Эндокринные механизмы адаптационного синдрома на уровне гипоталамуса, гипофиза и коркового вещества надпочечников. Адренокортикальная ось стресса

Это звено в структуре стрессовой перестройки организма образуется из нескольких компонентов.

Высшим отделом считается определенная часть мозга — со­вокупность нейросекреторных клеток гипоталамуса, которые при стрессе синтезируют и выделяют в кровь кортикотропин-рилизинг-гормон. Это вещество состоит из аминокислот. Из­вестно его строение, а также препараты, стимулирующие (либерины) и тормозящие (статины) его выход. Коаксил способ­ствует уменьшению продукции этого гормона гипоталамусом, повышению устойчивости нервных клеток к стрессу и ускоре­нию их восстановления. Теоретически возможна коррекция стресса на этом уровне, но только по строгим показаниям.

Кортикотропин-рилизинг-гормон по венам попадает в гипофиз и стимулирует клетки передней доли гипофиза, которые начинают секретировать в кровь адрено-кортико-тропный гормон (АКТГ). Существует лекарственный препа­рат кортикотропин, который можно применять при дефи­ците эндогенного АКТГ.

АКТГ с током крови доносится до коры надпочечников. Клетки пучковой зоны коры, получив "команду" в виде АКТГ, начинают повышать продукцию и выделение в кровь гормо­нов глюкокортикостероидов (ГКС) — кортизола, кортизона и кортикостерона. Препараты этих гормонов широко применя­ются при стрессах, особенно при ургентных состояниях — преднизолон, метипред, триамсинолон, двксаметазон и др.

ГКС способствуют дальнейшему развитию энергообеспе­чивающих и защитных процессов в структуре стресса.

Чтобы увеличить образование энергии в организме, ГКС способствуют вводу новых источников энергоносителей.

Усиливается процесс глюконеогенеза — образование глю­козы из аминокислот и белков соединительной ткани. Кон­центрация глюкозы в крови повышается, но количество клеток иммунной системы, образующих антитела, умень­шается. Вследствие этих приспособительных процессов при стрессах возрастает риск развития сахарного диабета и сни­жения иммунитета.

Снижение иммунитета приводит к тому, что у стрессированных людей обостряются хронические инфекции, в том числе туберкулез, грибковые поражения кожи и слизистых и др. Активизируется вирус герпеса. Люди в стрессовом со­стоянии легче заражаются инфекционными болезнями, тя-

желее и дольше болеют. Это снижает эффективность профи­лактической вакцинации, так как синтез антител понижен. Эти последствия стресса приводят к большим потерям здо­ровья и средств, однако их связь со стрессами большинство людей не осознают.

Превращение белков соединительной ткани в глюкозу также имеет медицинские последствия. Замедляются процессы роста, срастания переломов, рубцевания инфарктов, вос­становления после заболеваний и т. д.

При стрессе нужно проводить профилактику инфекций, из­бегать контактов с больными, распространителями инфек­ций, при первых признаках заболевания проводить интен­сивную терапию. Потерю белков при стрессе нужно компен­сировать повышением количества полноценного белка в пище.

Одним из адаптивных эффектов глюкокортикостероидов является повышение выделения жирных кислот и холестери­на в кровь, которые должны окисляться с высвобождением энергии. Если жирные кислоты, холестерин и триглицериды не расходуются на "борьбу и бегство", то создаются пред­посылки для их отложения в стенки сосудов и развития атеросклеротических бляшек. Стрессы способствуют разви­тию атеросклероза.

С целью повышения энергообеспеченности наиболее важ­ных функций и органов ГКС вызывают торможение энерго­емких процессов — деления клеток, роста, размножения. Сэкономленные энергоресурсы расходуются на "бегство-борьбу", но задержка деления клеток приводит к образова­нию язвна слизистых желудка и 12-перстной кишки, к от­ставанию детей в росте.

ГКС обладают еще одним очень важным для адаптации дей­ствием. Они повышают устойчивость организма к токсинам. Этот эффект реализуется благодаря тому, что ГКС встраиваются в мембраны клеток и становятся их структурным элементом. Мембраны клеток при этом укрепляются, стабилизируются, становятся более устойчивыми к токсинам. Например, устой­чивость к токсинам гемолитического стрептококка повышает­ся в 10 раз. При наличии токсина гемолиза эритроцитов не происходит. ГКС, таким образом, обеспечивают возможность сосуществования организма с патогенами, не устраняя их.

Глюкокортикостероиды оказывают значительное влияние на работу центральной нервной системы. Оно вытекает из потребностей адаптации. При стрессе человеку необходимо быстро воспринимать и обрабатывать информацию, быстро принимать и выполнять решения. Для этого нужно повы­сить скорость передачи нервных импульсов. Эти потребнос­ти при стрессе реализуются с участием ГКС. Они оказыва­ют пермиссивное действие, т. е. повышают чувствительность рецепторов к медиаторам — ацетилхолину, дофамину и др. В результате этого у людей во время острой стрессовой ре­акции бывают периоды повышения психомоторной актив­ности, не имеющей целенаправленности. Это перевозбужде­ние может стать причиной бессонницы, обострения психо­зов и эпилептических припадков.

АКТГ способствует увеличению количества клеток в пуч­ковой зоне коры надпочечников, которые синтезируют ГКС. Происходит гиперплазия самих надпочечников, чтобы по­вышалась продукция ГКС.

АКТГ "вносит вклад" в ускорение доставки субстратов окисления и кислорода в ткани благодаря увеличению объема циркулирующей крови и повышению артериального давле­ния. Это реализуется за счет стимуляции адренокортикотропным гормоном клеток гломерулярной зоны коры над­почечников, образующих и секретирующих в кровь минералкортикоидные гормоны — альдостерон и дезоксикортикостерон. Эти гормоны повышают реабсорбцию (обратное всасывание из мочи) натрия, а вслед за ним и воды.

Целесообразная в условиях стресса задержка в организме воды и натрия сопровождается повышенным выделением с мочой, т. е. потерей калия и кальция.

Калий участвует во множестве электрохимических про­цессов в клетках, интегрированных в процессы регуляции функционального состояния клеток. Дефицит калия прояв­ляется нестабильностью нервной системы, ритма сердца, слабостью мышц и склонностью к тетаническим судорогам и т. д. Потеря кальция проявляется разрушением зубов и хрупкостью (ломкостью) костей вследствие остеопороза у стрессированных людей. Повышение концентрации кальция в моче может способствовать образованию камней в почках.

Профилактику дефицита калия и кальция при стрессах можно проводить через подбор продуктов. Пищевые источ­ники калия — сухофрукты и картофель, кальция — молоч­ные продукты. Можно давать калий и кальций в форме ле­карственных препаратов — панангина, хлористого калия, глю-коната кальция и т. п.

„Вклад" в адаптационный синдром гормона роста. Соматотропная ось стресса

Это звено адаптационного синдрома формируется парал­лельно с адренокортикальной осью. Высшим отделом явля­ются нейросекреторные клетки гипоталамуса, вырабатыва­ющие и выделяющие в кровь соматотропин-рилизинг-гормон. Его строение известно. Он состоит из цепочки аминокислот. Известны также вещества-регуляторы синтеза этого гормона — статины и либерины.

Соматотропин-рилизинг-гормон достигает клеток передней доли гипофиза, для которых он является стимулом для синте­за и секреции соматотропного гормона или гормона роста. Его состав также известен. Это полипептид. Имеется препарат соматотропин, идентичный человеческому гормону роста. Он применяется в качестве заместительной терапии при дефиците гормона при наследственных эндокринных заболеваниях.

В структуре стресса гормон роста "вносит свой вклад" в повышение энергообеспеченности организма — увеличива­ется содержание в крови глюкозы и свободных жирных кис­лот. Это повышает риск развития сахарного диабета и ате­росклероза.

Гормон роста увеличивает, ускоряет транспорт аминокис­лот в клетки, повышает синтез белка в них, оказывает ана­болическое действие. Благодаря действию гормона идет струк­турная перестройка тканей, повышаются масса и мощность работающих органов, спонтанно заживляются язвы в же­лудке и кишечнике, несмотря на сохранение стрессового состояния человека и отсутствие противоязвенного лечения. Человек обретает устойчивость (резистентность) к действию стрессирующих факторов.

„Вклад" в адаптационный синдром гормонов щитовидной железы. Тиреоидная ось стресса

Структура тиреоидной оси аналогична предыдущим и включает гипоталамические клетки, секретирующие тирео-тропин-рилизинг-гормон, стимулирующий продукцию ги­пофизом тиреоидстимулирующего гормона, который в свою очередь стимулирует продукцию гормонов щитовидной же­лезы — тироксина и трийодтиронина.

Тиреоидные гормоны развивают уже идущие в организме процессы, вводят новые источники для повышения энерго­образования и ускорения метаболизма и кровотока. Тирео­идные гормоны повышают транспорт глюкозы и аминокис­лот через клеточные мембраны. В малых дозах оказывают анаболическое действие на белковый и жировой обмен. В средних дозах активизируют метаболизм белков, жиров и углеводов, усиливают окислительные процессы, повышают потребность тканей в кислороде, функциональную актив­ность сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Увеличивается сократимость сердца, повышаются тонус со­судов и артериальное давление, учащается пульс.

Изложенные в данном издании представления об этапно-сти развития адаптационного синдрома и структурирование каждого этапа на компоненты облегчают целостное, сис­темное понимание стресса, основных потребностей и "уяз­вимых мест" организма в состоянии стресса, определяют под­бор препаратов для дифференцированной коррекции стрес­совых расстройств.

Известная клинико-патофизиологическая классификация этапов стресса также выделяет три стадии или фазы: трево­ги, резистентности и истощения. Эти фазы соотносятся с описанными нами этапами (осями).

Вегетативная и психофизиологическая оси, в функцио­нировании которых основную роль играют катехоламины (адреналин и норадреналин), соответствуют фазе тревоги.

Эндокринные оси, обеспечивающие повышение продук­ции глюкокортикоидов, соматотропного и тиреоидного гор­монов, соответствуют фазе резистентности и достижению

адаптации. На этом этапе, несмотря на продолжающееся воз­действие вредностей на организм, симптомы повреждения исчезают. Организм, перестроив процессы регуляции и ме­таболизма в соответствии с повышенными потребностями, вновь входит в состояние равновесия.

При слишком интенсивном или длительном воздействии патогенов, превышающем возможности организма к адапта­ции, происходит истощение эндокринных осей. Других (но­вых) возможностей для приспособления к повреждающим воздействиям у организма нет. Все симптомы повреждения вновь усиливаются. Это соотносится с фазой истощения, на фоне которой может наступить летальный исход.

КОРРЕКЦИЯ СТРЕССА

Наши рекомендации