Гигиена труда персонала при проведении рентгенологических исследований. Обеспечение безопасности персонала и пациентов.
Рентгеновские лучи, невидимые электромагнитные излучения с длиной волн 0,006 – 2 нм (1985 год, Рентген), испускаются при торможении быстрых электронов в веществе (непрерывный спектр) и при переходе электронов с внешних электронных оболочек атома на внутренние (линейный спектр). Источники: - рентгеновская трубка - радиоактивные изотопы Рентгеновское излучение: - способно проникать через некоторые непрозрачные для видимого света тела и предметы, в том числе ткани и органы человеческого тела - способно поглощаться тканями тем интенсивнее, чем больше порядковый номер элементов, входящих в эту ткань - воздействует на фотографическую пластинку или пленку - способно вызывать свечение некоторых химических веществ Применение этих свойств: - Рентгенодиагностика: - Рентгенотерапия (лечение под рентгенологическим контролем)При оценке условий труда в рентгеновских кабинетах должно учитываться воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
- повышенный уровень ионизирующего излучения;
- опасный уровень напряжений в электрических сильноточных цепях, замыкание которых может пройти через тело человека;
- повышенная температура элементов технического оснащения;
- повышенные физические усилия при эксплуатации рентгеновского оборудования;
- возможность воздушной и контактной передачи инфекции;
- наличие следов свинцовой пыли на поверхности оборудования и стенах;
- повышенный уровень шума, создаваемого техническим оснащением;
- пожарная опасность
Весь персонал рентгенологических кабинетов можно разделить на 4 группы:
- врачи-рентгенодиагносты
- рентгенолаборанты, работающие в процедурно (за большой защитной ширмой)
- рентгенлаборанты, работающие в пультовой
- персонал флюрографических кабинетов
Установлено, что лица, работающие в процедурной (врачи и лаборанты) подвергаются в 5-10 раз большему воздействию производственных факторов. чем работающие в пультовой и
флюрографическом кабинете.
При проведении медицинских рентгенологических исследований должен осуществляться радиационный контроль с целью получения информации о дозах облучения персонала и пациентов, а также проверки соблюдения "Норм радиационной безопасности". Обеспечение радиационной безопасности при проведении рентгенологических исследований достигается проведением комплекса мер технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического и организационного характера.
Безопасность работы в рентгеновском кабинете обеспечивается посредством:
- применения рентгеновской аппаратуры и оборудования, отвечающих требованиям санитарно- гигиенических нормативов;
- обоснованного набора помещений, их расположения и отделки;
- использования оптимальных физико-технических параметров работы рентгеновских аппаратов при рентгенологических исследованиях;
- применения стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты персонала, пациентов и населения;
- контроля за дозами облучения персонала и пациентов.
Требования по обеспечению радиационной безопасности персонала Радиационная безопасность персонала рентгеновского кабинета обеспечивается:
- системой защитных мероприятий конструктивного характера при производстве рентгеновских аппаратов,
- планировочными решениями при их эксплуатации,
- использованием стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты,
- выбором оптимальных условий проведения рентгенологических исследований,
- осуществлением радиационного контроля,
- к работе по эксплуатации рентгеновского аппарата допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие документ о соответствующей подготовке, прошедшие инструктаж и проверку знаний правил по обеспечению безопасности.
- администрация учреждения организует проведение предварительных (при поступлении на работу) и ежегодных периодических медицинских осмотров персонала.
- женщины освобождаются от непосредственной работы с рентгеновской аппаратурой на весь период беременности и грудного вскармливания ребенка.
- во время рентгенологического исследования врач-рентгенолог должен соблюдать длительность перерывов между включениями высокого напряжения в соответствии с паспортом на аппарат, следить за выбором оптимальных физико-технических режимов исследования.
- применение средств индивидуальной защиты обязательно.
- в случае возникновения нештатных (аварийных) ситуаций персонал действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварий.