Нарушение мотивационного компонента восприятия. Псевдоагнозии

У больных с так называемым "лобным" синдромом проявл-ся нарушения подконтрольности, произвольности, поведение отличается аспонтанностью, отсутствием коррекции.

Так, больной, получивший тяжелую травму лобной доли, с трудом узнавал предметы, нарисованные пунктиром или затушеванные, был не в состоянии схватить и передать смысл двух картин, последовательно изображающих несложные сюжеты (на одной картине двое ребят курят у стога сена; на другой — они убегают от загоревшегося стога). "Здесь двое сидят, а здесь двое бегут".

О том, что затруднения узнавания явл-ся псевдоагностическими, говорит тот факт, что стоило попросить больного "внимательно посмотреть", он давал адекватный ответ. Следовательно, затрудненность узнавания не явл-ся агностическим расстройством, а проявлением того, что больные не осуществляли активного поискового процесса, к-ый всегда включен в акт восприятия.

Т.о., ответственными за "псевдоагностические" расстройства лобных больных явл-ся нарушение произвольности, невозможность коррекции.

Смыслообразующая ф-ция мотивации играет роль в процессе восприятия. Введение подкрепления, имеющего различный смысл для испытуемого, по-разному влияет на время реакции.

Роль мотивационного компонента в строении восприятия удалось вычленить в спец.экспериментальном исследовании. Целью исследования было: 1) показать зависимость восприятия от хар-ра мотивации эксперим-ной деят-ти; 2) выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообраз. ф-ции мотива.

Методика состояла в следующем. Предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации, к-ая создавалась, во-первых, с помощью различных инструкций, во-вторых, разной степенью неопределенности изображений. Используемые в эксперименте картинки представляли собой изображения более или менее сложных ситуаций или нечеткие снимки объектов.

Различие инструкций состояло в следующем. В варианте "А" карточки-картинки - описать, что изображено. В варианте "Б" сообщалось, что целью эксперимента явл-ся исследование воображения. В варианте "В" испытуемых предупреждали, что задачей исследования явл-ся определение их умственных способностей. Т.о., во всех трех вариантах исследования цель задания оставалась неизменной, менялась лишь его мотивация.

В эксперименте участвовали здоровые испытуемые, больные эпилепсией, больные шизофренией.

В условиях варианта "А" процесс восприятия не обусловливался экспериментально заданной мотивацией. Тем не менее деят-ть испытуемых в целом направлена на содержательную интерпретацию картинок и реализуется процессом выдвижения гипотез. Это заставляет предположить, что экспериментальное задание актуализировало какие-то мотивы, существующие у испытуемых потенциально, в форме своеобразной готовности, установки.

В вариантах "Б" и "В", где введение инструкций-мотивов создавало определенную направленность деят-ти.

Выявилось прежде всего изменение в отношении к эксперименту. В норме это выразилось в том, что у испытуемых появился интерес к заданию и оценке экспериментатора. Изменился и хар-ер формулировок гипотез — они стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Центральное место в описании сюжетных картинок занимает раскрытие внутреннего мира изображенных персонажей. Исчезают формальные ответы.

У больных эпилепсией изменение инструкции привело к полному переструктурированию деят-ти. Больные с энтузиазмом приступают к заданию, подолгу с удовольствием описывают картинки. Резко сократилось кол-во формальных высказываний. Гипотезы становятся значительно более эмоц-ными, часто сопровождаются пространными рассуждениями. В своих ответах больные не столько дают интерпретацию картинок, сколько стремятся продемонстрировать свое отношение к событиям или персонажам. Ответы исключительно эмоциональны.

Результаты, полученные в варианте "В" ("интеллектуальная инструкция"), показали, что деят-ть здоровых испытуемых принимает вид развернутого решения перспективной задачи. Происходит поиск "информативных" элементов изображения, их сопоставление, построение и проверка гипотез.

Карточкиа, на к-ой изображена группа чем-то взволнованных женщин.

Здоровый:"Первое, что бросается в глаза — это лицо женщины, возможно, матери. К ней тянется мальчик, лицо его сходно с выражением лица женщины, матери. Справа пожилая женщина, возможно, мать. Она что-то говорит, успокаивает... Пятно на спине у мальчика... кровь? Тогда можно объяснить, почему так отчаянно смотрят люди... Почему на первом плане женщины с детьми, а мужчины в стороне? Если бы это было столкновение, то почему с женщинами и детьми? В то же время голова мальчика очень естественно лежит на плече женщины, так что эта версия отпадает... Скорее всего это момент, когда у людей отнимают что-то очень дорогое. Возможно, из дома выселяют... С другой стороны, из-за дома так не страдают. Возможно, что-то случилось с мужчинами... Да, мне кажется, это вокзал, и мужчин куда-то увозят, поэтому у женщин такие лица".

Сформулированная гипотеза - итог длительного процесса рассуждений.

Больные эпилепсией. Больные относились к заданию как к своеобразной "экспертизе ума". Предъявление картинок вызывает обстоятельное, детализированное описание изображений. При этом наряду с информативными элементами, на основе к-ых м.б.построена гипотеза, привлекаются детали, не несущие никакой смысловой нагрузки.

"На этой картинке изображено несколько человек. Слева стоит женщина, около нее — другая. Волосы темные у нее. Она сложила руки ни груди и плачет. К ней бежит мальчик, поднявши руки, вроде успокоить хочет... Сзади мальчика женщина держит ребенка или он на чем-то сидит, прижался к ней, обняв ее правой рукой... В левом углу еще две женщины стоят..." и т.д.

Деят-ть, вначале направленная на содержательную интерпретацию картинки, превращается в скрупулезное описание отдельных ее фрагментов.

Больные шизофренией. Несмотря на "интеллектуальную" направленность исследования, больные не проявляли интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не корригировали свои ошибки. Деят-ть больных характ-ся чрезвычайной свернутостью, отсутствием поисковой активности, столь выраженной в норме. Высказывания больных крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок: "Какое-то несчастье", "Человек задумался".

Анализ результатов исследования в вариантах "А", "Б", "В" позволил установить, что изменение мотивации обусловливает разную структуру деят-ти, в соответствии с чем изменяется место и содержание процесса восприятия. С введением смыслообразующих мотивов образуется новая мотивационная структура, разная в норме и патологии.

Наши рекомендации