Проблемы нормы и патологии в клинической психологии (основные психологические концепции нормы и патологии)

Не существует единого представления о норме и патологии.

Расплывчивость границ нормы: «нет ничего в патологии, чего не было бы в норме». Пр.: сдвиг мотива на цель (норма) является механизмом формирования патологии личности. Пр.: неверное суждение. В норме – постоянно встречается, в патологии приобретает форму бреда.

Взгляды на проблему нормы:

1. Статистический подход. Быть нормальным значит быть как все, т.е. соответствовать некому среднестатистическому нормативу. Пр.: МКБ-10, умственная отсталость (F70). Если IQ < 20 – глубокая умственная отсталость; 20-24 – выраженная; 30-49 – умеренная; 50-70 – легкая; 71-84 – Норм к норме; 85-114 – норма; 115-124 – выше нормы; 125-134 – высокий интеллект; более 135 – гениальность. Самый высокий IQ = 228. В идеале возможно получение стандарта, напр., объем слухоречевой памяти (7± 2).

норма определяется как некоторым образом выб­ранный диапазон вокруг «средней психики», а к области патологии отно­сится все, что выходит за пределы этого диапазона.

Плюсы– возможность объективной квалификации, возможность верификации, возможность измерения, устойчивость.

Недостатки этого подхода:

- Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным. Оптимум адаптации, связь идеей естественного отбора, микросоциум и макросоциум, конформность как вариант оптимума адаптацииТак, адаптация к микросоциуму может означать деза­даптацию к макросоциуму, причем выживание может иметь или не иметь место в обоих случаях, но выживать при этом будут качественно разные личности. Примерами могут служить как антиобщественные (социально-патологические) группы в относительно «здоровом» обществе, так и ростки высших форм общественной организации в обществе отсталом или дегра­дировавшем. Некоторые авторы рассматривают психические расстройства как форму адаптации к изменившимся условиям жизни. Пр.: в современном обществе: неврозы, алкоголизм и т.п. Проблема психологических защит. «Научно-технический прогресс оплачен человеческим регрессом».

При этом считается, что все способствующее выживанию является нормальным, а все, что работает про­тив него, ненормальным.

Минусы – нечувствительность к динамике, игнорирование крайних значений( гениальность как форма ненормальности), усредненность как норма, игнорирование индивидуальности.

2. Психопатологический подход. Если ничего не болит, если всё в порядке, то это норма. Галлюцинации – особый дар в некоторых культурах . В этом подходе только оцениваются границы нормы, в рамках этого подхода нормы вообще не осталось (~ 80% населения имеет отдельные симптомы психических расстройств).

3. Сравнение себя с самим собой. Отношение между собой сейчас и тогда. Но тогда норма сужается до границ индивида, т.е. проблема нормы снимается.

4. Культурно-релятивистский подход. Нормальный тот, кто соответствует представлениям о норме в данной конкретной культуре.

Нормальным признается пове­дение, соответствующее социальным нормам (конформное), а патологическим - отклоняющееся от этих норм (девиантное). Два обстоятельства делают невозможным при таком подходе однозначное определение нормального и патологического поведения:

(1) множественность «социумов», к которым принадлежит каж­дый индивид, и

(2) неоднородность предъявляемых социумом требований.

В силу этих обстоятельств поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, референтной группы, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т.п.).

При таком определении номы к области патологии оказываются отнесенными не только все виды преступ­ного поведения (независимо от его мотивов и причин), но и различные не­конформистские (радикальные, новаторские и проч.) элементы общества, способные играть положительную роль в его развитии.

Понятия:

1) Поведенческая норма.

2) Ранговая норма. Это идеальные стандарты поведения, ожидаемые от лица, имеющего особую социальную роль и статус.

Есть некоторые общие критерии, которые, в сущности, не зависят от культурной принадлежности и времени. ВОЗ: «универсальные психические расстройства».

5. Гуманистический подход. Норма как идеал. Оценка нормы самой по себе (вне патологии). Множественные попытки показать, что такое нормальная личность. Норма – человек самосовершенствующийся и самоактуализируюшийся (А. Эйнштейн, М. Вертгаймер, А. де Сент Экзюпери). Характеристики таких личностей:

ü Эффективное и свежее восприятие реальности, Принятие себя, других и природы, Непосредственность и простота, Центрированность на цели ,Независимость, Автономия, Спокойное отношение к социальным поощрениям ,Разграничение целей и средств , Философское чувство юмора, Креативность

Подход Э. Фромма. Критерии нормы:

I. Продуктивность деятельности

II. Связь с внешним миром через эмоции, т.е. переживания (Франкл)

III. Постижение объективной реальной реальности своим интеллектом

IV. Осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними людьми

V. Непризнание иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным

VI. Нормальный человек постоянно возрождается

VII. Жизнь – величайшее из дарованных благ.

Этот подход рассматривает норму как совокупность идеальных черт, свойств, признаков, которыми должна обладать здоровая личность. Норму задают в виде идеала, образца для подражания.

Данный подход пытается выделить то позитивное, несводимое к психопатологическим понятиям, что несет в себе нормальная личность. Здесь ши­роко ставится вопрос о здоровье личности как о неко­тором особом достоянии, полноте, а не об одном отсут­ствии тех или иных ущербов и недугов.

Но в данном подходе описывается конечный продукт — ставшая личность, и ничего или крайне мало говорится о самом главном и ценном для теории и практики — о том процессе, ко­торый привел к ее появлению, и о тех внутренних зако­номерностях, что лежат в основе этого процесса.


Наши рекомендации