Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Патопсихология»
для ОП «44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование»
профиль «Специальная психология»
Екатеринбург 2015
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Патопсихология»
Составитель:
Нугаева Ольга Георгиевна, профессор, кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Протокол от 15.01.2015 г. № 5.
Зав. кафедрой О.В. Алмазова
Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова
Пояснительная записка
1.1. Наименование дисциплины: «Патопсихология»
1.2. Цели и задачи дисциплины
Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.
Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о патопсихологии, а также об особенностях патопсихологического обследования.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.
Информационного плана:
- формирование у студентов представлений о закономерностях повреждения и восстановления психики;
- формирование знаний о возможностях патопсихологической диагностики;
- развитие и закрепление навыков применения патопсихологической информации в в педагогической и клинической практике.
Систематизирующего и проблемного плана:
- развитие у студентов способности привлекать специалистов других областей (медиков, юристов, специалистов по социальной безопасности) для решения проблем ребенка с особыми потребностями развития.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП
Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики (педагогической), подготовки к итоговой государственной аттестации.
1.4.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурных компетенций (ОК):
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);
общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);
профессиональных компетенций (ПК):
- способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- иметь представление о патопсихологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах;
- об общих и частных закономерностях нарушения и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;
Уметь:
- уметь применять патопсихологические диагностические методики для выявления и оценки патологических нарушений психики;
- уметь работать с клинической, судебной, педагогической документацией;
- иметь навыки патопсихологической оценки продуктов
Владеть:
- навыками грамотного использования понятийно-терминологического аппарата дисциплины;
- навыками самостоятельной работы с информационными источниками, в т.ч. интернет-источниками;
- навыками клинического интервьюирования испытуемых;
- навыками патопсихологической оценки продуктов деятельности испытуемых – рисунков, текстов и т.д.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Очная форма обучения Курс – 2, 3 Семестр – 4, 5 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа – 72 Зачет – 5 семестр | Заочная форма обучения Курс – 2,3 Семестр – 4, 5 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 4 практические занятия – 12 самостоятельная работа – 128 Экзамен – 6 семестр |
1.6. Особенности реализации дисциплины
Дисциплина реализуется на русском языке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
всего | лекции | практические | лабораторные | ||||
1. | Предмет и задачи патопсихологии | - | |||||
2. | Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование | - | |||||
3. | Нарушения развития личности | - | |||||
4. | Нарушения чувственного познания | - | |||||
5. | Нарушения памяти и внимания | - | |||||
6. | Нарушение мышления, речи и интеллекта | - | |||||
7. | Расстройства воли и эмоций | - | |||||
8. | Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия | - | |||||
9. | Олигофрения, деменция | - | |||||
10. | Психические расстройства органического генеза | - | |||||
11. | Акцентуация характера и психопатии | - | |||||
12. | Аддиктивные расстройства | - | |||||
13. | Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний | - | |||||
14. | Психогенные нарушения и психогенные заболевания | - | |||||
ИТОГО | - |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
всего | лекции | практические | лабораторные | ||||
1. | Предмет и задачи патопсихологии | ||||||
2. | Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование | ||||||
3. | Нарушения развития личности | ||||||
4. | Нарушения чувственного познания | ||||||
5. | Нарушения памяти и внимания | ||||||
6. | Нарушение мышления, речи и интеллекта | ||||||
7. | Расстройства воли и эмоций | ||||||
8. | Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия | ||||||
9. | Олигофрения, деменция | ||||||
10. | Психические расстройства органического генеза | ||||||
11. | Акцентуация характера и психопатии | ||||||
12. | Аддиктивные расстройства | ||||||
13. | Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний | ||||||
14. | Психогенные нарушения и психогенные заболевания | ||||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Эпилепсия (G40)
Этиология.Несмотря на многообразие этиологических факторов, а также синдромологическую неоднородность, эпилепсия остается хотя и собирательной, но единой нозологической единицей, где главным обобщающим клиническим критерием является наличие повторяющихся приступов. Одиночные или случайные эпилептические приступы не могут рассматриваться как эпилепсия, а являются, при понижении порога судорожной готовности, разновидностью реакций мозга и могут возникнуть в определенных условиях у любого человека.
Распространенность.Распространенность эпилепсии в общей популяции составляет 7 – 10 случаев на 1000 населения. Риск развития эпилептических припадков на протяжении жизни составляет до 10%. Заболевание может развиваться в любом возрасте, однако в 75% эпилепсия начинается до 20-летнего возраста. Показатели заболеваемости среди мужского и женского пола практически одинаковы. Как минимум у 30% больных со временем возникают психические расстройства и наиболее часто – при симптоматических формах.
Клиника. Предвестники припадка. Варианты ауры. Большой эпилептический припадок, его стадии. Малый припадок. Эпилептические эквиваленты – дисфория, сумеречное расстройство сознания – непродуктивные и продуктивные формы. Изменения личности при эпилепсии.
Основные термины и понятия: абсанс, инверсия аффекта, кататония, параноид, синдром Ландау – Клеффнера, скачка идей.
Тема 9. Олигофрения, деменция
В патологии интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.
Отличие умственной отсталостиот деменции заключается в том, что она представляет собой исходную недостаточность, в то время как деменция – приобретенное состояние. Критической точкой считается возраст около 3 лет. Если ребенок утрачивает свои способности до этого возраста, он считается умственно отсталым, если после него – страдающим деменцией. Причины умственной отсталости различаются на генетические и приобретенные. Среди генетических причин возможны генные и хромосомные аномалии, мутации, которые ведут к болезням обмена веществ. Среди средовых причин выделяются влияние тератогенных, в том числе генетических факторов на генетический аппарат, повреждения при родах, и заболевания, приобретенные в первые 3 года жизни. Для умственной отсталости, за исключением некоторых обменных процессов, не характерно нарастание симптоматики, но свойствен даже некоторый прогресс в результате специального обучения. Описание степеней умственной отсталости дано в соответствующих разделах учебника.
Деменциявыражается в приобретенном когнитивном дефиците в сфере памяти, мышления, обучаемости, волевой активности. Если изменение интеллекта касается только одной функции, например памяти, то говорят о лакунарном, то есть очаговом слабоумии, которое характерно для атрофических деменции, например, болезни Альцгеймера. Если оно касается постепенного снижения или выпадения всех (нескольких) функций — о диффузном слабоумии, то есть глобарной деменции, которая чаще отмечается при мультиинфарктных деменциях. Однако часто эти два типа деменции переходят друг в друга, поэтому можно говорить о том, что большинство деменции развиваются в динамике от очаговой к диффузной. Деменции чаще носят прогредиентный (поступательный) характер, и они необратимы.
Основные термины и понятия: аминацидурия, инсульт, медленная вирусная инфекция, паркинсонизм, тельца Леви, торпидность.
Тема 10. Психические расстройства органического генеза
Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни (F06).
В этиологии предполагается наличие одного из следующих заболеваний: эпилепсия, лимбический энцефалит, другие менингоэнцефалиты, болезнь Гентингтона, травма головного мозга, новообразование мозга, мальформация сосудов мозга, экстракраниальная неоплазма с отдаленными метастазами в центральную нервную систему, церебрально-сосудистые болезни, системная красная волчанка и другие коллагеновые заболевания, эндокринные заболевания, обменные заболевания, тропические инфекционные и паразитарные болезни, токсический эффект непсихотропных препаратов. При эндокринной патологии встречается сочетание описанного M. Bleuler эндокринного психосиндрома, амнестико-органического синдрома и психозов. Эндокринный психосиндром включает: снижение активности с редукцией энергетического потенциала и аспонтанностью, астенией, изменив влечений (особенно полового и пищевого), изменения настроения (депрессии, мании, реакции на изменения внешности). Амнестико-органический синдром включает расстройства памяти, в частности в структуре корсаковского синдрома, снижение интеллекта. Психозы протекают с клиникой делириев и шизофреноподобной симптоматикой.
Основные термины и понятия: коллагенозы, мальформация, поскоммоционный синдром, прогрессивный паралич, резидуально-органический синдром, феохромацитома.
Тема 11. Акцентуация характера и психопатии
Характер (от греч. charakter – отпечаток, признак, отличительная черта) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, его "нрав", проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.
В немецкой психологии первой половины 20 века термин "характер" нередко выступал как синоним личности.
Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера. Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые акцентуации – обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще, они могут проявляться в результате воздействия различных факторов (болезни, травм) к месту наименьшего сопротивления.
Явные и скрытые акцентуации могут взаимозаменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения и пр.
Психопатии – стойкие врожденные особенности склада личности, препятствующие полноценной адаптации к среде. Выделяют также приобретенные психопатические состояния вследствие органических поражений ЦНС и других заболеваний. Психопатов отличает не только дисгармония характера, но и значительно большая (по сравнению с остальными людьми) ранимость, чувствительность к влиянию ряда внутренних (биологических-возрастные кризы, роды и др.), соматогенных, психогенных и социальных факторов. Этими свойствами и обусловлено многообразие динамики психопатии, основными видами которой являются фазы и патологические реакции (в пределах последних рассматривается патологическое развитие). Существуют многочисленные классификации психопатии. В российской психиатрии выделяют следующие основные типы психопатии: шизоидные, психастенические, астенические, аффективные, паранойяльные, истерические, возбудимые, а также эмоционально тупые.
Основные термины и понятия: ананкастное расстройство, аутизм, кверулянт, конформность, мимозоподобная чувствительность, эксплозивность.
Тема 12. Аддиктивные расстройства
Систематическое злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами (ПАВ) сопровождается развитием различных типов психических расстройств – аддикций. Психопатологические особенности, тяжесть, течение и прогноз этих расстройств определяются многими факторами, в том числе типом действия употребляемого вещества на центральную нервную систему (ЦНС), частотой употребления и употребляемыми дозами, особенностями индивидуальной психической реактивности, а также общим состоянием психического и физического здоровья индивида.
Формированием непсихотических психических нарушений характеризуется не только злоупотребление ПАВ, но и так называемые нехимические аддиктивные расстройства, примером которых служит болезненное пристрастие к азартным играм (pathological gambling).
Основные термины и понятия: абстиненция, гемблинг, делирий, дипсомания, наркоманическая личность, полинейропатия.
Тема 13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний
Неврозы (от греч. neuron – жила, нерв) – пограничные нервно–психические расстройства, которые не обусловлены психотическими состояниями. В возникновении неврозов существенную роль играют биологические факторы, такие как наследственность, соматические заболевания, социально–психологические факторы, прежде всего касающиеся неблагоприятных семейных обстоятельств, а также особенности личности и эмоциональные переживания. Клиническая картина неврозов включает в себя как соматовегетативные расстройства, так и отрицательные субъективные переживаниями (тревога, ощущение собственной неполноценности). Среди неврозов принято выделять неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.
Основные термины и понятия: дидактогении, обессии, пароксизмальная тревога, первичная тревога, ритуалы, социальные фобии.
Тема 14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие №1
Вопросы для обсуждения
1. Место патопсихологии в лечебных и образовательных учреждениях.
2. Патопсихолог и динамика душевного расстройства.
3. Экспертиза как форма деятельности патопсихолога.
4. Роль Б.В. Зейгарник в развитии отечественной патопсихологии
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология / В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии / Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000.
6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение /Б.С. Братусь. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000.
7. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии /М.Г. Ярошевский. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
8. Волков, В.Н. Судебная психиатрия. Структурно-логические схемы: учеб. пособие для вузов /В.Н. Волков. – М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2001. – 255 с.
Практическое занятие №2
Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование
Вопросы для обсуждения
1. Построение диагностической беседы.
2. Средства диагностики состояния интеллекта
3. Средства диагностики эмоционального статуса.
4. Участие патопсихолога в следственных действиях.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000.
6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
7. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия: учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 528 с.
Практическое занятие №3
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Вопросы для обсуждения
1. Личность и качество жизни.
2. Критерии сознания и самосознания.
3. Личность и характер – соотношение понятий.
4. Ценностные ориентации – норма и патология.
5. Психологические теории личности и происхождение душевных расстройств.
6. Уровень притязаний – критерии адекватности.
7. Патопсихологические методы диагностики личностных нарушений.
8. Личность правонарушителя.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. - М., 2000.
6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
Практическое занятие №4
Вопросы для обсуждения
1. Восприятие и душевные расстройства.
2. Границы чувствительности в норме и патологии.
3. Гипнагогические расстройства восприятия.
4. Иллюзии и акоазмы – самостоятельное расстройство восприятия или предшественник галлюцинаций?
5. Психосенсорные расстройства.
6. Псевдогаллюцинации и псхический автоматизмы.
7. Нарушения схемы тела и метаморфопсии.
8. Вербальные галлюцинации.
9. Патология представлений и нарушения ориентировки.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976.
3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. - М., 2000.
6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский Ю.А., Кутявин, М.Е., Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
Практическое занятие №5
Тема: НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия и анатомия памяти.
2. Виды памяти и виды нарушений памяти.
3. Виды внимания и виды нарушений внимания.
4. Особенности психодиагностики памяти и внимания в пожилом и старческом возрасте.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Исследование особенностей памяти: методические рекомендации /Состав. Чупров Л.Ф. – Абакан, 1991.
7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии /С.Я. Рубинштейн. – М., 1970.
Практическое занятие №6
Вопросы для обсуждения
1. Интеллект вербальный и невербальный. Нарушение невербального компонента.
2. Причины нарушений интеллекта в перинатальном периоде.
3. Диагностика интеллектуальных нарушений.
4. Нарушения грамматического строя речи – связь с патологией мышления.
5. Неврологические аспекты речевых нарушений.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Исследование особенностей памяти: методические рекомендации /Состав. Чупров Л.Ф. – Абакан, 1991.
7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии /С.Я. Рубинштейн. – М., 1970.
8. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия : учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. - 528 с.
9. Снежневский, А. В. Руководство по общей психиатрии / А.В. Снежневский. – М.: Медицина, 1983. - 457 с.
Практическое занятие №7
РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И ЭМОЦИЙ
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия и анатомия эмоций.
2. Мотивационные нарушения.
3. Эмоции и вменяемость. Аффекты патологический и физиологический.
4. Патология воли – извращения.
5. Обессии и компульсии.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
Практическое занятие №8
ШИЗОФРЕНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Анализ истории болезни – особенности подростковой шизофрении.
2. Большие шизофренические симптомы.
3. Анализ истории болезни – эпилептоидное расстройство психики.
4. Разновидности мании.
5. Особенности эндогенных депрессий.
6. Анализ рисунков больных шизофренией.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
Практическое занятие №9-10
ОЛИГОФРЕНИЯ, ДЕМЕНЦИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия и анатомия олигофрении.
2. Генетические аспекты олигофрении.
3. Перинатальная травма.
4. Внутриутробная инфекция и олигофрения.
5. Проблемы внутриутробного прогноза врожденных аномалий.
6. Аминацидурии и мукополисахаридозы.
7. Особенности мышления при олигофрении.
8. Сопутствующие неврологические нарушения.
9. Сенильные и пресенильные интеллектуальные расстройства.
10. Зависимость нарушений интеллекта от топики сосудистого поражения мозга.
11. Особенности деменции при болезни Альцгеймера.
12. Особенности деменции при атеросклерозе головного мозга.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002.
3. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973.
4. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
5. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
6. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
7. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии / М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
Практическое занятие №11-12
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА
Вопросы для обсуждения
1. Изменения психики при нейросифилисе.
2. «Сумасшедший шляпник» – интоксикации тяжелыми металлами.
3. Изменения психики при сахарном диабете.
4. Изменения психики при тиреотоксикозе.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
Практическое занятие №13
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия темперамента.
2. Диагностики психопатий
3. Психопаты и криминал.
4. Критерии вменяемости и дееспособности при психопатиях
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии / М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Практическое занятие №14-15
АДДИКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
Вопросы для обсуждения
1. Нейрохимия зависимостей.
2. Большие наркоманические синдромы.
3. Алкогольные психозы.
4. Синдром созависимости.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Практическое занятие №16
Вопросы для обсуждения
1. Патогенез дидактогений.
2. Невротик и семья.
3. Эмоциональное выгорание.
4. Детские страхи.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология / А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии / П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия : учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
Практическое занятие №17-18
ПСИХОГЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ
И ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. «Афганский синдром».
2. Послеродовые депрессии.
3. Синдром агедонии при стрессовых расстройствах.
4. Особенности посттравматического стрессового расстройства у детей.
Литература
1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986.
2. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998.
3. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды по психиатрии /П.Б. Ганнушкин. – Ростов-на-Дону, 1998.
4. Жариков, Н.М. Психиатрия: учебник /Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин. – М.: Медицина, 2000. – 554 с.
5. Гельдер, М., Гет Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии /М. Гельдер; пер. с англ.: В 2-х т. – Киев: Сфера, 1999. – Т. 1. – С. 96-116.
6. Менделевич, В.Д. Психиатрическая пропедевтика : Практическое руководство для врачей и студентов. – М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. – 496 с.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ВЫНЕСЕННЫХ
НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
1. Нейрохимия и анатомия мышления.
2. Патологические идеи – отличие сверхценных от бредовых.
3. Фабулы бреда.
4. Нарушение целенаправленности мышления.
5. Генетика и нейрохимия некоторых интеллектуальных нарушений.
6. Мышление и внутренняя речь.
7. Волевые качества человека.
8. Аликситемия – причины и последствия.
9. Методы исследования эмоций.
10. Личностные и профессиональные качества патопсихолога.
Примерные темы рефератов
(для очной и заочной форм обучения)
1. Становление патопсихологии в дореволюционной России.
2. Правовые аспекты патопсихологической экспертизы.
3. Этика в работе патопсихолога.
4. Теоретические подходы к определению психической нормы.
5. Роль патопсихолога в судебной прак<