Ковалев В. В. К КЛИНИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПСИХОГЕННО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПАТОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ

Печатается по изданию: «Дети с временными задержками развития» / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер–М.: Педагогика, 1971, с. 20–25. В статье рассматриваются клинические формы патологии поведения детей, обусловленные психогенными факторами.

Патология поведения занимает большое место среди других причин школьной неуспеваемости детей и подростков. По мере снижения числа инфекционных заболеваний, являющихся основным источником органических поражений головного мозга в детском возрасте, в настоящее время все более отчетливо в происхождении патологии поведения выявляется роль психогенного фактора.

Между тем педагоги, школьные врачи и детские психоневрологи часто недооценивают значение психогенного фактора в происхождении трудностей поведения детей и подростков.

Наиболее часто психогенно обусловленные формы патологии поведения встречаются при трех группах пограничных состояний: при неврозах, патохарактерологических реакциях и патологических развитиях личности. Разделение этих состояний в значительной мере условно.

Группу неврозов; в зависимости от степени остроты симптоматики, длительности и относительной роли психотравмирующих факторов, а также в зависимости от того, у какой личности возникают эти реакции, целесообразно делить на невротические реакции и невротические состояния. Большое значение в возникновении трудностей поведения, обусловливающих школьную неуспеваемость, имеют невротические состояния.

При невротических состояниях могут наблюдаться те или иные трудности поведения, иногда доходящие до степени психопатоподобных проявлений. Наиболее выраженные трудности в поведении наблюдаются при возбудимом варианте астенического синдрома. Трудности поведения в школе у детей с синдромом раздражительной слабости обусловлены их повышенной раздражительностью, двигательной расторможенностью, неусидчивостью и нарушениями активного внимания. Во время урока они перестают слушать педагога, начинают заниматься посторонними делами, вертеться, разговаривать. На перемене они чрезвычайно подвижны, легко возбуждаются, вступают в конфликты с детьми.

При отсутствии лечения и при неправильном педагогическом подходе происходит утяжеление невротического состояния, присоединение реакций протеста, педагогическая запущенность. Все это углубляет невротическое состояние и приводит к возникновению вторичных реакций на школьную неуспеваемость.

Невротические состояния в отличие от невротических реакций отличаются тенденцией к затяжному течению с возможностью перехода в невротическое развитие личности.

Критериями перехода затяжного невротического состояния в невротическое развитие личности является повышенная готовность к возникновению невротических реакций.

В процессе динамики затяжного невроза происходит перестройка нервно-психической реактивности. В одних случаях она проявляется в невротическом развитии личности. В других случаях появляются изменения в характере, что приводит к возникновению реакции протеста, отказу от посещения школы, нарушает взаимоотношения ребенка и подростка с окружающей средой.

Особое значение имеют реакции протеста, такие, как уходы из дому, отказ от обучения в школе, которые могут в случае присоединения педагогической запущенности имитировать задержку психического развития и даже умственную отсталость, на что указывают французские исследователи (L. Michaux, D. J. Duche и др.).

Наиболее частые причины реакций протеста в школьном возрасте могут быть схематически разделены на две группы: 1) конфликтная ситуация в семье (неправильное воспитание, ссоры между родителями, деспотизм отца или матери, алкоголизм одного или обоих родителей, противопоставление детей в семье и др.) и 2) психотравмирующая ситуация в школе (конфликтные отношения с педагогом или с учащимися, несоответствие между требованиями к ученику и его возможностями и др.).

В зависимости от характера возникновения могут быть выделены три основных типа психогенно обусловленного формирования личности: 1) патохарактерологическое развитие, возникшее в связи с неблагоприятными условиями микросоциальной среды, неправильным воспитанием или психотравмирующими ситуациями, 2) невротическое развитие как следствие затяжного, неблагоприятного течения неврозов и 3) патологическое формирование личности.

Наибольшее значение в возникновении трудностей поведения, обусловливающих школьную дезадаптацию во всех ее проявлениях (нарушения дисциплины, неуспеваемость и др.), принадлежит 1-му типу психогенного патологического формирования личности – патохарактерологическому развитию.

Среди различных клинических разновидностей патохарактерологического развития, отличающихся преобладанием тех или иных патологических черт характера, преимущественную роль в происхождении школьной дезадаптации играет возбудимый вариант, в котором преобладают такие характерологические проявления, как повышенная аффективность, несдержанность, склонность к конфликтам и активным реакциям протеста, агрессивность.

Возникновение патохарактерологических реакций в большинстве случаев предшествует развитию начальной стадии патохарактерологического развития.

В динамике патохарактерологических развитий (как и других форм патологии характера у детей и подростков) особое значение имеет пубертатный период с его соматической и психологической перестройкой.

Именно в этом периоде наиболее велика опасность перехода патохарактерологического развития в стойкую патологию личности. Но, с другой стороны, именно в этом возрастном периоде возможно сглаживание трудностей поведения и имеются условия, способствующие «депсихопатизации».

Несмотря на то, что описанные клинические формы патологии поведения у детей и подростков имеют психогенное (в широком смысле) происхождение, их возникновение в значительной мере зависит также от ряда условий, таких, как легкая резидуальная церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, биологические сдвиги, свойственные возрастным кризам, прежде всего пубертатному, особенности личности.

Как видно из изложенного выше, перечисленные разновидности пограничных состояний, обусловливающие трудности поведения и нарушения школьной адаптации, а иногда и сопровождающиеся асоциальным поведением у подростков, представляют динамические формы, связанные друг с другом незаметными переходами и нередко трудно разграничимые. Они нуждаются в отграничении, с одной стороны, от психопатии, а с другой стороны, от состояния педагогической и социальной запущенности.

Несмотря на обратимость описанных психогенно обусловленных форм патологии поведения и характера при неблагоприятных условиях среды, их длительном сохранении, а также при наличии внутреннего конфликта возможна трансформация преходящих изменений характера в относительно стойкую патологию личности, утрачивающую какие-либо психологически понятные связи с особенностями психотравмирующих влияний и трудно отличимую или неотличимую к зрелому возрасту от аномальной психопатической личности.

В свете изложенного очевидно, что коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на предупреждение и устранение психогенно обусловленных трудностей поведения у детей и подростков, имеют важное значение не только для преодоления школьной дезадаптации и недопущения педагогической и социальной запущенности детей и подростков, но и для профилактики стойкой патологии личности.

Наши рекомендации