Нарушение мотивационного компонента восприятия

Еще в 1946 г. С.Л.Рубинштейн писал, что «в восприятии от­ражается вся многообразная жизнь личности», а при изменении личного отношения изменяется и перцептивная деятельность.

Процесс восприятия зависит от того, какие мотивы побуждают и направляют деятельность испытуемых. Одновременно выявля­ются различия в перцептивной деятельности здоровых и больных людей. О значении личностного фактора в перцептивной деятель­ности говорят данные, полученные при исследовании больных с лобным синдромом. У этих больных выражены нарушения под-контрольности, произвольности, поведение отличается аспонтанностью. Такие лица с трудом узнают предметные, силуэтные, на­рисованные пунктиром или затушеванные рисунки. Они не могут передавать смысл картин, изображающих последовательные со­бытия.

Пациенты с болезнью Пика (при атрофическом поражении мозга) не в состоянии объединять предъявляемые им предметы в одно целое. Аналогичные нарушения наблюдаются и у больных с прогрессивным параличом (при поражении лобных долей). Такие больные не могут распределить правильно серию сюжетных кар­тинок и ограничиваются лишь описанием отдельных их фрагмен­тов. Приведенные примеры показывают, что существенную роль в гностических нарушениях у этих лиц играют нарушение подкон­трольности, невозможность сличения своих действий с предла­гаемым результатом.

А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психи­ки - пристрастность. Из этого следует, что процесс восприятия строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых. Можно ожи­дать, что перцептивная деятельность у больных и здоровых людей будет иметь разную структуру. Патопсихологические исследова­ния показывают, что деятельность испытуемых может опреде­ляться влиянием двух мотивов - мотивом экспертизы и собствен­ным мотивом восприятия. Собственный мотив восприятия играет роль дополнительного стимула. Совместное действие обоих мо­тивов может обеспечить содержательную интерпретацию карти­нок.

Экспериментальное исследование, проведенное Е. Т. Соко­ловой, доказывает, что восприятие существенно зависит от струк­туры деятельности, реализуемой субъектом. Особая роль принад­лежит ее мотивационному компоненту, определяющему направ­ленность, содержание и смысл перцептивного процесса. В случае нормального развития психики изменение мотивации приводит к переструктурированию деятельности человека, а характер вос­приятия обусловливается ведущим, смыслообразующим мотивом.

При патологическом процессе смыслообразования возникает ряд особенностей. Так, у шизофреников смыслообразующий про­цесс затруднен настолько, что эксперимент не позволяет сформи­ровать их деятельность. Больные эпилепсией, напротив, демонст­рируют необычайную легкость, с которой экспериментально соз­данный мотив становится смыслообразующим. Эти особенности процесса смыслообразования влияют и на восприятие. Лица, страдающие шизофренией, в условиях по-разному мотивированной деятельности лишь формально описывают структуру карти­нок, не выдвигая гипотез относительно сюжета или объекта изо­бражения. Для больных с эпилепсией характерна гиперболизация смысловых образований, приводящая к возникновению гипотез драматизации. Возникает агравация содержания сюжета. Итак, факты доказывают, что изменение мотивационного компонента изменяет структуру восприятия.

Исследование памяти

И. М. Сеченов указывал на то, что память является «краеуголь­ным камнем психического развития», что «учение о коренных усло­виях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей вся­кое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятель­ность памяти охватывает собой все психические рефлексы». Глав­ную характеристику человеческой памяти И. М. Сеченов видел не в фотографической способности воспроизведения и не в зеркально­сти запечатления, а в переработке, классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является условием возможности психического развития. Согласно И.М.Сеченову, память является сложной обобщенной деятельностью. Он писал: «Самые простые наблюдения убеждают нас в том, что знания в ум­ственном складе у взрослого... распределены не зря, а в определен­ном порядке, как книги в библиотеке».

Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна. Она включает в себя те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности: опосредствованность, целена­правленность, мотивированность. Поэтому и распад мнестической деятельности может принимать различные формы. Расстрой­ства памяти являются довольно частым симптомом при заболева­ниях мозга.

Нарушения памяти

В исследовании патологии памяти наиболее важными являют­ся следующие вопросы:

строение мнестической деятельности, опосредствованного и неопосредствованного, произвольного и непроизвольного запо­минания;

динамика мнестического процесса;

мотивационный компонент памяти.

В связи с этим выделяют такие формы недостаточности памяти:

нарушение непосредственной памяти;

нарушение динамики мнестической деятельности;

нарушение опосредствованной памяти;

нарушение мотивационного компонента памяти.

Нарушение непосредственной памяти

Корсаковский синдром

Нарушение памяти, связанной с текущими событиями, явля­ется одним из наиболее исследованных расстройств непосредст­венной памяти. При этом нарушении относительно сохранной остается память на события далекого прошлого. Синдром на­рушения памяти на текущие события был описан известным отечественным психиатром С. С. Корсаковым и получил его имя. Данный вид нарушений памяти часто сочетается с конфабуляциями (заполнением провалов в памяти не существовавшими со­бытиями) в отношении текущих событий и их дезориентировкой в месте и во времени. Больные с такими нарушениями памяти не помнят событий недавнего прошлого, но фотографически вос­производят те события, которые произошли с ними много лет назад.

Часто корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения услышанного и увиденного или в неточной ори­ентировке. При этом иногда возникает ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций: больные замечают пробелы в своей памяти и пытаются их восполнить, придумывая несуществующий вариант событий. Нарушения памяти на недавние события соче­таются с недостаточной ориентировкой в окружающем, реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то причудливо переплетаться с событиями, не имевшими места. Та­ким образом, невозможность воспроизведения информации на­стоящего момента не позволяет организовать будущее, нарушает­ся взаимосвязь отдельных периодов жизни.

Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, т. е. грубых нарушений мотивационной сферы у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического или эйфорического состояния.

При апатическом состоянии деятельность больных оказыва­ется лишенной произвольности, целенаправленности, а они са­ми - выбора. Они спонтанно переключаются с одного вида дея­тельности на другой. При эйфорическом состоянии наблюдают­ся расторможенность, дурашливое поведение и расстройства критики.

Прогрессирующая амнезия

Это такое нарушение памяти, когда расстройство распростра­няется не только на текущие события, но и на прошедшие. Боль­ные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хро­нологию событий. Характерной становится дезориентировка во времени и в пространстве. При амнестической дезориентировке прошлые профессиональные навыки могут быть перенесены в на­стоящее время.

Данные нарушения памяти чаще отмечаются при психических заболеваниях позднего возраста. В их основе лежит прогресси­рующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Болезнь характеризуется неуклонно развивающимися рас­стройствами памяти: сначала снижается способность к запомина­нию текущих событий, затем стираются события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Больной живет не в настоя­щей ситуации, которую он уже не воспринимает, а в обрывках об­стоятельств, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Старческое слабоумие развивается постепенно.

С. Г. Жислин высказывает предположение о том, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок и общим ослаб­лением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нерв­ные процессы не поспевают за сменой событий, происходящих в реальном мире. Больные способны фиксировать лишь отдельные части этих событий.

Наши рекомендации