 9-121, 399-405, 411-472.
4. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: Учебник: В 2 т. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – Т. 2. – С. 315-332, 373-386.
5. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. – Томск, 2000. – С. 359-384, 395-397, или то же 1994. – С. 402-413.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Виды эндокринных желез.
2. Свойства гормонов.
3. Механизмы действия гормонов на клетку.
4. Виды гормональных эффектов.
5. Типы циторецепции в зависимости от химического строения гормонов.
6. Механизмы регуляции активности эндокринных желез.
7. Виды расстройств функции эндокринных желез.
8. Причины эндокринопатий.
9. Этиология и патогенез нарушений АПУД-системы.
10. Понятие о полигландулярных эндокринопатиях.
11. Этиология и патогенез нарушений гипоталамо-гипофизарного комплекса.
12. Рилизинг-факторы гипоталамуса, их биологическое значение.
13. Гормоны гипофиза, их биологическое значение.
14. Патология передней и средней долей гипофиза: причины и механизмы развития эндокринопатий.
15. Синдромы недостаточности гипофиза.
16. Патология задней доли гипофиза: причины и механизмы развития эндокринопатий.
17. Этиология и патогенез мужского гипер- и гипогонадизма.
18. Этиология и патогенез женского гипер- и гипогонадизма.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
1. Схема патогенеза расстройств при увеличении продукции АКТГ.
2. Схема патогенеза расстройств при увеличении продукции СТГ.
3. Схема патогенеза расстройств при раннем половом созревании.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.Занятие практическое.
1. Контроль самоподготовки и проверка правильности ответов по тестовой методике.
2. Самостоятельное исследование студентами влияния гонадотропного гормона на сперматогенез лягушки-самца.
3. Самостоятельное решение проблемных задач с последующим их фронтальным разбором.
ООД
к выполнению работы
"Влияние гонадотропных гормонов на сперматогенез лягушки"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Исследование исходного сперматогенеза у лягушки-самца. | 1. Аккуратно взять лягушку, ввести кончик глазной пипетки в клоаку и набрать каплю прозрачной жидкости. Клоачную жидкость нанести на предметное стекло и под малым увеличением микроскопа в затемненном поле рассмотреть клоачное содержимое. В опыт взять только лягушек без активного сперматогенеза. |
2. Введение лягушке-самцу гонадотропинов. | 2. Набрать в шприц 1,5-2,0 мл мочи беременной женщины. Сделать прокол кожи на спине по средней линии на 1 см каудальнее уровня глаз, ввести содержимое шприца в каудальном направлении. Лягушку посадить в банку с водой. |
3. Оценка результатов опыта. | 3. Через 30-45 мин после введения мочи у лягушки повторно получить и исследовать клоачное содержимое, обратив внимание на количество сперматозоидов, их подвижность, характер распределения в клоачной жидкости. |
4. Анализ результатов опыта. | 4. Объяснить происхождение гонадотропных гормонов мочи беременной женщины и механизм их влияния на сперматогенез лягушки-самца. |
5. Оформление протокола. | 5. Результаты опыта представить в протоколе в виде рисунка, записать их объяснение и вывод. |
ПАТОЛОГИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
И УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Эндокринный аппарат поджелудочной железы осуществляет координацию процессов пищеварения, клеточного метаболизма в соответствии с физиологическими потребностями. Нарушение ее внутрисекреторной функции приводит к развитию сахарного диабета, который вызывает нарушение всех видов обмена веществ, что в конечном итоге приводит к поражению всех функциональных систем организма. Это выводит его на 3-е место по частоте инвалидности и смертности среди всех других заболеваний. Поэтому знаний причин и механизмов нарушения углеводного обмена и патофизиологического обоснования рациональной фармакотерапии сахарного диабета необходимо будущему провизору.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- причины возникновения и механизмы развития сахарного диабета;
- причины возникновения и механизмы развития гипогликемических состояний;
- уметь объяснить механизмы нарушений обмена веществ и функций организма при сахарном диабете.