Пролог. «Мастера на все руки»
Вдруг стало слышно, что часы тикают. Громче и громче. И стрелки движутся. И лучи прожекторов, хотя еще совсем светло, освещают циферблат. И мы все невольно смотрим на часы. А там стрелки приближаются к шести часам. И вдруг в центре с треском открывается окошко, и оттуда выглядывает большая и очень смешная кукушка с вытаращенными глазами (маска на человеке). Она смотрит на зрителей, поворачивая голову то вправо, то влево — одним глазом, потом другим... И затем три раза раздается долгожданное «ку-ку», но какое-то странное: первый раз с вопросительной интонацией, дескать, что это? Кто это? Пора начинать, что ли?
— Ку-ку?
Второй раз — утвердительно, торжествующе, мол, да, все в порядке, можно начинать!
— Ку-ку!
И вдруг подмигнула левым глазом и многозначительно, как бы обещая: ну-ну, поглядим, чем все это кончится...
— Ку-ку-у-у...
Сзади высунулась чья-то рука, шлепнула разговорившуюся кукушку по затылку, та негодующе пискнула и скрылась.
Зазвучала нежная, хрустальная, прозрачная мелодия часов — с перезвоном колокольчиков, глёков, ксилофона (Б. Тобис Часы.— Здесь и далее вся музыка и стихи идут в записи на фонограмму). Открылись двери часов. И поплыли по кругу фигурки Мастеров. Это большие куклы, целиком надетые на человека, с большими стилизованными орудиями труда в руках. Их играют взрослые: худруки и вожатые, спортруки и педагоги — всего 13 человек. Они остаются па поле до самого конца представления, будут помогать детям (а иногда, может быть, и немножко мешать), всем руководить, во все вмешиваться, читать стихи, объявлять номера, петь, танцевать и ненавязчиво организовывать действие на поле. А пока что это просто Мастера на все руки: каменщик в фартуке с большим мастерком и тачкой; маляр в блузе с ведром, полным краски, и огромной кистью; плотник с топором и рубанком; пекарь в белом колпаке с кастрюлей и большим кренделем; швея с большими ножницами и такой же катушкой; сапожник со своим молотком и огромным ботфортом; кузнец с наковальней и молотом; жница с серпом и снопом; рудокоп с фонарем и киркой; звездочет в колпаке и мантии с телескопом на треноге и глобусом; рыбак в зюйдвестке и штормовке с острогой и сетью; цветочница с корзиной роз и, наконец, трубочист во фраке и цилиндре, с лестницей, ершиками и шарами на цепях. Все они медленно в ритме вальса плывут из одних ворот в другие.
Но вот кончился вальс, все Мастера замерли на поле. Пауза. Стрелки показывают ровно шесть часов. Кузнец молотом по; наковальне бьет шесть раз. И сразу зазвучала веселая плясовая музыка (А. Основиков. Веселый чарльстон), на ее мелодию накладывается песенка Мастеров.
Мы токари и пекари,
Мы кузнецы и лекари,
Мы золотые руки — мастера!
Мы хлеб печем, одежду шьем,
Цветы растим, металл куем
И строим, строим детям города!
И вот опять пробил наш час,
Мы снова рады видеть вас,
Мы золотые руки — мастера!
Друзья, засучим рукава,
Нужны дела, а не слова,
Нам город счастья выстроить пора!
С трибун по рукам, а также сбоку на тачках, велосипедах, самокатах дети везут «строительный» материал для города — яркие кубы и цилиндры, пирамиды и конусы, как детали огромного детского конструктора. И Мастера из этих деталей быстро складывают на поле детский город, в котором все дома — в рост пионера. И рядом с каждым домом втыкают в землю свои орудия труда как символ профессии — крендель и молот, кисть и серп и т. д.
(Это дети — «строители», «подмастерья». Они все в комбинезонах. На протяжении всего представления они будут помогать достраивать город. Это не значит, что они не могут петь или танцевать, вполне можно дать им танец или песенку «строителей». Кубы и цилиндры сделаны из картона и покрашены в яркие цвета, но каждая деталь какого-то одного цвета. На гранях этих строительных деталей пришиты матерчатые петли. Орудия труда Мастеров либо на длинных ручках — молот, кисть, кирка и т. д., либо это фанерные штандарты, на которых нарисованы ножницы, крендель, сапог и т. д. У штандартов длинные древки. Эти ручки и древки заострены снизу. Мастера продевают их в петли и плотно втыкают в землю. Это придает жесткость и прочность всей конструкции из кубиков, а само орудие труда возвышается над домиком как вывеска или как флаг.)
Одновременно на поле выбегают дети — «художники». Они в фартуках, в руках ведерки с краской и кисточки. Они рисуют на зданиях (контур рисунка намечен карандашом заранее) окна и двери, трубы и карнизы, черепицу на крышах и кирпичи в фундаментах. И вот город готов. Осталось его заселить. И Мастера обращаются к детям:
Стоят дома, в них можно жить,
Хлеб с маслом есть, чай-кофе пить,
В них можно и учиться, и трудиться.
Но не построены пока
Все те места, где детвора
Так любит отдыхать и веселиться.
Сегодня дети всей земли
На эту стройку к нам пришли
Героями своих любимых книжек,
Нам их фантазия нужна,
Нам очень помощь их важна,
Пусть сами строят, что их сердцу ближе.
Эй, пионеры-фантазеры, строители-мечтатели! Выходите на поле, потрудитесь-ка вволю и постройте все то, что вам хочется! Ну, кто самые первые, кто самые смелые, кто самые ловкие, сильные и умелые?
— Десятый отряд! «Рыцари без страха и упрека»! Мирные рыцари детской мечты!
Звучит марш, начинается первый эпизод.
Здесь и далее соответствующий отряд заранее готовится к выходу на стадион. В каждом отряде — три группы: строители, художники, артисты. Строители с помощью Мастеров возводят очередное здание, художники рисуют на задней белой стене, артисты выступают. Каждый отряд имеет свою тему, которой подчинено и строительство, и рисование, и выступление. Оставшаяся на трибуне часть отряда, если таковая окажется, помогает «своим», подает им реквизит и детали для стройки, «болеет» и т. д. Пока один отряд работает на поле — на весь эпизод дается не более десяти минут! — другой готовится. В паузах, пока один отряд уходит с поля, а другой готовится на выход, идут концертные номера, подготовленные коллективами художественной самодеятельности. Эти коллективы находятся за часами и белой стеной, где они переодеваются. Это их кулисы. Здесь могут быть песни и танцы, сценки и пантомимы. Надо только учесть темы предыдущего эпизода. Так, например, русский танец в исполнении хореографического коллектива лучше пускать после эпизода «Русские игрушки», а песню «У дороги чибис» в исполнении хора — после эпизода «Друзья лесов, животных, птиц».