Формирование патологических потребностей и мотивов.
Феномен превращения социальной потребности в патологическое влечение можно проиллюстрировать и при анализе группы больных нервной анорексией, у которых резко выражено нарушение физического "образа я".
Различные стрессовые ситуации (тяжелая болезнь, смена образа жизни) могут изменить самосознание человека. Изменение самосознания является результатом нарушения рефлексии, которая может привести к изменению мотивов. Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер изменения физического "образа я". (Различные стрессовые ситуации => Изменение самосознания => Искаженное отражение сознания собственной личности => изменения физического "образа я").
Стрессовая ситуация: некоторая полнота, дразнилки детей, родители навязывают идеал красоты. => стремление к коррекции в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте, в процессе общения происходит главным образом формирование самосознания, самооценки.
Изменение самосознания: Сначала способы коррекции внешности носили адекватный характер. В дальнейшем более изнурительная диета. Едят один раз в день, если же не могут устоять против чувства голода, вызывают искусственную рвоту, принимают большие дозы слабительного, занимаются по многу часов гимнастикой. Появляется интерес к приготовлению пищи (происходит символическое замещение, т.е. "квазиудовлетворение" органической потребности, изменение природы самой потребности).
Искаженное отражение сознания собственной личности, и изменение физического образа Я. Больная полагает, что всё еще толстая, 35кг, это слишком много, если съест что-то, то сразу будет толстой и т.п. Считает, что данный вес делает ее красивой.
Мотив к похуданию не носил первоначально патологического характера. Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природной потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами преобразуются в мотив (сдвиг мотива на цель действия). Более того, этот мотив становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба отходит на задний план, уступая свое место деятельности по похуданию.
Нарушение смыслообразования.
Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций — смыслообразующей и побудительной — приводят к нарушениям деятельности.
1)Смыслообразующая функция мотива ослабляется, мотив превращается в только знаемый (больной знает, что к близким надо хорошо относиться, но при этом он оскорбляет и избивает свою мать).
2)Сужение круга смысловых образований. Мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придавал смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (например, учеба, работа и т.п.), постепенно теряет его. В результате теряется и побудительная сила мотива.
Исследования механизмов измененного смыслообразования больных шизофренией. Испытуемый должен выполнить по собственному выбору три задания из девяти предложенных экспериментатором, затратив на это не более 7 мин. Предлагалось нарисовать сто крестиков, выполнить двенадцать строчек корректурной пробы, восемь строчек счета (по Крепелину), сложить один из орнаментов методики Кооса, построить "колодец" из спичек, сделать "цепочку" из канцелярских скрепок, решить три различные головоломки. Таким образом, испытуемый оказался перед необходимостью самостоятельно выбирать именно те действия, которые наиболее целесообразны для достижения основной цели. Для этого в сознании испытуемого должна сложиться смысловая иерархия действий, способствующих достижению цели.
Больные шизофренией (вялотекущая, прогредиентная форма) не выбирали "выигрышных" заданий, часто брались за явно невыполнимые в 7 мин. Иногда больные проявляли интерес не к исследованию в целом, а к отдельным заданиям, которые они выполняли очень тщательно, не считаясь, что время истекло.
Все больные знали, что им надо уложиться в 7 мин, но это знание не служило регулятором их поведения. Они часто даже спонтанно высказывались: "Я должен в 7 мин уложиться", но не меняли способов своей работы. Таким образом, нарушение деятельности данной группы больных определялось изменением мотивационной сферы. Мотив больных оставался просто "знаемым", он потерял как свою смыслообразующую, так и побудительную функцию.
Одной из важнейших мер психокоррекции является включение больных в трудовую деятельность. Именно общение в трудовой деятельности позволяет восстановить нарушенную коммуникативную функцию больного, расширяет круг его интересов, способствует дальнейшему расширению целеполагания.
Нарушение саморегуляции и опосредования.
Данные патопсихологических исследований больных с органическими заболеваниями мозга (эпилепсия, травмы мозга, нейроинфекции) показали, что невозможность оперировать знаком являлась у них выражением более широкой патологии поведения — нарушения опосредования, нарушения регуляции своих действий. Неумение увязать подлежащее запоминанию слово с каким-нибудь знаком особенно отчетливо выступало при исследовании памяти у тех больных, в психическом состоянии которых отмечалась аспонтанность, инактивность или расторможенность. При инструкции вспомнить по картинке слово задача воспроизведения не выступала для этих больных как таковая — больные начинали говорить по поводу картинки.
Недостаточность регуляции, замещение целевого действия случайным или стереотипным становились факторами, которые мешали опосредованию. Иными словами, нарушение опосредования было у этих больных проявлением более глубокого нарушения — измененного отношения к окружающему и к себе, проявлением распада их мотивационной сферы.
Не менее четко выявляется роль регулирующей функции опосредования при исследовании мышления. Так, некоторые больные с органическим поражением мозга, у которых нет грубых изменений процессов анализа, синтеза и обобщения, не могут выполнить простое задание на заполнение пропусков в тексте (вариант методики Эббингауза): они вставляют слова, неадекватные смыслу предложения или текста.
Другие больные (вялотекущая форма шизофрении) не могут выполнить заданий, требующих обобщения (например, при выполнении классификации предметов методом исключения), несмотря на то что у них нет грубых нарушений процессов анализа и синтеза.
Иными словами, опосредованность является результатом диалектической борьбы противоположностей в структуре мотивов и ценностей человека.
В ситуациях, фрустрирующих поведение человека, затрудняющих достижение поставленных целей или угрожающих его личностным установкам, человек нередко сознательно прибегает к "мерам защиты". К сознательным компенсаторным действиям прибегают, например, больные с тяжелыми соматическими заболеваниями, когда они узнают о грозящей им беде. Они нередко сознательно отодвигают осознание болезни и усиленно предаются привычной деятельности.
Необходимость учитывать процесс саморегуляции особенно отчетливо выступает при исследовании больных, находящихся в реактивном состоянии после психических травм. При сопоставлении результатов экспериментально психологического исследования и данных истории жизни этих больных выявились особенности нарушения процесса регуляции. При реактивном состоянии отмечается фиксированность на травмирующих переживаниях, преобладает чисто эмоциональная оценка предлагаемых заданий. Ситуация воспринималась как "оскорбительная", "несправедливая" и т.п. Регуляция поведения осуществлялась за счет механизмов психологической защиты, которые действовали на неосознаваемом уровне и, в конечном счете, затрудняли целостную адекватную оценку ситуации, приводили к искаженной интерпретации случившегося.
В одном исследовании выделились две группы больных: преодолевших психотравмирующую ситуацию, и больных, не способных ее преодолеть. У больных первой группы отмечалось возобновление прерванной жизнедеятельности — улучшилось состояние, восстановилось общение, работоспособность, исчезло чувство страха перед будущим. Восстановилась возможность планирования, изменилось отношение к случившемуся, травмирующие переживания потеряли свою актуальность. Исследование показало, что у больных формируется установка на активное преодоление данной ситуации, выход из нее явился результатом активного поиска.
У больных второй группы продолжали сохраняться нарушения сознательной регуляции — они были фиксированы на травмирующих переживаниях, отсутствовали планы на будущее, состояние больных ухудшалось при потере надежды на благоприятное разрешение ситуации, сохранялась искаженная интерпретация случившегося. Больные были пассивны в разрешении критической ситуации, преобладающей реакцией на нее оставался уход в собственные переживания, ситуация продолжала восприниматься как неразрешимая.
Следует отметить, что саморегуляция при овладении психотравмирующей ситуацией осуществляется в процессе осознанного смыслообразования, включающего в себя ряд этапов. На первом этапе происходит оценка и осознание больным ситуации в целом, направленное на выявление причин случившегося, осознание смысла происходящего. На втором этапе — переосмысление ситуации, перестройка системы смысловых отношений. На третьем — изменение смысловой направленности деятельности, возобновление прерванной жизнедеятельности. В тех случаях, когда не происходит формирование процесса осознанного смыслообразования, функция саморегуляции не выступает.
Нарушение саморегуляции проявилось и при исследовании соотношения дальних целей и осуществляемой деятельности.
Осуществляя свою деятельность в настоящее время, человек руководствуется и дальними целями. Показано, что у большинства же больных эпилепсией и шизофренией дальние цели не участвуют в регуляции их поведения. Первоначально у больных шизофренией теряется смыслообразующая функция дальних целей, у больных эпилепсией дальние цели, так же как и их деятельность, становятся инертными. Этот процесс постепенно приводит к полному отсутствию дальних целей в саморегуляции их поведения.