А. На уровне коры головного мозга
От периферических нервных рецепторов, воспринимающих опасные или разрушающие раздражители, нервные импульсы, несущие информацию об угрозе, по афферентным нервным путям поступают в кору головного мозга. Кора проводит анализ раздражителя. Если она "решила", что раздражитель не представляет опасности, то стрессовая реакция не развивается. И наоборот, если человек решил, что полученное им известие содержит информацию об угрозе, то стрессовая реакция развивается дальше, т. е. переходит на следующий этап с вовлечением новых нервных клеток, новых структур мозга и новых механизмов регуляции.
На этом "корковом" этапе развития стресса адекватным способом профилактики и лечения будет психотерапия. Цель работы с пациентом заключается в устранении у него чувства опасности и дефицита информации о ситуации, в восстановлении конструктивности его представлений о самом себе и своих действиях.
Задачи психотерапии состоят в том, что человеку нужно помочь разобраться в ситуации, дать информацию о нем самом, о том, что в стрессовом состоянии человек чувствует страх, не может конструктивно мыслить и действовать, поэтому преувеличивает опасность. Реально ситуация гораздо менее опасна. Нужно расширить сведения об обстановке, о действиях других людей в аналогичных ситуациях. Надо помочь найти варианты уменьшения чувства опасности и деструктивности, в том числе за счет его собственных интеллектуальных и волевых ресурсов, за счет помощи друзей, родных, врачей и т. д. Нужно составить понятную и адекватную программу действий, что позволит обрести конструктивность и последовательность в поведении и, тем самым, устранить дефицит информации, уменьшить чувство опасности.
Б. На уровне подкорки (лимбико-ретикулярного комплекса)
После коры, оценившей ситуацию как угрожающую жизни и интересам человека, соответствующие нервные импульсы по нервным путям поступают в другую часть мозга — лимбико-ретикулярный комплекс. Это совокупность корковых, подкорковых и стволовых структур, функционально связанных как субстрат эмоциональных и мотивационных состояний организма. При прохождении нервных импульсов через эту область мозга формируются эмоциональные и волевые компоненты стрессовой реакции — появляются тревога, страх, депрессия, агрессия, побуждение бежать или драться и т. д.
На этом уровне коррекцию стрессовой реакции можно провести препаратами, действующими на структуры лимбико-ретикулярного комплекса и их связи, — транквилизаторами, нейролептиками, антидепрессантами-седатиками, антиадренергическими и антигистаминными препаратами.
Транквилизаторы — мебикар, феназепам, седуксен, элениум, рудотель, мепробамат, фенибут, грандаксин и др. — в терапевтических дозах устраняют тревогу и страх, уменьшают боль и ощущение опасности, улучшают коммуникабельность, облегчают проведение психотерапии. По нашему мнению, сложившемуся в результате научных исследований и многолетнего практического опыта, наиболее целесообразно применять при стрессе дневной транквилизатор мебикар. После приема этого препарата развивается комплекс противострессовых или адаптогенных эффектов. Чувство тревоги и страха уменьшается до полного исчезновения. Успокоившись, человек обретает способность логически и конструктивно мыслить и без помех выполнять принятое решение. При этом повышаются эмоциональная устойчивость и физическая выносливость. Другие транквилизаторы — феназепам, седуксен, элениум и т. п., не относящиеся к дневным, вызывают эмоциональное безразличие, сонливость, расслабление мышц, снижение активности, заторможенность в мыслях и действиях. Они показаны на ночь для успокоения и улучшения сна и не показаны, если человеку в опасной ситуации необходимы скорость, ясность и четкость в мыслях и действиях. В легких случаях могут помочь растительные аналоги транквилизаторов: новопассит, стрессплант, дормиплант и др.
Нейролептики — терален, сонапакс, аминазин, пропазин, азалептин, тизерцин — в малых дозах (10—25 мг) устраняют тревогу, возбуждение, растерянность, способствуют засыпанию. Если при остром стрессе эти симптомы у людей имеются и резко выражены, то для их коррекции нейролептики показаны, однако их применение ограничивается побочными эффектами — угнетением эмоций и мотиваций, сонливостью, снижением кровяного давления.
Антидепрессанты с седативно-транквилизирующим действием — коаксил, амитриптилин, азафен, леривон, лудиомил и другие в малых дозах, не вызывающих побочных эффектов, способствуют быстрому устранению тревоги, при длительном лечении (более 2—-3 недель) редуцируются навязчивости, панические атаки, депрессия.
Антиадренергические препараты, уменьшающие передачу нервных импульсов в области адренорецепторов, действуют по нескольким механизмам:
адреноблокаторы — пирроксан, бутироксан, анаприлин, редергин, дигидроэрготамин и другие — блокируют адренорецепторы;
симпатолитики — резерпин, раунатин, октадин — нарушают накопление медиаторов, уменьшают их содержание в нервных окончаниях;
стимуляторы альфа-2-адренорецепторов — клофелин и допегит — уменьшают выделение норадреналина из нервных окончаний, снижают поток симпатических импульсов из ЦНС.
Основное показание к назначению антиадренергических препаратов — артериальная гипертензия, развивающаяся в результате стресса, но они обладают также противотревожным и седативным действием.
Антигистаминные препараты — димедрол, супрастин, пипольфен — при стрессе применяются не по прямому назначению, как блокаторы гистаминорецепторов, а главным образом, из-за побочного седативного и транквилизирующего эффекта.
Алкоголь, если его рассматривать как фармакологически активное вещество, оказывает успокаивающее, угнетающее, расслабляющее, обезболивающее действие, облегчает засыпание. За эту совокупность эффектов его называют бытовым транквилизатором или адаптогеном. Однако в инструкциях по оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях алкоголь относится к средствам, противопоказанным для применения. Эмоциональные проявления стресса — тревогу, страх, а также боль алкоголь устраняет. Но людям в стрессовой ситуации необходимо сохранять четкость, ясность и скорость мышления, точность координации и скорость движений. Алкоголь притупляет чувство опасности, ухудшает способность к приему и обработке информации и к адекватным действиям Поэтому человеку, находящемуся в опасности, от опьяняющего действия алкоголя будет больше вреда, чем пользы.
Применение наркотиков при стрессах ограничено строгими медицинскими показаниями — когда стрессам сопутствуют невыносимые боли, например, из-за физических травм, ран, переломов костей, ожогов. Наркотики снимают боль, уменьшают тревогу и страх, устраняют чувство опасности, но, как и алкоголь, увеличивают дефицит информации из-за искажения процессов восприятия, мышления и всех видов ориентировки. Угнетение всех видов регуляции, дыхания, кровообращения, пищеварения и других жизненно важных функций организма, возможность развития психической и физической зависимости от наркотиков приносят пострадавшим больше вреда, чем пользы.