Зимнее новогоднее представление в парке «тимур, гаврош, том сойер и другие против холодной войны»

Это представление ставилось и в ПКиО, и в закрытом по­мещении. Мы приводим парковый вариант. Сценарий рассчи­тан на детей младшего школьного возраста.

Текст персонажей в сценарии сознательно ограничен, так как при постановке в парке внимание детей рассеивается, их гораздо больше увлекает наглядное действие, зрительный об­раз. Кроме того, поскольку действие происходит зимой, надо думать о том, чтобы дети не замерзли. Поэтому также не сле­дует увлекаться диалогами и монологами, а как можно чаще менять место действия, то есть переводить детей с одной пло­щадки на другую, вовлекать их в активное совместное действие, создавать игровую атмосферу.

Действие разворачивается на трех основных площадках: у входа в парк, на игровом поле или аллее и на центральном по­ле с эстрадами. В представлении совершенно не обязательно участие профессиональных артистов. В принципе его можно поставить, используя коллективы детской художественной са­модеятельности: танцевальный, хоровой, драматический, ор­кестр и т п. Роли взрослых героев (Скоморохи, Дед Мороз, Сказочник) могут исполнять руководители этих кружков, участники взрослых коллективов художественной самодеятель­ности того же клуба или добровольцы из числа родителей.

Оформление

Площадка у входа в парк — это место для предигры. Здесь работают клоуны, затейники, шуты, скоморохи, зазывалы. Они приглашают детей на представление, затевают с ними всякие веселые игры: в салочки, в жмурки, в чехарду, в жучок и т. д., то есть создают игровое, праздничное настроение, всячески те­ребят детей, подготавливая их к последующему активному учас­тию в представлении. Здесь можно построить несколько укра­шенных раусов, а можно, чтобы зазывалы ходили на ходулях, или на катящейся бочке, или сидели верхом на заборе, на де­реве и т. д. Главное, чтобы их было всем видно и слышно. Ес­ли нет возможности создать стационарное звукоусиление, по­дойдут мегафоны, даже простые рупоры. Одеты зазывалы в яркие балахоны, накинутые поверх пальто и шуб, в такие же колпаки. Можно нашить на костюмы бубенчики и колокольчики.

Игровая площадка — место для массовых игр, затей и ат­тракционов до начала представления и после него, а также — место для выдачи детских Подарков. Здесь хорошо бы соору­дить различные смешные скульптуры из снега и льда, постро­ить ледяные горы, открыть ларьки и киоски. Лучше всего, что­бы это была площадка аттракционов парка — с качелями, ка­руселями, гигантскими шагами и т. п. Для скоморохов, кото­рые будут развлекать детей и играть с ними, надо соорудить какие-то небанальные небольшие эстрады. Это может быть те­лега или кибитка без колес, шатер, просто доски, положенные на четыре бочки и т. п. На одной площадке сидит оркестр, на других работают скоморохи-затейники.

На главной площади парка построена симультанная деко­рация.

Это — серия эстрад, на которых заранее изображены разные места действия. Дети по ходу представления переходят от од­ной площадки к другой. Путь этот не должен быть прямым и коротким. Можно сугробами обозначить целый лабиринт, что­бы дорога казалась длиннее. Можно обводить детей вокруг всех эстрад, чтобы попасть к соседней. Главное, чтобы они по доро­ге грелись, хлопали в ладоши, топали ногами, пели песни и т. п. (это указано в сценарии). На главной, основной площад­ке установлена большая елка. Замок Холодной Войны лучше всего сконструировать из обычных строительных лесов с до­бавками (стены, зубцы, шпили, ворота и т. п.) из покрашенной фанеры. В комплект строительных лесов входят крепления, площадки, лестницы, трапы и т. п., они легко монтируются и прочно стоят.

К оформлению всего праздника, помимо штатного художни­ка парка, следует привлечь самих детей. То, что они могут при­думать, нарисовать и вылепить, неподвластно фантазии ни од­ного профессионала. Надо только точно объяснить им задачу, разжечь их воображение, а затем тактично руководить и не­навязчиво помогать.

Встреча детей у входа

Это, как мы уже писали, предигра, пролог всего представле­ния. Задача — создать у детей праздничное настроение, вовлечь их в атмосферу игры и веселья. Здесь происходит катание на санях, в которые впряжены лошади или собаки, различные ве­селые игры, катание с ледяных гор и т. п. Впрочем, «тройки» могут быть и игровые, театрализованные. Это группа детей по­старше, «впряженных» в сани. Они «бьют копытом» и «ржут». «Ямщик» щелкает хлыстом и кричит: «Эх, прокачу!» Посадив детей в санки, «тройка» лихо, с гиканьем и свистом, обвозит их вокруг ледяной горки, привозит на прежнее место и требует «платы» — то есть ребенок должен спеть, сплясать или прочи­тать стихотворение. Можно требовать «плату» и вперед — за право кататься в санях или с горки. Звучит музыка (оркестр или фонограмма), песни, смех. Зазывалы выкрикивают такой текст:

Первый.

Здравствуйте, дорогие ребята,

Пионеры и октябрята,

Достойная наша смена —

Отличники и спортсмены.

Вместе со всем советским народом

Мы поздравляем вас с Новым Годом!

Второй.

Сегодня в нашем прекрасном парке

Вас ждут представления, игры, подарки,

Клоуны и Петрушка, медведи и лошади,

Но все это, если вы дети хорошие.

А если придет шалун и проказник —

Его мы сегодня не пустим на праздник.

Здесь же могут быть использованы некоторые тексты скомо­рохов из представления «Ярмарка» (см. выше).

Действие на игровом поле

Помимо действующих аттракционов, в разных местах поля скоморохи, клоуны и шуты устраивают небольшие представле­ния, интермедии, театрализованные сцены, вовлекая в игру де­тей. Отыграв, они меняются местами, а в определенное время ведут всех детей за собой на центральное поле к эстраде с ел­кой

Здесь также можно использовать какие-то игровые интер­медии из тех, что предлагались в сценарии «Ярмарка», допус­тим выступления с медведем, с козой, с Петрушкой, пересмеш­ки, загадки и т. д. Естественно, текст должен быть несколько переделан с учетом восприятия детской аудитории. Поэтому здесь мы приведем несколько интермедий, но в переработанном виде.

Скоморох и медведь

(актер в медвежьей шкуре. Оба на коньках)

Скоморох.

Милости прошу

К нашему шалашу!

Не толпитесь, не суетитесь,

Всем будет видно,

Никому не обидно,

Сейчас убедитесь!

(Собирает детей в кружок и начинает игру-представление.)

А ну-ка, Миша,

Поклонись всем ребятам

Да покажи свою науку —

Выкинь какую-нибудь штуку!

Медведь неуклюже кланяется на все стороны, затем кувыр­кается через голову.

А покажи, чему я тебя полгода учил,

Каким уменьем наградил!

Медведь пляшет вприсядку.

А как лентяй в школу идет, упирается,

Тихо-тихо вперед продвигается!

Медведь показывает.

А как прогульщик с уроков гонит,

Так что его дежурный никак не догонит!

Медведь показывает.

А как двоечник на уроке спит,

А потом у доски стоит и сопит!

Медведь показывает.

А вот как наш Миша на коньках катается,

Значок ГТО ему полагается!

Медведь лихо делает несколько пируэтов на коньках.

Молодец, Миша! Не зря тебя люди талисманом Московской Олимпиады выбрали!

(Дает Медведю кусок сахара, затем обращается к детям.)

А ну, ребята, кто быстрее — Миша на коньках или вы все на своих ногах?

Кто Мишу обгонит, тот первый атлет!

Получит в награду десять конфет,

Пять с половиной морковных котлет

И на елку на завтра лишний билет!

А ну-ка, за мной бего-ом!

(Убегает вместе с Медведем. Через какое-то время начина­ет ту же интермедию в другом месте. Если это последний раз, то ведет детей за собой к елке.)

Клоун и Петрушка

(кукловод в ширме-юбке)

Клоун (кричит, собирая детей).

Лучшей куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,

Одним — развлечение,

Другим — поучение,

Самая веселая в мире игрушка —

Неунывающий русский Петрушка!

Петрушка (появляется над юбкой-ширмой, пищит).

А вот и я! Здорово, ребята,

Чего вы ржете, как жеребята?

Клоун. Хватит балагурить, пора публику приглашать. Петрушка. Пора бублики жевать? Это я всегда готов! Эй, налетай, ребята: бублики да пышки, сухари да сушки, пи­роги-коврижки детям и Петрушке!

Клоун. Кричи: «Начинаем балаган!»

Петрушка. Нападает хулиган! Ой, боюсь, ой, ребята, вы­ручайте, ой-ей-ей...

Клоун. Да не путай ты слова и не пугай ребят понапрас­ну. Они ведь на елку пришли, смеяться-веселиться. Кричи: «У нас идет большое представление!»

Петрушка. Вас ждет большое удивление, такого насмот­ритесь, чего сроду не видывали!

Клоун. Петрушка, не морочь ребят. Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»

Петрушка. У нас осел кидает каменьями, разбегайся, на­род, а то и вам попадет!

Клоун. Вот баламут неумный! Ну ладно, я сам буду объ­являть! (Кричит.) Акробаты делают длинные прыжки!

Петрушка. Бородатые делают из глины пирожки! С пы­лу, с жару, пятачок — пара, налетай, покупай, за обе щеки уплетай!

Клоун. Смотри и дивись!

Петрушка. Но смотри, не подавись! А то я надысь съел, так потом вызывали лекаря, с горькой микстурой аптекаря, уколы с банками на живот ставил, ой-ей-ей!..

Клоун. У кого билеты на елку —все к нам, а у кого нет те по домам!

Петрушка. У кого билеты есть — те по домам, а у кого нет — пожалуйста к нам! Здесь все зайцем прошли, даже я сам!

Клоун. Сегодня пляшите и пойте все вместе!

Петрушка. Никуда не спешите и стойте на месте! Вам еще и не то покажут!

Клоун хватает кукловода за ширму, и, грозя Петрушке паль­цем, тащит их прочь с этого места. Петрушка с ширмы-юбки продолжает кричать зрителям, пока его уносят.

— Да, вы, ребята, за мной не ходите, стойте здесь и дальше смотрите! А я пойду другим голову морочить и за нос водить!

Он скрывается внутри ширмы-юбки. Через некоторое время вся интермедия повторяется в другом месте. Если это послед­ний раз, то в ответ на призыв клоуна «Пляшите и пойте все вместе!» Петрушка кричит: «Спешите! Спешите! Не стойте на месте! Представление начинается! Кто опоздает, ничего не узнает! За мной, ребята, бегом!..» И все бегут к центральной эстраде.

Затейник

Появляется там, где, как ему кажется, может стать скучно. Теребит детей, рассказывает прибаутки, загадывает загадки.

Затейник.

А вот веселые скоморошьи загадки —

Не горьки, не кислы, не солены, не сладки!

Кто их все сейчас сумеет отгадать,

Тот весь год пятерки будет получать!

Загадка первая,

Просьба не слушать, которые нервные.

«В печь несут — жидко, горячо,

Из печи несут — твердо, холодно!»

Что такое будет?.. Не знаешь?.. Эх ты, а еще арифметике обучаешься!.. Ну, ладно...

Угадайте вторую,

Еще более смешную:

«И комковато,

И ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей!»

Что?.. Опять не знаете?.. То-то, это вам не азбуку по букварю читать, тут все правила сложения знать надобно.

Ну ладно, загадка третья,

На нее хоть кто-то ответьте!

«В животе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

Да и та на спине!»

Не знаешь?.. И ты не знаешь?.. Ну, ничего, ребята, я и сам не знаю!..

(Это подлинные народные загадки. Ответы: 1. Холодец. 2. Хлеб. 3. Чайник. Если кто-то из детей отгадывает, ему мож­но выдать приз: соответственно кусочек холодца, горбушку хле­ба или стакан чая.)

Помимо этого, в парке на льду могут выступать юные фигу­ристы, в фойе клуба — секция художественной гимнастики.

К определенному часу все интермедии заканчиваются, ско­морохи, затейники и клоуны ведут детей к центральной эстраде с елкой.

Основное представление

Затейник.

А теперь, ребята, отгадайте последнюю

загадку:

Что за странный паровоз?

Он без дыма, без колес,

Ест не уголь, а овес,

И в кабине Дед...

Дети. Мороз!

Затейник. Правильно, ребята! Это в санках, запряженных тройкой быстрых лошадей, едет к нам на праздник Дедушка Мороз. Похлопаем ему!

Все аплодируют. Слышен стук копыт, молодецкий посвист, лихие окрики «Па-аберегись!.. Эх, залетные!..».

По аллее, звеня бубенцами, подкатывает к сцене русская тройка. Кучер в ярком народном костюме лихо правит. В рас­писных санях, стоя, едет Дед Мороз с огромным мешком по­дарков. Он поднимается на сцену и обращается к детям. (Трой­ка в это время уезжает.)

Дед Мороз. Здравствуйте, дорогие ребята!

Дети. Здравствуй, Дедушка Мороз!

Дед Мороз.

Сегодня, в этот светлый час

Ликует с нами вся природа!

Я очень рад увидеть вас

И всех поздравить с Новым Годом!

Дети. Спасибо! Дед Мороз.

Но прежде мы веселой песнею Проводим Старый Год на пенсию!

Музыка.

Советский трудовой народ

Со славой прожил Старый Год.

Добыли нефти и руды,

И в тундре развели сады,

В пустынях провели каналы,

И школ построили немало,

Боролись взрослые и дети

За мир и счастье на планете,

Послали в космос звездолет,

Вот так прошел наш Старый Год!

Теперь, ребята,— ваш черед,

Скажите честно, без утайки,

Как вы учились в этот год?..

Вот ты, а ну-ка, отвечай-ка!

(Берет на руки одного мальчика, другого... Те рассказывают, как хорошо они учились.)

Ну, вижу, все вы молодцы,

Как ваши деды и отцы,

И не напрасно каждый горд,

Не зря он прожил Старый Год.

Теперь с надеждой, с добрым словом

Встречаться будем с Годом Новым!

(Оглядывается.)

А где же внученька моя?

Снегурочки не вижу я.

Огни на елке не горят,

И нет концерта для ребят,

Но ведь не можем мы одни

Зажечь на елочке огни...

А ну, ребята, давайте все вместе позовем Снегурочку! Дети. Снегурочка! Снегурочка!

(Появляется заплаканная Снегурочка на коньках. Она всхли­пывает и утирает слезы. Девочки-«снежинки» на коньках тан­цуют вокруг, утешая ее.)

Дед Мороз. Внученька! Снегурочка! Что случилось?.. По­чему ты плачешь?.. Ребята, никто из вас не обижал Снегурочку?

Дети. Нет!

Дед Мороз. А что же произошло?

Дети. Не знаем!

(Слышится треск и грохот. На аллею влетает мотоцикл с зажженной фарой, за рулем — пионер в шлеме и в перчатках с крагами, на груди — красная звезда! Это Тимур.)

Тимур. Тихо! Кричать не надо! Плакать не надо тоже! Я — Тимур. Что здесь стряслось?

Дед Мороз. Дело в том, что мы все вместе с ребятами собрались встретить Новый Год, а огни на елке не горят!

Тимур. Значит перегорела какая-то лампочка. Сейчас я починю.

Снегурочка. Нет, Тимур, это не лампочка. Это гораздо хуже. Дело в том, что где-то на земле затаилась страшная Хо­лодная Война. Она любит, чтобы было полное затемнение, по­этому она и погасила везде все огни. А кроме того, она захва­тила только что родившийся Новый Год и держит его в плену, потому что знает, что Новый Год будет годом мира, а там, где правят мир и дружба, не может быть войны. А что, если те­перь Нового Года уже вообще никогда не будет?.. (Плачет.)

Тимур. Не надо плакать, плакать нельзя! С этой минуты я объявляю, что маленький Новый Год находится под нашей ох­раной и защитой! Внимание! Даю позывной сигнал по форме номер один общий!

Крутит воображаемый штурвал, слышатся лязг, звон, удары колоколов. Выбегают пионеры: горнист и барабанщик. Они дают сигнал тревоги. Тимур выходит вперед, обращается ко всем детям.

Тимур. Я спрашиваю всех, пришедших сюда на праздник: среди вас есть пионеры?

Дети. Есть!

Тимур. А октябрята?

Дети. Есть!

Тимур. Я знаю, чего боится Холодная Война. Больше все­го она боится света, тепла и пламени. Она боится Света Исти­ны, Тепла Дружбы и Пламени Юных Сердец. Готовы ли вы вместе с нами отправиться сейчас в поход, чтобы найти Холод­ную Войну, освободить Новый Год и снова зажечь на земле все огни?

Дети. Готовы!

Тимур. Тогда слушай мою команду! Дед Мороз уже ста­ренький для таких походов, он останется здесь охранять елку. Остальные — равняйсь! Смирно! Горнист и барабанщик — впе­ред! Мы отправляемся в поход по всем странам мира на поис­ки страшной Холодной Войны. А чтобы дорога стала короче, мы пойдем с песней! Помните песню нашей команды? (Поет на мотив «Угадайки»):

Мы не шайка и не банда,

Не ватага удальцов,

Мы веселая команда

Пионеров-молодцов!

Шагом марш! Запевай!

Все дети во главе с Тимуром, Снегурочкой, горнистом и ба­рабанщиком маршируют к следующей сцене. Помимо «тиму­ровского» куплета (текст А. Гайдара), можно петь известную пионерскую песню «Веселое звено» или песню о веселом ветре из кинофильма «Дети капитана Гранта». Дед Мороз, провожая ребят, машет им рукой, потом исчезает. Тимур командует: «Раз! Два! Три!.. Тверже шаг!.. На припеве все хлопаем три раза!..» и т. д. Все дети топают и хлопают, пока не подходят к следую­щей эстраде. На ней хор и силуэты Парижа. Детский хор поет известные французские песни.

Тимур. Ребята, мы во Франции! Но я не вижу здесь ника­ких следов Холодной Войны. Смотрите, нас встречают цветами, улыбками и песнями! Бонжур! Бонжур!

Появляется Гаврош. Он в лохмотьях, шея обмотана трех­цветным шарфом, в руке — огромное ружье, за поясом — пи­столет.

Гаврош. Бонжур, малютки! Что стряслось?

Тимур. Здравствуй, Гаврош! Мы ищем Холодную Войну!

Гаврош. Фью-ю! Да она давным-давно драпанула от нас за океан. Мы ее (показывает пистолетом) так тряхнули, что она дребезжала, как пустая бочка на булыжной мостовой. А за­чем она вам?

Снегурочка. Она погасила все огни и держит у себя в плену Новый Год. (Плачет.)

Гаврош. Только и всего, птенчики? Подумаешь! Стоило реветь! Поймать (показывает), надавать (показывает) и ото­брать (показывает)]

Снегурочка. А ты пойдешь с нами?

Гаврош. Свобода, равенство и братство — вот мой девиз. Вперед, граждане! Мы всыплем ей по первое число!

Тимур. Шагом марш! Запевай!

Все с песней идут к следующей эстраде, где декорация изоб­ражает небоскребы Нью-Йорка. Детский хореографический ан­самбль исполняет комический ковбойский танец.

Тимур. Ребята, это Америка! Здесь у нас тоже есть дру­зья! Помните Саманту Смит? Хау ду ю ду, френдс!

Появляется Том Сойер.

Том Сойер. Хэлло, Тимур! Хэлло, Гаврош!

Гаврош. Привет, Том Сойер!

Том Сойер. Что, какие-нибудь новые приключения? Со­брались пойти в пираты или в разбойники? Тогда я с вами!

Гаврош. Нет, друг! Мы ищем Холодную Войну!

Тимур. У вас ее нет?

Том Сойер. Она довольно долго была здесь, но совсем не­давно она вышла из моды и наши начальники ее временно за­консервировали.

Снегурочка. Как это?

Том Сойер. Ну засунули ее в холодильник и отправили куда-то на север. А зачем вам эта старая карга? Может, она зарыла где-нибудь в пещере клад?

Снегурочка. Нет, хуже. Она спрятала Новый Год и по­гасила везде все огни.

Том Сойер. За такие дела надо вздуть ее как следует.

Гаврош. Вот это по-нашему. Пойдем вместе, Том!

Том Сойер. Да я с радостью. Только сначала надо всем дать клятву... кровью.

Снегурочка. Зачем?

Том Сойер. Ну как же, всегда так делается! И потом, хо­рошо бы нам взять какие-нибудь красивые имена. Например: Том Сойер — Черный мститель лесов, Гаврош — Кровавая рука и Тимур — Гроза океанов!

Тимур. Не стоит. Том Сойер, Гаврош и Тимур — по-моему, это и так хорошо звучит. Правда, ребята?

Дети. Правда!

Тимур. Вот видишь! Вперед! Шагом марш! Запевай!

Все с песней идут к третьей площадке. На ней андерсеновс­кая Дания: игрушечные дома с черепичными крышами и окна­ми «в клеточку». Высокий человек в голубом фраке и белом цилиндре показывает фокусы. Это Сказочник. Вот он до­стает из своего цилиндра букет алых роз. И вдруг цветы увя­дают и становятся черными.

Сказочник. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Не надо мне ничего рассказывать, я и так все знаю. Ведь я — тот самый Сказочник, который придумал тысячу сказок и еще одну — сказку о Снежной королеве. А Снежная королева, Злой Совет­ник и страшная Холодная Война — все они одного поля ягода, из одного теста сделаны, одним миром мазаны, в общем котле сварены. И, наверное, в одном и том же месте живут. И это место где-то совсем близко. Недаром мои прекрасные цветы, которые я хотел подарить детям к Новому Году, увяли...

Снегурочка. Скажите, пожалуйста, добрый Сказочник, а не могли бы вы указать нам дорогу к этому месту?

Том Сойер. А, может быть, Кей или Герда? Они ведь там уже были?

Сказочник. Нет, нет! Кей и Герда сейчас ухаживают за бабушкой, они не могут оставить старушку одну. Да их помощь и не потребуется. Вот!

Свистит в четыре пальца. Слышится стук копыт, появляется оленья упряжка. Ею управляет Маленькая Разбойница.

Гаврош. Это же Маленькая Разбойница, птенчики!

Том Сойер. Вот здорово! Уж она-то умеет драться!

Маленькая Разбойница. Всем привет! Только тихо! Я терпеть не могу всяких слез и нежностей! Вот мой верный лапландский олень! Он отвезет вас в царство Холодной Войны! (К оленю.) Понял?

Олень кивает головой.

То-то! А я с вами не поеду, потому что терпеть не могу хо­лода! (Снегурочке.) И не смей смотреть на меня так жалобно, а то я всех на свете сейчас перестреляю. Улыбайся, слышишь?.. Считаю до трех! (Выхватывает пистолет.) Раз... два... (Плачет.) Ну что, в самом деле?.. Может, все еще кончится хорошо... и будет Новый Год... и елка... (Вытирает слезы ручкой пистоле­та.) Чего же вы ждете? Время же уходит! Скачите! Скачите скорее, пока я не передумала! Ну! Раз! Два!..

Тимур (обнимает ее). Спасибо тебе, девочка!

Все. Спасибо!

Разбойница всхлипывает, машет рукой и убегает.

Сказочник. У нее доброе сердце, хотя и не совсем хорошие манеры. Я знаю, ведь я сам ее выдумал. Ну, крибле-краб-де-бумс! Я сажусь в сани, и ровно через секунду мы все будем на месте!

Тимур. Значит, вы тоже с нами?

Сказочник. Как же я могу бросить детей в беде?

Снегурочка. Но ведь если мы все (показывает на детей) сядем в сани, то один олень, пожалуй, не увезет нас.

Сказочник. А вам и не надо! Вы все побежите следом за мной! Я ведь великий Сказочник. Я скажу три заветных слова, и мы все равно через минуту окажемся в царстве Холодной Войны!

Том Сойер. Вот здорово! А не могли бы вы потом перенес­ти меня на пиратский корабль или в отряд Робин Гуда?

Гаврош. Не приставай! Видишь, человек работает!

Тимур, (ко всем). Приготовились, ребята! Внимание!..

Сказочник. Итак... (Садится в сани, берет в руки вожжи.) Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!..

Упряжка срывается с места. Все дети бегут за ней. Впере­ди— герои представления. И вот — последняя эстрада. В фо­нограмме— вой ветра, свист пурги, гром. А на эстраде — ле­дяные скалы, айсберги, из которых сложен целый замок — кре­пость с бойницами, зубчатыми стенами и т. п.

Сказочник. Ну вот мы и на месте. Это царство Холодной Войны. (К оленю.) Спасибо тебе, дружище! Скачи теперь до­мой, твоя хозяйка, наверное, заждалась тебя.

Олень убегает. Все смотрят на крепость.

Снегурочка. Какая неприступная. Что же нам делать?..

Том Сойер. Перебросить ей туда дохлую кошку, а самим задать стрекача!

Гаврош. Мура! Надо ночью залезть туда и перебить ей все стекла.

Тимур. Нет. Это снежная крепость, я с такими знаком. В нее так просто не влезешь, придется штурмовать!

Том Сойер. Вот это здорово! На абордаж!

Гаврош. Будет драка! Ура! К оружию, граждане! (Потря­сает своим ружьем.)

Тимур. Тихо! Сначала надо послать кого-нибудь на раз­ведку. (К детям.) Кто хочет пойти в разведку в царство Холод­ной Войны — шаг вперед!

Все дети, а также Гаврош, Том Сойер и Снегурочка делают шаг вперед, кричат: «Я! Я! Меня пошлите!»

Том Сойер. Тимур, пошли меня! Мы с Геком уже следи­ли за индейцем Джо, мы — самые хитрые в мире разведчики!

Гаврош. Рассказывай! А потом сами так драпанули, что вас три дня найти не могли. Я пойду, Тимур! Спроси кого хо­чешь, храбрее Гавроша нет!

Снегурочка. Нет, нет! Ты из теплой страны, ты замерз­нешь, простудишься и заболеешь гриппом, ангиной и воспалением легких. Пошли меня, Тимур, я совсем не боюсь холода, меня дедушка с самого детства закалял на морозе.

Тимур. Но нельзя же идти в разведку всем сразу, друзья! Должен пойти кто-то один — хитрый, как Том Сойер, храбрый, как Гаврош, и закаленный, как Снегурочка!

Появляется юный суворовец. Это Ваня Солнцев.

Ваня. Пошлите меня, дяденька!

Тимур. Какой я тебе дяденька? А ну, представься как по­ложено!

Ваня. Есть представиться, как положено! Гвардии ефрей­тор разведчик Солнцев прибыл в ваше распоряжение для вы­полнения боевого задания!

Гаврош (с недоверием). Ефрейтор?

Ваня. Так точно! С батареи гвардии капитана Енакиева.

Том Сойер (с завистью). Разведчик!

Ваня. Так точно! Служил во взводе разведки у дяденьки Биденко.

Сказочник. Вот это уже не сказка! Это быль!

Снегурочка. Ребята, да это же Ваня Солнцев! Сын полка!

Ваня. Так точно!

Тимур. Это прекрасно, Ваня! Именно ты нам и нужен! Еф­рейтор Солнцев, слушай приказ! Надо пробраться в царство Холодной Войны, разыскать там Новый Год, который она где-то прячет, и беречь его как зеницу ока, когда начнется бой. Ясно?

Ваня. Так точно! Пробраться, разыскать и беречь как зе­ницу ока!

Тимур. Но вначале подбросишь Холодной Войне этот уль­тиматум. (Пишет что-то на листке бумаги, который достает из планшета.) Мы даем им пять минут на размышление. Если они не сдадутся без боя, начинаем штурм. Правильно, ребята?

Дети. Правильно!

Тимур. Вот тебе ракетница. Как только обнаружишь Но­вый Год, дашь нам сигнал. Ясно?

Ваня. Так точно! Подбросить ультиматум, обнаружить Но­вый Год и дать сигнал. Разрешите выполнять?

Тимур. Разрешаю! Смотри там... поосторожнее...

Ваня. Есть поосторожнее! (Перелезает через ледяную сте­ну и исчезает.)

Тимур. А мы пока займемся приготовлениями к бою. Во­евать с войной — это значит всем бороться за мир. А символ мира — голубь. Он нам поможет. Ребята, вы умеете делать го­лубей?

Дети. Умеем!

Тимур. Внимание! Делайте все то же, что и я! У каждого из вас есть пригласительный билет. Складываем его пополам... вот так... теперь вот здесь отгибаем уголки... вот так... и голубь готов! До моей команды не бросать! Ясно? Дети. Ясно!

Тимур. Кроме этого, всем срочно налепить снежки, чтобы обороняться, если они пойдут на нас в атаку. Все герои и все дети лепят снежки.

Гаврош. Тимур! Перед боем следует поднять флаг. У нас на баррикаде был настоящий красный флаг.

Том Сойер. Можно взять носовой платок и покрасить его кровью. Только мой платок... грязный. А твой, Гаврош?

Гаврош. А у меня сроду вообще никакого платка не было. Снегурочка. Возьмите мой. Совершенно новый и чистый! Тимур. Отставить! Вот! (Снимает с себя красный галстук.) Пионерский галстук — это частица пролетарского красного зна­мени. Под этим флагом мы и пойдем в бой! Дай ружье, Гав­рош! (Привязывает к штыку галстук и поднимает флаг.) Пять минут истекли! Горнист, труби сигнал «К бою!».

Горнист трубит. Ему отвечают грохот, свист, вой ветра. Над гребнем крепости появляются жуткие маски. Снегурочка.

Ой, смотрите, что это?

Сказочник.

Это прислужники Войны,

Ее солдаты и сыны!

Я узнаю их всех,

Они одной породы,

Все эти страшные уроды!

Вот Легкомыслие!

Вот Призрачный успех!

Вот эта маска— Ложь,

Вон та — Обман, а та —

Их общая сестрица, Клевета!

Предательство! И Лень!

И Подлость тут!

Держись, друзья!

Они на нас идут!

Фонограмма боя. Медленно открываются ледяные ворота. Фигуры в масках и белых мундирах наступают на ребят. Те гнутся и отступают, как под порывами сильного ветра. Все это чисто пантомимический номер. Помимо этого дети кидают в атакующих снежки.

Снегурочка. Тимур, я боюсь!

Тимур. Если человек прав, то он не боится никого на све­те! Том, защищай девочку!

Том Сойер. Есть, сэр! Можете на меня положиться! Дер­жись за меня, Снегурочка, с Томом Сойером не пропадешь!

Гаврош. Надо строить баррикаду, граждане! Бочки, бу­лыжники, старые тюфяки — все пойдет в ход! Баррикада — это окрошка из всякой крошки! За ней мы будем в безопасности? Тимур. Нет! Ни шагу назад! Держитесь крепче! (К зрите­лям.) А ну, ребята, взялись все дружно за руки! Молодцы! Ко­гда все дети земли крепко возьмутся за руки и станут под кра­сным флагом, никакая вражья сила их не сломит. Правильно, ребята?

Дети. Правильно!

Все дети берутся за руки. Герои на эстраде отчаянно сопро­тивляются ветру, пурге и метели. Г а в р о ш. Труби, горнист, тревогу!

Звучит высокий сигнал трубы. Гаврош хватается за ружье с галстуком на штыке и становится как вкопанный, наклонив­шись навстречу буре.

Том Сойер. Бей, барабан, бой!

Дробь барабана. Том Сойер подбегает к Гаврошу, берет его. за руку и тоже стоит, подавшись вперед.

Сказочник.

А если нам все зрители помогут,

То мы еще поборемся с судьбой!

Подбегает к Гаврошу и Тому, берет их за руки и становит­ся так же.

Снегурочка.

Сегодня дети всей земли

Сюда на помощь к нам пришли

Героями своих любимых книжек.

Тимур.

Возьмемся за руки, друзья,

Она, и он, и ты, и я,—

Тогда и мир, и счастье будут ближе!

Они тоже становятся в ряд. И вот уже шеренга наших ге­роев, взявшись за руки, наступает на врага. Гремиг песня. Ле­тят снежки во врагов. Теперь уже маски корчатся и пятятся на­зад. Но вдруг раздается звук, напоминающий свист падающей бомбы. Затем — взрыв. Распахиваются ледяные стены и появ­ляется громадная фигура в белых развевающихся одеждах. Сверху — огромная голова в противогазе. Это сама Холодная Война. (Эту куклу можно смонтировать на телескопической, вышке ремонтной машины. Тогда она сможет медленно вырас­тать над стенами крепости до высоты в 15 м. Голос ее звучит в записи на фонограмму с реверберацией, как нечто космичес­кое.)

Война.

Попались, субчики! Так вот:

Живыми вы отсюда не уйдете!

Хотели весело вы встретить Новый Год?

А будет все совсем наоборот —

Война и голод, холод, снег и лед!

Посмотрим, как теперь вы запоете!

Том Сойер. Врешь, старая карга! По-твоему не будет!

Гаврош. И не подумаем отсюда мы убраться!

Тимур. На бой с войной объединяйтесь, люди!

Сказочник. За нами дружба, мир, любовь и братство!

Тимур (к зрителям). Мальчишки и девчонки всей земли!

Нас вновь хотят лишить тепла и солнца.

Нам вновь грозят войной.

И мы должны бороться,

Чтоб мир от бомб мы уберечь смогли!

Война. Я только дуну, и вам всем конец!

Дует. Вой, свист, грохот. Но герои стоят под порывами вет­ра как вкопанные.

Сказочник. Сильнее холода тепло людских сердец!

Война.

Ах, так? Не страшен холод вам? Ну что же!

Я думала, что всех вас заморожу,

Но вы хотите света и тепла?..

Прекрасно! Я вас счас испепелю дотла!

С нее слетают белые лохмотья, под ними — красные языки пламени. Одновременно эстрада заливается красным светом. Отблески пожарищ играют в стеклянных глазницах Войны. В фонограмме — рев реактивных бомбардировщиков, взрывы бомб и снарядов.

Тимур. Внимание!

Сказочник. Ахтунг!

Том Сойер. Этеншн!

Гаврош. Полундра!

Снегурочка. На помощь!

Тимур. Вперед!

Сказочник.

Чем тверже мы встанем, тем меньше

Пожарищ и войн в Новый Год!

Тимур.

Опять поджигателей стая

Пугает нас новой войной,

Но мы против них выступаем

В последний решительный бой!

Они стоят, держась друг за друга, сопротивляясь из послед­них сил. Сардонически хохочет огромная Война. И вдруг все смолкает — грохот, рев, хохот, движения. Все замерли. И крас­ный свет медленно меняется на желтый, солнечный... Тишина.

Том Сойер. Что случилось?

Гаврош. Почему так тихо?

Тимур. Это военная хитрость?

Сказочник. Смотрите! Смотрите! Розы... мои розы вновь расцвели! (Показывает всем букет распустившихся роз.)

Снегурочка. Ой, правда... А что это значит?

Сказочник. Это значит... Это значит... Вот, что это зна­чит!

Показывает на крепость. Из-за стен взлетает в небо зеленая ракета.

Гаврош. Это сигнал!

Том Сойер. Ваня Солнцев нашел Новый Год!

Тимур (к зрителям). Слушай мою команду! Приготовиться к штурму! По счету «три» все пускаем голубей! Внимание! Раз!.. Два!.. Три!!!

Все дети пускают на сцену бумажных голубей. Маски и Война пятятся назад. В фонограмме звуки атаки, крики «Ура!».

Тимур. А теперь — песню! Запевай!

Гремит песня «Пусть всегда будет солнце». Все дети подпе­вают и хлопают в ладоши. Чучело Войны и Маски в ужасе убе­гают. Восходит солнце — метеозонд с веселой рожицей и жел­тыми лучами. «Тают льды», то есть распадаются и уезжают сте­ны крепости. За ними — новогодняя елка. Все герои, а вместе с ними и зрители поют и танцуют. Но вот звучит торжественная музыка, и из-за елки появляется Ваня Солнцев. Он ведет за руку мальчика, одетого в комбинезон строителя с цифрой наступившего Нового Года на груди. У мальчика в руке горя­щий факел.

Ваня (четким шагом подходит к Тимуру, отдает ему честь и рапортует). Товарищ командир! Разрешите доложить! Ваше задание выполнено!

Тимур (обнимает его). Спасибо тебе, сын полка!

Том Сойер (Гаврошу, кивая на мальчика с факелом). А это еще кто такой?

Гаврош (тихо). Еще какой-то поджигатель попался.

Мальчик.

Я тот, кого вы так заждались,

За кем отправились в поход,

Тот, за кого вы здесь сражались...

Ваня. Ребята, это Новый Год!

Все бурно приветствуют Новый Год.

Том. Я первый догадался, так прямо и сказал Гаврошу...

Гаврош (недоверчиво). А факел зачем?

Новый Год (выходит вперед).

Пусть будет мирным небосвод,

Пусть ветер тучи разнесет,

И солнце выглянет, и кончится ненастье...

Пусть будет счастлив наш народ!

Поверьте мне, что Новый Год

Несет всем людям дружбу, мир и счастье!

(Поднимает факел над головой.)

Так пусть над нашим мирным краем

Лишь мирные огни сияют —

Огни мартенов, маяков,

Заводов, фабрик, городов,

Торжественных иллюминаций!..

Чтоб пионеры собираться

Могли у праздничных костров,

И чтоб зажечь могли они

Все новогодние огни!

Подносит факел к елке, на ней загораются все свечи и лам­почки, а затем и вообще вся иллюминация сцены. Общий вос­торг детворы, аплодисменты. И тут появляется Дед Мороз.

Дед Мороз. Вот теперь, когда огни на елке горят, самое время и мне появиться! Спасибо вам, дорогие мои, что помогли старику, выручили в трудную минуту! Спасибо и тебе, Ванюша, и тебе, Том, и тебе, Гаврош, и, конечно, тебе, Тимур!

Тимур. Я стою, я смотрю. Всем хорошо. Все радуются. Значит, и мне радостно тоже!

Снегурочка. Дедушка, дедушка! А куда же делась страшная Холодная Война?

Дед Мороз. А она опять убежала, внученька, и снова где-то затаилась. Но когда ребята вырастут и станут совсем взрослыми, они ее обязательно поймают, свяжут и сдадут в музей. (К детям.) Верно я говорю, ребятки?

Дети. Верно!

Дед Мороз. Обещаете? Дети. Обещаем!

Дед Мороз (обняв Снегурочку и Новый Год). Ну, а еже­ли так,—

Давайте все под Новый Год

Друг другу пожелаем

Удачи, счастья и любви

На много лет вперед!

Пусть светит мирная звезда

Над нашим мирным краем,

Пусть будет радостным для всех

Счастливый Новый Год!

На елке вспыхивает огромная красная звезда. Аплодис­менты.

Снегурочка.

Кружится земля в одеянии белом,

И ярко зажглась под родным небосводом

Для верных и честных, веселых и смелых

Звезда путеводная Нового Года!

Звучат куранты Кремля. Часы бьют двенадцать раз.

Дед Мороз.

Итак, настал заветный час,

Звенят часы двенадцать раз

И Новый Год шагает по планете,

И от Камчатки до Карпат

Его приходу каждый рад,

Танцуют все — и взрослые, и дети!

На поле — общий танец. Дед Мороз и танцоры вовлекают в него всех детей. Затем Тимур говор

Наши рекомендации