Патопсихологические синдромы

Под син­дромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов, признаков психических рас­стройств, внутренне взаимообусловленных, взаимо­связанных. Каждый из патопсихо­логических синдромов включает в себя ряд симп­томов. Совокупность симптомов есть синдром (симптомокомплекс). Синдром — обусловленное об­щим патогенезом устойчивое сочетание взаимо­связанных позитивных и негативных симптомов.

По особенностям происхождения вся психопа­тологическая симптоматика с известной долей ус­ловности может быть разделена на позитивную и негативную. Позитивная симптоматика (продук­тивная, плюс-симптоматика) возникает в связи с патологической продукцией психики. Сюда отно­сятся галлюцинации, бред, навязчивость, сверхцен­ные идеи и другие патологические образования. Негативная симптоматика (дефицитарная, минус-симптоматика) — признак стойкого выпадения пси­хических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической дея­тельности. Проявлениями психического дефекта оказываются выпадение памяти, слабоумие, малоумие, снижение уровня личности и т. д. Принято считать, что позитивная симптоматика более динамична, чем негативная; она изменчива, способна ус­ложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устой­чивостью к терапевтическим воздействиям.

Это если кратко:

Шизофренический. Нарушения эмоций, воли, мотивации, искажение обобщения (использование слабых признаков), нарушение речи – вербигирации (стереотипные повторения), философская направленность речи (на простые вопросы отвечают сложно), снижение соц активности, снижение энергетического потенциала, нарушение логики, свой юмор. Олигофренический. нарушение/недоразвитие абстрактно-понятийного мышления, недоразвитие высших форм памяти, нарушение мелкой моторики, нарушение внимания, нарушение речи (примитивная, бедная, простые предложения), функции восприятия речи нарушены, повышенная конформность (послушность), может быть нарушена психика – гиперактивны, повышенная эмоциональность, плохой процесс обучения. Эндогенно – органический. Изменение мозга, обусловленное внутренними причинами (генетическими) – заболевание Альцгеймера, Пика, старческое слабоумие, истинная эпилепсия в клинике. Экзогенно – органический. Деменция – приобретенное слабоумие, нарушение внимания, памяти, снижение уровня обобщения, повышенная истощаемость мозга, речь бедная, ригидность (персеверации), снижение мотивации, снижении контроля над эмоциями. ЧМТ, алкоголизм, наркомания, интоксикация, инфекции, энцефалит, менингит в клинике. Аффективно-эндогенный. Депрессивный аффект, интеллектуальное торможение, замедленность в двигательной сфере, негативная самооценка и оценка будущего и настоящего, МДП в клинике. Личностно-аномальный. С детства до 18 лет, часто не сформулированы этические нормы, могут перекладывать ответственность на окружающих, проблемы с совестью – не сформировано сверх Я. Акцентуированные и психопатические личности в клинике. Психогенно-психотический. Реактивные состояния, которые достигают уровня психоза. Реактивные психозы в клинике. Психогенно - невротический. Психогенные, соматовегетативные заболевания и нарушения эмоционально-эфферентной сферы. Неврозы в клинике.

Шизофренический синдром

Шизофренический, или диссоциативный, симптомокомплекс, выявляемый в ходе эксперименталь­но-психологического исследования, складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры иерархии мотивов, нару­шение целенаправленности мышления (резонер­ство, разноплановость и др.), эмоционально-воле­вых расстройств (уплощение и диссоциация эмо­ций, парабулии и др.), изменения самооценки и са­мосознания (аутизм, отчужденность и др.).

Для шизофренического симптомокомплекса наиболее патогномоничными являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации личностно-мотивационной и операционально-про­цессуальной сфер мышления, что проявляется в не­целенаправленности мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонерстве, ригид­ном схематизме, символике, искажении процесса обобщения с разноплановым подходом к выделению ведущих признаков, в актуализации латентных при­знаков предметов и явлений, в феномене патоло­гического полисемантизма.

«Ядром» шизофренического патопсихологичес­кого синдрома являются нарушения селективности информации, а основными системообразующими факторами шизофренического патопсихологичес­кого симптомокомплекса — нарушение селек­тивности психических процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обедне­ние эмоционального реагирования, снижение це­ленаправленности психической активности.

Структура синдрома складывается из специфи­ческих особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер.

Когнитивная сфера включает в себя ряд харак­терных признаков, по которым различаются как вос­приятие, так и процессы внимания, памяти, мыш­ления.

При нарушении мотивационной стороны восприятия снижаются интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т. д. Изменения субъективного значения отдельных элементов действительности могут приводить к ограниченности, нереалистично­сти, фантастичности восприятия.

Внимание при шизофреническом симптомокомплексе также имеет свои специфические особенно­сти. Как правило, при относительно сохранном ин­теллектуальном уровне и относительно сохранной памяти внимание нарушается в значительно боль­шей степени. Характерен диссонанс между боль­шей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов дей­ствительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивос­ти внимания варьирует. Истощаемость, особенно субъективная, в основном бы­вает повышенной.

Память страдает преимущественно за счет сни­жения ее мотивационного компонента. При этом может уменьшаться объем непосредственной памя­ти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно большей степени вследствие нарушения функции опосредования. При исследовании непосредствен­ного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 3/5/7/7/7/4).

Мышление при шизофрении в большей части на­рушено. Его нарушение является первичным и од­ним из ведущих компонентов данного патопси­хологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной де­ятельности — операционального, динамического, мотивационного компонентов, критичности. Необ­ходимо отметить, что встречающееся выделение различных вариантов данного синдрома обусловли­вается разной степенью представленности и выра­женности описанных нарушений.

Нарушение операциональной стороны мышления включает в себя следующее:

1. Искажение процесса обобщения по типу ак­туализации несущественных (преимущественно латентных или гиперабстрактных) признаков, а также частая опора на второстепенные, поверхно­стные, личностно значимые признаки.

Расстройство (ослабление) категориального строя мышления. В тех случаях, когда ошибочные суждения единичны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдают­ся у больных шизофренией при их относительной сохранности.

Снижение уровня обобщения, которое обна­руживается на более поздних стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причинами нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышле­ния может проявляться в следующих формах:

1. Разноплановости (суждения о каком-либо явлении протекают в разных плоскостях; опреде­ления и выводы не представляют собой планомер­ного и целенаправленного высказывания).

2. В резонерстве (склонности к рассуждениям со своеобразной аффективной захваченностью, суже­нием круга смыслообразующих мотивов, с повы­шенной тенденцией к оценочным суждениям).

3. В общем нарушении процесса саморегуляции познавательной деятельности. Снижается целена­правленность познавательной деятельности, пред­почтение отдается легко актуализируемым спосо­бам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение. Нарушение динамики мышлениятакже в значи­тельном числе случаев характерно для больного шизофренией: чаще встречается ускорение ассоци­ативного процесса, реже — его замедление. Могут выявляться лабильность мышления (колебание темпов выполнения и использование разных уров­ней обобщения); иногда, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, — инертность мышления.

Нарушение критичности мышления характер­но для всех этапов заболевания, что является важ­ным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства операционального и мотивацион-ного компонентов не носят еще развернутого ха­рактера.

Воображениена ранних стадиях болезни, осо­бенно в психотических состояниях, характери­зуется относительно высокой продуктивностью. Наблюдается разнородность образов, их нереали­стичность, сверхоригинальность, а также склон­ность к символизации. На более поздних стадиях развития заболевания и при неблагоприятном те­чении шизофренического процесса обнаруживает­ся снижение уровня воссоздающего и творческого воображения.

В устной речи происходят изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значе­ний слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональная окраска речевых высказываний). Возможно преоб­ладание монологовой активности. Письменная речь отличается своеобразием почерка, «набивкой» (за­полнением пустых пространств листа), орнамента­цией, привнесением символики, персеверацией от­дельных элементов.

Нарушение эмоциональной сферы. Ее нарушение может проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на отно­сительно стандартный стимул, выраженная эмоци­ональная амбивалентность, обеднение всех парамет­ров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания, экспрессии). В эмоциональной сфере больных шизофре­нией обращает на себя внимание наличие ам­бивалентных элементов с одновременным прояв­лением противоположных по модальности пережи­ваний: любви и ненависти, безразличия и заботы, нежности и эмоциональной холодности. При на­личии выраженных патопсихологических рас­стройств отмечается постепенное обеднение, оску­дение эмоциональной сферы со своеобразным уплощением аффективности

Отмечаются также нарушения в мотивационной сфере. Интересы, склонности, ценности больного перестают выполнять для него побудительную функцию. Поведение не подчиняется значимым для личности задачам. Нарушения мотивационной сферы неизбежно приводят к нарушениям лично­стного смысла.

Мотивационно-потребностная сферахарактеризуется нарушением структу­ры и иерархии потребностей, часто проявляется в виде сосуществования гомеостатических и отдель­ных высших потребностей (познавательных, эсте­тических) при ослаблении потребности в безопас­ности, самопроявлении и т. д. Отмечается также нарушение побудительной и смыслообразующей функции мотивов. Характерными становятся ос­лабление побудительной функций мотивов, пара­доксальность мотивации, что выражается в сосу­ществовании нескольких взаимоисключающих мотивов, искажении целеполагания и целедостижения.

К видам нозологических форм, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс, относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, шизотипическое расстрой­ство, шизоидное расстройство личности.

Наши рекомендации