Общая патология нервной системы

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нервная система выполняет интегративную функцию в организме и обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Будучи образована наиболее дифференцированной тканью, она отличается большой функциональной лабильностью и в связи с этим подвергается патогенным воздействиям самых различных факторов окружающей среды. Патологические изменения в нервной системе проявляются нарушением взаимодействия с окружающей средой и расстройством функции различных органов. Выражением патологии нервной системы являются двигательные и сенсорные расстройства. Знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения нервной системы необходимы провизору для лучшего понимания механизмов действия лекарственных препаратов.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- причины возникновения и механизмы развития нарушений функций нервной системы;

- механизмы развития основных форм двигательных и сенсорных расстройств при патологии нервной системы;

- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;

- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;

- принципы медикаментозной коррекции боли.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы "Патология нервной системы" необходимо знать:

- анатомо-гистологическое строение нервной системы;

- общую физиологию центральной нервной системы;

- механизмы регуляции движений;

- основные виды простой и сложной чувствительности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Причины, вызывающие нарушение функций нервной системы:

а) чрезвычайные воздействия на экстеро- и интерорецепторы (шум, вибрация и т.д.);

б) факторы, действующие непосредственно на нервную ткань (нейротропные инфекции, интоксикации, травмы);

в) факторы, нарушающие репаративно-синтетические процессы нервной системы (нарушение кровоснабжения, аноксическое и ишемическое повреждение мозга, нарушения питания и авитаминозы, эндокринные расстройства, наследственные нарушения обмена веществ).

2. Регуляторные пептиды, механизм действия и их значение в патологии нервной системы.

3. Механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления:

а) патологическая доминанта;

б) патологические рефлексы;

в) следовые реакции и "больной пункт";

г) патологический парабиоз;

4. Двигательные расстройства и их патогенез:

а) параличи и парезы периферические, центральные;

б) гиперкинезы: спинномозговые (фибрилляции), пирамидные (судороги), экстрапирамидные (атетоз, хорея, тремор);

в) атаксии: спинномозговая, мозжечковая, лабиринтная, церебральная.

5. Сенсорные расстройства и их патогенез:

а) расстройства простой чувствительности;

б) расстройства сложной чувствительности.

6. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли. Особые виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. - С. 516-537.

б) дополнительная:

1. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 315-343, 351-359.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 414-445.

3. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. –
71 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Причины, вызывающие поражение нервной системы.

2. Механизм действия регуляторных пептидов и их значение в патологии нервной системы.

3. Определение понятия "патологическая реактивность", свойства патологической реактивности.

4. Проявления патологической реактивности нервной системы.

5. Сущность и механизмы развития патологической доминанты.

6. Особенности патологического парабиоза и механизмы его развития.

7. Сущность и механизмы развития "больного пункта".

8. Виды патологических рефлексов и механизмы их развития.

9. Признаки центральных параличей и механизмы их развития.

10. Признаки периферических параличей и механизмы их развития.

11. Причины и механизмы развития различных видов атаксий.

12. Причины и механизмы развития гиперкинезов.

13. Виды и механизмы расстройств простой чувствительности.

14. Виды и механизмы расстройств сложной чувствительности.

15. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли.

16. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли.

17. Причины и механизмы развития соматической боли.

18. Причины и механизмы развития висцеральной боли.

19. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов.

20. Особые виды боли и механизмы их формирования.

21. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы.

22. Медиаторы антиноцицептивной системы.

23. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы.

24. Патофизиологические основы коррекции боли.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить в виде схемы сравнительную характеристику центральных и периферических параличей.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.

2. Самостоятельное выполнение работы по изучению двигательных расстройств у животного.

3. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).

4. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.

ООД

к выполнению работы

"Развитие атаксии при нарушениях афферентной импульсации"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Оценка исходного состояния животного.     2. Фармакологическая деафферентация одной из задних конечностей животного.   3. Оценка результатов опыта.     4. Анализ полученных результатов.     5. Оформление протокола. 1. Дать возможность кролику свободно двигаться в комнате, при этом обратить внимание на синхронность и симметричность движений его задних конечностей, идентичность их тонуса. 2. Набрать в стерильный шприц 20 мл 0,5% раствора новокаина. Зафиксировать кролика руками на столе спиной кверху, оттянуть одну из задних лап. На заднебоковой поверхности бедра удалить шерсть и кожу, протереть спиртом. Сделать прокол кожи в верхней или средней трети бедра и, медленно продвигая иглу вперед, вводить под давлением новокаин для инфильтрации (анестезии) мягких тканей. В ткани у задней поверхности бедренной кости ввести не менее 10 мл новокаина. Общее количество введенного в конечность кролика новокаина должно быть в пределах 20-50 мл. 3. Через 20-30 мин после введения новокаина сравнить движения и тонус задних конечностей кролика. 4. Объяснить полученные результаты, исходя из действия новокаина на ткани организма, эфферентную и афферентную проводимость по нервам. 5. Подробно описать результаты опыта, написать их объяснение и вывод.

Наши рекомендации