Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Национальный медицинский университет

Им. акад. А.А.Богомольца

“Утверждено” на методическом заседании ___________________________________ (название каферы)
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор__________________________ (Ф.И.О., подпись) “_______”____________________200 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина Факультетская педиатрия
Модуль №  
Тематический модуль №  
Тема занятия Пневмонии у детей. Определение, классификация, этиология, патогенез, диагностические критерии, клинические особенности различных форм, лечение и профилактика пневмоній у детей. Диагностика и неотложная помощь при дыхательной недостаточности у детей.
Курс
Факультет

Киев 2007

Актуальность темы

Заболевания респираторной системы – наиболее частая патология у детей. Дети в возрасте до 3х лет болеют ежегодно от 2 до 12 раз острыми респираторными инфекциями, в 3 – 7 лет дети болеют ОРВИ в среднем 6 раз в год, а в 7 – 17 лет – 3 раза в год. В среднем от рождения до окончания школы ребенок болеет ОРИ около 60 раз.

Таким образом, болезни органов дыхания у детей возникают чаще и протекают более тяжело, чем у взрослых, с более быстрым развитием дыхательной недостаточности, что связано как с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, так и с особенностями реактивности детского организма.

Конкретные цели.

· Уметь собирать анамнез у больного с заболеваниями дыхательной системы;

· Проводить объективное обследование с учетом возрастных особенностей;

· Интерпретировать полученные данные исследования;

· Анализировать основные синдромы поражения дыхательной системы;

· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при заболеваниях дыхательной системы.

В настоящее время принята следующая рабочая классификация пневмоний у детей.

Морфологическая форма Условия инфицирования Течение Осложнения
Легочные Внелегочные
Очаговая Сегментарная Очагово-сливная Крупозная (долевая) Интерстициальная Внебольничная1 Внутрибольничная2 (нозокомиальная, внутригоспитальная) При перинатальном инфицировании3 У больных с иммунодефицитом4 Острая Затяжная5 Плеврит Абсцесс легкого Пневмоторакс, пиопневмоторакс Легочная деструкция Инфекционно-токсический шок   ДВС-синдром Респираторный дистресс-синдром взрослого типа Сердечно-сосудистая недостаточность

1 – Пневмококк (Str.pneumoniae), гемофильная палочка (H.influenzae), Chlamydia pneumoniae, стафилококки, стрептококки, легионелла, вирусы.

2 – грамотрицательные микроорганизмы (E.coli, клебсиелла, протей, псевдомонада), H.influenzae,

3 – грамотрицательные микроорганизмы, Chlamydia trachomatis, цитометаловирус, уреаплазма, стрептококк В, вирусы.

4 – грамотрицательные микроорганизмы, пневомциста, грибы, цитометаловирус.

5 - затяжное течение пневмонии диагностируют при отсутствии разрешения пневмонического процесса в сроки от 6 недель до 8 месяцев.

Внебольничные пневмонии возникают у ребенка в обычных условиях, внутрибольничные — через 72 ч пребывания в стационаре или в течение 72 ч после выписки, если ребенок поступал в стационар или пребывал в нем без признаков поражения респираторной системы.

Патогенез.

При пневмонии основной путь проникновения инфекции – бронхогенный с нахождением микроорганизма в слое слизи, которая предохраняет его от воздействия местных защитных микроорганизмов. ОРВИ, способствуя усиленному образованию слизи, облегчает проникновение патогенных агентов в нижние дыхательные пути. Микробы прикрепляются к эпителиальным клеткам, проникают в их цитоплазму, развивается колонизация эпителия. Начальные воспалительные изменения в легких при пневмонии обнаруживаются в респираторных бронхиолах (именно здесь, вследствие ампулообразного расширения бронхиол, отсутствия реснитчатого эпителия, менее развитой мышечной ткани, происходит задержка попавших в легкие микробов). Затем инфекционный агент распространяется на легочную паренхиму и возникает собственно пневмония. При кашле, чихании инфицированный выпот распространяется в другие респираторные бронхиолы, возникают новые очаги воспаления.

Клиника.

Основные синдромы:

Интоксикационный. Проявляется заметным изменением поведения – отказ от еды, ухудшение настроения, капризность, нарушения сна. Чем младше ребенок, тем более выражены общие синдромы.

Гипертермический. Выраженность гипертермического синдрома может быть различной: от вечерних подъемов температуры до субфебрильных цифр до высокой лихорадки (39-400С). Чаще всего пневмонию следует подозревать при сохранении температуры на протяжении 3-х и более суток при наличии катарального и респираторного синдромов.

Респираторный. Кашель может быть сухим, влажным, приступообразным, болезненным. При усилении кашля на фоне глубокого дыхания или после физической нагрузки при наличии интоксикационного синдрома следует подозревать пневмонию.

Кашель является проявлением многих заболеваний респираторной, сердечно-сосудистой системы, а также ЛОР-органов. Следует внимательно относиться к характеристикам кашля.

Степени ДН у детей

  ДН 1 ДН 2 ДН 3
Одышка Одышка только при физической нагрузке Одышка в покое Одышка выраженная, 150% от нормальной частоты дыхания, десинхронизация дыхания
Цианоз Периоральный только при физической нагрузке, исчезает при дыхании 40-50% кислородом Постоянный периоральный цианоз, который не исчезает при дыхании 40-50% кислородом Генерализованный, в т.ч. цианоз слизистых, который не исчезает при дыхании 100% кислородом
Участие вспомогатель-ной мускулатуры Только при физической нагрузке Постоянное Уменьшение или отсутствие дыхательных шумов на вдохе
Соотношение пульс/частота дыхания 3,5-2,5 : 1 Тахикардия 2-1,5 : 1 Тахикардия Варьирует
Поведение Не нарушено или беспокойное Вялость, снижение мышечного тонуса, кратковременные периоды возбуждения Вялость, сознание и реакция на боль подавлены, значительное снижение тонуса, судороги

Клинические проявления пневмоний зависят от:

1) возраста ребенка - чем младше ребенок, тем более выражены общие синдромы.

2) формы пневмонии – от степени поражения легочной паренхимы.

3) возбудителя – например пневмококк вызывает крупозную пневмонию, грамотрицательные возбудители вызывают тяжелую пневмонию с выраженной интоксикацией, «атипичные» возбудители – пневмонию с бронхообструктивным синдромом.

Лечение.

В лечении пневмонии используется т.н. «стартовая эмпирическая терапия», когда учитывается вероятность наличия того или иного возбудителя при данной форме пневмонии в данной возрастной группе.

Путь введения антибиотиков. При неосложненных пневмониях, особенно в амбулаторных условиях: предпочтительно введение внутрь. При парентеральном введении препаратов по достижении эффекта следует перейти на пероральное введение антибиотика (ступенчатая терапия).

Длительность терапии. При адекватном выборе антибиотика и быстром наступлении эффекта бывает достаточно 7-10 дней. При ВП, вызванных атипичными возбудителями макролиды применяют в течение 14 дней.

При неосложненных типичных пневмониях используют оральные препараты — амоксициллин, амоксициллин/клавуланат (аугментин), цефуроксим-аксетил (зиннат), действующие как на пневмококки, так и на гемофильную палочку. Феноксиметилпенициллин-бензатин (сироп оспен) и цефалоспорины I поколения подавляют только кокковую флору, поэтому их лучше применять у более старших детей.

При атипичных пневмониях препаратами выбора служат макролиды и азитромицин. Поскольку они действуют и на кокковую флору, эти средства можно использовать у лиц с аллергией на b-лактамы, однако их широкое применение нежелательно из-за стимуляции ими лекарственной устойчивости флоры.

При осложненной пневмонии лечение начинают с парентеральных препаратов, заменяя их на оральные при наступлении эффекта (ступенчатый метод).

Опыт показывает, что более 85% всех внебольничных пневмоний у детей можно излечить без единой инъекции антибиотика; в среднем за время лечения ребенок, больной пневмонией, получает менее 4 инъекций.

Дозы антибактериальных препаратов, используемые для лечения пневмонии, обычно подбираются в соответствии с рекомендациями производителей.

Оценка эффективности лечения проводится через 24, 36 и 48 ч лечения. Полный эффект регистрируется при падении температуры ниже 38,0°С (без жаропонижающих) и улучшении общего состояния, появлении аппетита; рентгенологическая картина при этом может улучшиться или остаться прежней. Это указывает на чувствительность возбудителя к препарату, следовательно, лечение этим лекарственным средством следует продолжать. Частичный эффект регистрируется при улучшении общего состояния и аппетита, а также отсутствии отрицательной динамики в очаге, но при сохранении фебрильной температуры; такая картина наблюдается при наличии гнойного очага (деструкция) или иммунопатологического процесса (метапневмонический плеврит). При этом антибиотик не меняют, полный эффект наступает позже — при опорожнении гнойника или назначении противовоспалительных средств. Если у больного сохраняется фебрильная температура, нарастает инфильтрация в легких и/или общие расстройства, принято считать, что эффект отсутствует; в этих случаях требуется немедленная смена антибиотика.

Длительность лечения нетяжелых пневмоний 5 - 7 дней, осложненных форм — 10 -14 дней (2-3 дня после падения температуры).

Использование фторхинолонов детям противопоказано. По жизненным показаниям при отсутствии более безопасной альтернативы может назначаться ципрофлоксацин. Детям до 8 лет противопоказан доксициклин; ко-тримоксазол нежелательно применять в первые 2 мес жизни.

Типичные ошибки при проведении антибактериальной терапии

Типичные ошибки Комментарии
Выбор препарата
Гентамицин Аминогликозиды неактивны в отношении пневмококка
Ампициллин внутрь Низкая биодоступность при приеме внутрь
Ко-тримоксазол Высокая резистентных S.pneumoniae и H.influenzae, частые кожные аллергические реакции, наличие более безопасных препаратов
Фторхинолоны Детям противопоказаны
Сочетание антибиотиков с нистатином и/или антигистаминными препаратами Отсутствие доказательств профилактической эффективности, необоснованные затраты
Длительность терапии
Частая смена антибиотиков в лечении, из-за "опасности" развития резистентности Показания для замены антибиотиков: клиническая неэффективность, о которой можно судить через 48-72 ч терапии; развитие тяжелых нежелательных явлений, требующих отмены антибиотика; высокая потенциальная токсичность антибиотика (аминогликозиды), ограничивающая длительность его применения.
Антибиотикотерапия до полного исчезновения рентгенологических и/или лабораторных изменений Основным критерием отмены антибиотиков является регресс клинических симптомов. Сохранение отдельных лабораторных и/или рентгенологических изменений не является основанием к продолжению антибиотикотерапии

Отхаркивающая терапиязанимает важное место в лечении пневмоний.

Сегодня на фармацевтическом рынке представлено множество различных препаратов, которые применяются при кашле. Чаще всего это комбинации нескольких действующих веществ, которые принадлежат к различным фармакологическим группам. Ниже представлена классификация препаратов, которые применяются при кашле. Затем будут перечислены некоторые препараты, содержащие различные комбинации фармакологических веществ.

Задача 1.

В стационар доставлен ребенок 3 лет с жалобами на температуру 39,5, боль в животе около пупка, рвоту, разжиженный стул, боль в правом боку. Заболел остро, за несколько часов до обращения в стационар.

Объективно: состояние тяжелое за счет интоксикации, гипертермии, болевого и диспепсического синдромов. Во время осмотра отмечается болезненное покашливание. На лице наблюдается яркий румянец, больше выраженный справа, в остальном кожа чистая, бледная. Слизистая зева бледно-розового цвета. При внимательном осмотре врач отметил наличие умеренной одышки смешанного характера.

При объективном обследовании грудная клетка цилиндрической формы, правая надключичная ямка глубже, чем левая, правая сторона несколько отстает при дыхании, живот умеренно вздут, участвует в акте дыхания. Над легкими перкуторно справа притупление от угла лопатки вниз; слева – тимпанит, аускультативно справа жесткое дыхание, на месте притупления дыхание резко ослаблено, хрипы не выслушиваются. Живот мягкий, доступен пальпации симптомы раздражения брюшины отрицательные.

В анализе крови – Нв 105 г/л, лейкоциты – 22х109/л, п – 35, с – 40, л – 20, м – 5, СОЭ – 18 мм/ч. На рентгенограмме органов грудной клетки – гомогенная тень в области нижней доли правого легкого, синусы свободны, конфигурация сердца не изменена.

Установить диагноз, назначить лечение.

Ответ: правосороннянижнедолевая(крупозная) пневмония. Такая клиническая картина типична для детей младшего возраста при локализации воспалительного процесса в нижней доле.

Лечение – аугментин в/в в дозе 25/5 мг/кг 3 раза в сутки. Дезинтоксикационная терапия – в/в инфузионная терапия 25-40 мл/кг/сут (глюкоза 5%+физиологический р-р), амброксол по 1 чайн. ложке 3 раза в день, карбоцистеин по 1 чайн. ложке 3 раза в день.

Задача 2.

В стационар доставлен ребенок 2 лет с жалобами на частый сухой кашель, затруднение дыхания. Болен 2 недели. Заболевание началось с признаков ОРВИ (температура 37,5, насморк, боль в горле в течение 3-х дней). Затем ребенок периодически подкашливал. Получал микстуру от кашля, теплое питье, детский сад не посещал.

Объективно: состояние тяжелое за счет бронхообструктивного, интоксикационного синдромов. Наблюдается экспираторная одышка (ЧД 35 в мин.), перкуторно – коробочный оттенок перкуторного звука с 2-х сторон, аускультативно – сухие свистящие, мелкопузырчатые влажные хрипы с 2-х сторон, выдох удлинен. После ингаляции вентолина (β-2 адреномиметик) количество хрипов уменьшилось, но сохранились мелкопузырчатые влажные хрипы справа под лопаткой.

В анализе крови – Нв 99 г/л, лейкоциты – 11х109/л, п – 10, с – 60, л – 22, м – 8, СОЭ – 22 мм/ч. На рентгенограмме органов грудной клетки – воспалительные инфильтраты справа в проекции нижней доли. Синусы свободны, конфигурация сердца не изменена.

Установить диагноз, назначить лечение.

Ответ: очаговая пневмония с обструктивным синдромом, ДН-1. Возникновению обструктивного синдрома способствуют узость просвета дыхательных путей, склонность слизистых оболочек к отеку и гиперсекреции, недостаточная дренажная и защитная функции бронхов, мягкость хрящей гортани, трахеи и бронхов.

Лечение – аугментин в/в в дозе 25/5 мг/кг 3 раза в сутки, ингаляции вентолина (через небулайзер) по 100 мкг 2-3 раза в день, эреспал по 15 мл 3 раза в день, амброксол сироп по 5 мл 3 раза в день, баночный массаж грудной клетки.

Тесты для самоконтроля

1. Возможна такая форма пневмонии:

А. Распространенная; Б. Локализованная;

В. Долевая; Г. Контактная;

Д. Все перечисленное.

2. Сколько долей имеют легкие у детей?

А. Правое 3 доли, левое 2 доли; Б. Правое и левое по 3 доли;

В. Правое 2 доли, левое 3 доли; Г. Правое и левое по 2 доли.

3. Легкость проникновения и распространения респираторной инфекции является результатом:

А. Более низкой барьерной функции слизистых; Б. Бóльшим развитием соединительной ткани;

В. Меньшей способности к синтезу иммуноглобулинов; Г. Меньшей способности к синтезу IgA;

Д. Всего перечисленного.

4. Невозможность углубить дыхание при пневмонии у детей младшего возраста обусловлена:

А. Сокращением гладкой мускулатуры бронхов;

Б. Отеком слизистой оболочки и гиперсекрецией слизи;

В. Меньшей утилизацией кислорода; Г. Малым дыхательным объемом;

Д. «Экспираторным» строением грудной клетки.

5. «Домашние» пневмонии вызываются:

А. «Атипичными» патогенами; Б. H.influenzae; В. Str. Pneumoniae;

Г. Моракселлой (M.catarrhalis); Д. Все перечисленные.

6. Этиология крупозной пневмонии:

А. «Атипичные» патогены; Б. H.influenzae; В. Str. Pneumoniae; Г. Моракселла катаралис (M.catarrhalis); Д. E.coli.

7. Сегментарной пневмонии соответствует такая физикальная картина над легкими:

А. Укорочение перкуторного тона в межлопаточной области, звучные крупнопузырчатые хрипы над всей поверхностью легких, уменьшаются после кашля;

Б. Укорочение перкуторного тона над пораженным сегментом, вначале болезни – ослабленное дыхание на месте укорочения перкуторного тона, затем - крепитация, мелкопузырчатые хрипы локально, не меняются после кашля;

В. Укорочение перкуторного тона над пораженной долей легкого; коробочный оттенок звука над здоровым легким;

Г. Тимпанит над пораженной стороной, сухие свистящие хрипы локально над пораженной стороной;

Д. Тимпанит над всей поверхностью легких, разнокалиберные влажные, сухие свистящие хрипы с 2-х сторон над всей поверхностью легких.

8. Дыхательная недостаточность 1 степени характеризуется:

А. Одышка и цианоз при физической нагрузке, отношение пульса к частоте дыхания =3,5-2,5:1

Б. Одышка в покое, постоянный периоральный цианоз, отношение пульса к частоте

дыхания =2-1,5:1;

В. Постоянная одышка, десинхронизация дыхания, генерализованный цианоз.

9. Бронхообструктивный синдром чаще всего сопровождает пневмонии, вызванные:

А. «Атипичными» патогенами; Б. H.influenzae; В. Str. Pneumoniae; Г. Моракселлой (M.catarrhalis); Д. E.coli.

10. Для крупозной пневмонии характерны следующие утверждения:

А. Медленное начало, связь с пребыванием в помещении, оснащенном кондиционером; Б. Высокая летальность, частые легочные осложнения;

В. Высокая лихорадка, кашель, боль в боку;

Г. Хороший эффект от терапии глюкокортикостероидами;

Д. Все перечисленное верно.

11. Наиболее частый побочный эффект от таких муколитиков как ацетилцистеин и карбоцистеин:

А. Повышение артериального давления;

Б. Беспокойство пациента;

В. Тремор рук;

Г. Могут усиливать бронхоспазм;

Д. Удлинение интервала PQ на ЭКГ.

12. К противокашлевым препаратам относятся:

А. Карбоцистеин; Б. Гвайфенезин; В. Сальбутамол;

Г. Глауцин, кодеин; Д. Амброксол.

Правильные ответы:

В А Д Д Д В Б А А В Г Г

Литература.

Основная:

1. Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія

2. Капитан Т. Пропедевтика дитячих хвороб з доглядом за дітьми. – Вінниця. 2006.

Дополнительная:

1. Пропедевтика детских болезней. – под ред. акад. А.А.Баранова. – Москва. 1998.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Национальный медицинский университет

Им. акад. А.А.Богомольца

“Утверждено” на методическом заседании ___________________________________ (название каферы)
Заведующий кафедрой д.м.н., профессор__________________________ (Ф.И.О., подпись) “_______”____________________200 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина Факультетская педиатрия
Модуль №  
Тематический модуль №  
Тема занятия Пневмонии у детей. Определение, классификация, этиология, патогенез, диагностические критерии, клинические особенности различных форм, лечение и профилактика пневмоній у детей. Диагностика и неотложная помощь при дыхательной недостаточности у детей.
Курс
Факультет

Киев 2007

Актуальность темы

Заболевания респираторной системы – наиболее частая патология у детей. Дети в возрасте до 3х лет болеют ежегодно от 2 до 12 раз острыми респираторными инфекциями, в 3 – 7 лет дети болеют ОРВИ в среднем 6 раз в год, а в 7 – 17 лет – 3 раза в год. В среднем от рождения до окончания школы ребенок болеет ОРИ около 60 раз.

Таким образом, болезни органов дыхания у детей возникают чаще и протекают более тяжело, чем у взрослых, с более быстрым развитием дыхательной недостаточности, что связано как с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, так и с особенностями реактивности детского организма.

Конкретные цели.

· Уметь собирать анамнез у больного с заболеваниями дыхательной системы;

· Проводить объективное обследование с учетом возрастных особенностей;

· Интерпретировать полученные данные исследования;

· Анализировать основные синдромы поражения дыхательной системы;

· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при заболеваниях дыхательной системы.

Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.

Названия предыдущих дисциплин Необходимые навыки
1. Анатомия Знать анатомию дыхательной системы. Строение околоносовых пазух,верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов, легких.
2. Нормальная физиология Знать физиологические особенности дыхательной системы. Динамическое сопротивление. Гипоксия, гиперкапния.
3. Гистология Знать гистологическое строение тканей дыхательной системы. Строение глоточного лимфоидного кольца. Строение верхних дыхательных путей, бронхов, легочной паренхимы. Гистологическое строение слизитой оболочки верхних дыхательных путей, бронхов, мерцательного эпителия. Система сурфактанта.
4. Топографическая анатомия Топографию околоносовых пазух, бронхов, долей легких.

4. Задания для самостоятельной работы.

4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые студент должен усвоить.

Термин Определение
Бронхообструктивный синдром Синдром, который сопровождает многие заболевания респираторной системы, и проявляется сухим кашлем, эксипраторной одышкой, сухими свистящими хрипами, которые часто слышны на расстоянии. В патогенезе синдрома лежат: спазм, отек слизистой бронхов и гиперсекреция слизи.
Дыхательный объем (ДО) Объем воздуха, который поступает в легкие за один вдох при спокойном дыхании. Часть ДО, которая участвует в газообмене называется альвеолярным объемом, составляет 2/3 ДО. Остальные 1/3 составляет мертвое пространство (анатомическое и альвеолярное).
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) Максимальный объем, который можно выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Показатель определяется с помощью специального аппарата – спирографа. Его величина зависит от возраста, веса, пола, положения тела.
Система сурфактанта Комплекс поверхностно-активных веществ, которые выстилают альвеолы изнутри и препятствуют их спадению.
Мерцательный эпителий Эпителий с мерцательным поверхностным слоем, реснички которого движутся в восходящем направлении. Способствует самоочищению бронхов.
Мукоцилиарный аппарат Комплекс анатомо-физиологических образований, который осуществляет процесс самоочищения бронхов в норме и при патологии. Производится совместной деятельностью слизистых желез бронхов, мерцательного эпителия и мускулатуры бронхов.
Аллергологический анамнез Сведения об аллергических реакциях на прививки, медикаменты, продукты питания в семье больного, а также об аллергических заболеваниях у пациента и его кровных родственниках.
Семейный анамнез Сведения о заболеваниях в семье больного и у его кровных родственников. Имеют значения не только заболевания респираторной системы, а и других органов и систем (например, внелегочной туберлулез, кишечная форма муковисцидоза и др.), которые были или есть у родственников пациента.

4.2. Вопросы к занятию.

1. Назовите анатомо-физиологические особенности бронхов у детей.

2. Назовите анатомо-физиологические особенности легких у детей.

3. Назовите анатомо-физиологические особенности грудной клетки у детей.

4. Назовите анатомо-физиологические особенности нереспираторных систем организма, которые влияют на течение респираторной патологии у детей.

4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

1. Сбор анамнеза у детей с заболеваниями дыхательной системы.

2. Беседа с родственниками больного ребенка.

3. Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.

4. Сбор аллергологического анамнеза у родственников больного ребенка.

5. Общий осмотр ребенка с учетом его возрастных особенностей.

6. Знакомство с детскими рентгенограммами, учитывая анатомические особенности строения грудной клетки.

7. Знакомство с детскими спирограммами, учитывая возрастные особенности спирографических показателей.

Содержание темы:

Пневмония – острый инфекционный процесс, который развивается в респираторном отделе дыхательной системы с воспалительной инфильтрацией легочной ткани, которая проявляется интоксикационным, респираторным синдромами, дыхательной недостаточностью, а также локальными физикальными симптомами, инфильтративными изменениями на рентгенограмме.

Наличие очагов инфильтрации на рентгенограмме («золотой стандарт», по мнению ВОЗ) свидетельствует о бактериальной этиологии процесса и позволяет исключить из круга заболеваний, определяемых как пневмония, большинство поражений нижних дыхательных путей (бронхиты, в том числе обструктивные), вызываемых респираторными вирусами и не нуждающихся в антибактериальном лечении.

Заболеваемость детей пневмонией составляет 10-15 на 1000 детей в возрасте до 1 года; 15-20 на 1000 детей в возрасте 1-3 лет; 5-6 случаев на 1000 детей старше 5 лет.

Наши рекомендации