Соотношение распада и развития психики.
Распад психики не есть негатив её развития, но всегда некое новое качество её развития (Выготский). Этот тезис был высказан в дискуссии с Леви-Брюлем, который думал, что распад – это переход на более ранний онтогенетический период.
Экспертиза – вопрос: какому паспортному возрасту соответствует психика больного? Ответ: никакому, она иная!
Но соблазн сравнить психику психически больного и ребенка велик. Внешнее сходство есть: нецеленаправленность, неопосредованность поведения, отвлекаемость, схожие ошибки и т.д. Но более пристальный анализ, не внешнего, а внутреннего показывает существенные различия:
4) Генезис природы ошибок и т.п. Пр.: отвлекаемость. Ребенок отвлекается, но его деятельность можно организовать: например, если процесс решения какой-либо задачи будет включен в игровую деятельность, качество решения резко возрастет, по сравнению, с тем, если ребенок решает эту задачу сидя за столом. Отвлекаемость наблюдается так же при лобном синдроме, но компенсировать «лобное полевое поведение» вышеуказанным способом невозможно (только фармакотерапия).
5) Различна структура психической деятельности. У больных с психической патологией даже на фоне интеллектуального дефекта можно обнаружить сохранные звенья. У ребенка этого еще нет. Пр.: упроченные профессиональные навыки остаются полноценными при глубоком, грубом дефекте (бухгалтер способен считать; художник не может решить простую задачу, но набросать портрет психолога – пожалуйста!).
6) Где-то есть избыточность. Пр.: Опосредование (методика пиктограммы). Опосредованность становится избыточной в ситуации, которая важна для испытуемого – установка на достижение. Эпилептики (инертны и обстоятельны): рисунок на всю страницу, а запоминание слабое.
Не надо забывать о том, что в случае психической патологии возникает движение 2-х процессов:
§
|
§ Процесс распада
Развитие продолжается, но в суженных болезнью рамках… Дефект никогда не существует сам по себе, изолировано, он отражает в глазах других людей «социальный вывих». Дефект может осознаваться, а может и нет. Такая новая социальная позиция может стимулировать процессы роста. Т.о., возможна помощь больному.
Проблемы патопсихологии: 1) изучение той новой структуры психической деятельности, которая возникает у больных с различными формами патологии; 2) изучение соотношений этих двух линий в структуре дефекта; изучение компенсаторного потенциала, который сохранен и содержится в психике больного. Требования к методу: 1) не только создавать условия, провоцирующие нарушения, которые далее оцениваются количественно, но и проводит качественный анализ; 2) метод должен создавать условия для выявления как распада, так и развития. Изучение обучаемости больного – ЗБР.
Нарушение критичности мышления.
Утеря целенаправленности мышления ® поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.
С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли».
В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям.
У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.
Методика классификация
Выделяется особая группа ошибок – бездумная манипуляция предметами. Не дослушав инструкцию, больные начинают раскладывать карточки по произвольным группам.
60% прогрессирующий паралич
20% травма
11% сосудистые заболевания
При указании экспериментатора, что группы должны быть по смыслу, а карточки – подходить друг к другу ® делает правильно.
Не замечают ошибок. Если их указать, не исправляют.
Пример: больной считал возраст своей дочери. Она оказалась на два года моложе его. На это он сказал: «Все может быть».
Больные легко соглашаются с абсурдными суждениями; легко и бездумно подчиняются предложениям другого человека.
Жалоб не высказывают, недостатков не замечают, не тяготятся пребыванием в больнице. Не строят планов.
Деятельность больных характеризуется отсутствием самоконтроля, безразличным отношением к тому, что они делали.
Такое отношение к окружающему, к своему Я являлось причиной их измененного поведения, изменяло самый характер больных.
Проявления их глубокого личностного уплощения – безответственность, беззаботность, небрежность. (отмечено в трудовой деятельности)
Их мышление не направлено на объект деятельности, нет заинтересованности в решении задач, в оценке.
Лурия: действия лобных больных не подчинены внутреннему мотиву, происходит отщепление действия от его мотива.
Целенаправленность мышления требует осознания самого себя. Только при наличии такого осознания становится возможной критическая оценка своих действи й и мыслей.
Критическое поведение является наиболее высокой и совершенной формой поведения. Оно предполагает понимание окружающего в его истинных связях и отношениях, целенаправленность действия, возможность самоконтроля и рационального руководства своим поведением при достижении этих целей.
Некритичное поведение может появляться у больных с нарушением сознания, из-за аффективного изменения, у расторможенных больных.
У исследовавшихся больных был другой генез некритичности. Их бесконтрольное поведение обуславливалось отсутствием отношения к работе, к своим возможностям, к оценке результатов своих действий, т.е. было проявлением глубокого нарушения личности.