Описание и диагностика симбиозной враждебно - зависимой пары
При этих отношениях каждый супруг вначале держится за фантастическую идею о том, что его партнёр является единственным человеком, способным дать ему всё то, чего он в
детстве был лишён родителями. Однако со временем реальность даёт о себе знать, и становится ясно, что ни один из партнёров не является добрым исполнителем всех желаний. По мере того, как рассеивается эта иллюзия, в каждом из партнёров закипает злость. Часто такая модель возникает в парах, где один или оба партнёра страдают нарциссизмом или состоянием, близким к этому. В их детстве стадия симбиоза была недостаточной или прерванной раньше времени. Индивидуум в пограничном состоянии часто начинает идеализировать своего партнёра и ждёт от него выполнения своих неисполненных симбиозных желаний. Однако "идеальный партнёр" не может долго быть идеальным. Изначальная привязанность может быстро смениться яростным противлением. Нарцис-сирующий индивидуум становится злобным по другим причинам. Нарциссист обычно ориентирован на другого и зависит от партнёра, дающего повод для самолюбования. Поскольку это бывает невозможно осуществлять ежедневно, он начинает злиться на партнёра. Он не способен смотреть на партнёра как на самостоятельную личность и не хочет, чтобы партнёр занимался своим делом или имел свои интересы. Это уменьшает доступность партнёра и вступает в прямое противоречие с потребностью в постоянной поддержке и одобрении. Нарциссирующая личность будет ругать и порочить своего супруга за отказ служить зеркалом или быстро найдёт другого, более подходящего партнёра.
Модель враждебно-зависимых отношений является комплексной моделью, в которой уживаются противоречивые убеждения и надежды. С одной стороны, каждый партнёр считает, что другой должен заботиться о нём, с другой стороны, каждый партнёр думает, что он не достоин такой заботы. В результате, как ни странно, партнёры рассчитывают на заботу, требуют заботы и отказываются от неё, когда им её предлагают. Безвыходность этой ситуации усугубляется ярко выраженной боязнью расстаться, что категорически отрицается, и нежеланием показать свою уязвимость или признать потребность в чём-либо. Нарциссирующие и пограничные личности, описанные выше, обычно устанавливают враждебно-зависимые отношения, при которых они рассматривают своего партнёра, как плохого во всех отношениях. Предыдущий положительный
опыт общения забывается и каждый начинает рассматривать своего партнёра, как всё более скрытную личность, что, в свою очередь, является оправданием вызывающего детского поведения.
Даже небольшие противоречия воспринимаются как глобальные атаки. Короткие перепалки возникают, как только появляются аргументы для спора. Обычно каждая последующая стычка становится более ожесточённой, чем предыдущая, и нередко заканчивается настоящей потасовкой. Любая позитивная реакция одного партнёра зачастую рассматривается другим как манипуляция, и, таким образом, бывает бесполезна для установления доверия и взаимопонимания между партнёрами. На эмпатическую реакцию одного партнёра обычно следует ответ: "Не мог ты пораньше это сделать?" Вмес~то того, чтобы принять предлагаемую помощь, её грубо отвергают. Каждый видит себя беспомощным и преследуемым всемогущим и безжалостным партнёром.
Каждый супруг во враждебно-зависимой паре считает свои задачи первоочередными и при выполнении их готов перешагнуть через дискомфорт партнёра. Оба неспособны оценить воздействие своего поведения друг на друга, но вместо этого задаются вопросом: "Что ты даёшь мне?" В отсутствие настоящей отдачи между супругами, чувство недовольства только нарастает. У обоих слабо развито чувство самосознания, и отсюда неспособность переносить критику. Даже наиболее конструктивная критика не воспринимается адекватно, а вызывает защитную реакцию типа "ты мне не нравишься, и я уйду от тебя!" Понимание этого редко приводит к изменению поведения.
Модели общения враждебно-зависимых пар запутаны и деструктивны. Она собирается сказать "а-б-в", но в итоге говорит: "ж-з-и". Он слышит: "м-н-о", а отвеча_,ет: "э-ю-я". Создаётся впечатление, что оба сознательно зашли в болото, из которого нет выхода. Добавляет путаницы тот факт, что партнёры обычно проецируют свои чувства и предположения друг на друга, но их предположения при этом редко подтверждаются. Поскольку их возможности для переговоров очень ограничены, конфликт редко заканчивается его разрешением. Они обладают большой способностью во время споров
перемалывать все имеющие и не имеющие отношение к конкретной теме проблемы в муку, чтобы и её использовать в будущих схватках.
Когда враждебно-зависимая симбиозная пара выполняет Упражнение с Бумагой, конфликт между ними обычно преувеличивается, а не прячется, как в случае с симбиозно-слитной парой. Часто приходится наблюдать гневные, агрессивные и провоцирующие действия без какого-либо намёка на переговоры, обсуждение или компромисс. Последовательность примерно такая: "Я хочу это" - "Нет, я хочу." В нижеследующем примере муж считает свои требования более обоснованными, чем требования жены и говорит: "Это принципиально важнее для меня, чем для тебя." При этом он не знает, что выбрала его жена, и не говорит ей, что означает эта бумага для него. Способность к самооценке у этих пар очень ограничена, а настоящей отдачи вообще нет. Партнёр расматривается не как самостоятельная личность со своими чувствами и желаниями, а как вражеский объект для нападения. В отличие от симбиозно-слитных пар границы враждебно-зависимой пары тщательно охраняются во избежание слияния и поглощения. Обратите внимание на этот аспект в следующем примере.
Флоренс: Я хочу это.
Майкл: Это принципиально важнее для меня, чем для тебя. Флоренс: Нет, я беру её. (Хватает бумагу.) Майкл: (гневным голосом) Ты достала меня. Флоренс: У тебя был шанс. Майкл: Да, быть грубым и бесчувственным.
Флоренс: Нужно о себе думать. Я о себе подумала. По-моему, мы по-разному смотрим на жизнь.
В этом упражнении Флоренс и Майкл точно воспроизвели развитие своих отношений до враждебно-зависимого уровня. Через год после свадьбы Флоренс забеременела. Ей было 19 лет, и она не хотела ребёнка. Майкл сказал, что уйдёт от неё, если она сделает аборт. Она приняла решение оставить ребёнка и составила с ним прочный симбиоз, в который Майкл не допускался.
Другой пример. Возвращаемся к Эдне и Стиву (см. Главу 1), которые живо демонстрируют, как внезапно пробуждается в них
агрессия. Эллин даёт им задание на Упражнение с Бумагой. Не говоря ни слова, Стив вырывает бумагу у Эдны.
Эдна: Я плохо держала её!
Стив: {смеётся) Хороший захват был. Теперь она у меня, но я дам тебе ещё один шанс (отдаёт бумагу).
Эдна: Возможно, ты снова её получишь. Я всегда только отдаю, отдаю, отдаю, потому что так меня учила мама {говорит это сердитым тоном). Что мне действительно хочется, так это вырвать бумагу у тебя из рук и запихнуть её тебе в глотку! {Оба тянут за бумагу, и она рвётся). Стив: Как ты посмела забрать её у меня!
Эдна: Мне кажется, никто бы из нас не уступил. Если я отдам, как учила мама, то не получу ничего. Лучше часть чего-то, чем ничего. Стив: У нас с тобой кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть. Эллин: Это символ ваших отношений? Стив: Просто так всегда бывает. Эдна: Мы всегда тащим каждый в свою сторону. Мы никогда не действуем, как одна команда. За кем-то остаётся последнее слово, но обычно мы оба бываем рассержены.
Возникает вопрос, почему же враждебно-зависимые пары считаются симбиозными? Полное отсутствие дифференциации у обоих партнёров вместе с крайней степенью эмоциональной зависимости друг от друга и взаимной неспособностью удовлетворить желания или требования другого создают непостоянный, но плотный симбиоз. Партнёры постоянно требуют друг от друга выполнения нереальных задач. Ссоры происходят, в основном, вокруг фразы "Ты не делаешь, то чего хочу я." Эти люди редко имеют своих личных друзей, с которыми они могли бы провести время вдвоем. Зависимость друг от друга настолько сильная, что партнёр начинает злиться, когда его просят выразить словами, что он хочет от другого. Предполагается, что каждый партнёр так похож на другого, что не требуется словесного воспроизводства желаний. Ожи-дается, что он способен читать мысли: "Если бы он Действительно любил меня, он бы знал, чего я хочу!"
Во враждебно-зависимых отношениях почти невозможно соблюдать границы своих эмоций; ни один из партнёров не может
находиться "вне орбиты" чувств другого. Как только один высказывает своё чувство, второй принимает его за обвинение, и конфликт раз-торается. Чувства настолько размыты, что часто у партнёров возникает одно и то же чувство в одно и то же время. Одна женщина объясняла Питеру, что она не может испытывать эмпа-тию, когда её муж грустит, потому что она сама в таком случае загрустит. Для неё легче прервать грусть мужа, чем вызвать свою собственную. Когда один супруг начинает вести себя по-детски, соревнуясь с другим за исполнение своих желаний, поведение второго становится ещё более детским и требовательным, и вскоре оба уже ссорятся, как двухлетние малыши в песочнице.
Отсутствие само-дифференциации во враждебно-зависимых отношениях делает для партнёров чрезвычайно трудным четко определить и выразить свои желания, мысли и чувства. Поэтому они не могут выразить себя в целом, не могут представить себя партнеру в не-конкурентном, а позитивном виде. Все это ведет, с одной стороны, к регрессу и, с другой стороны, к возникновению колоссального страха перед расставанием и - одновременно - перед поглощением одного партнёра другим. Конфликт и агрессия затем используются для сохранения дистанции, а привязанность и зависимость при этом увеличиваются.
ТЕРАПИЯ СИМБИОЗНОЙ ВРАЖДЕБНО-ЗАВИСИМОЙ ПАРЫ
Партнёры по враждебно-зависимой паре надеются на многое, но в действительности получают очень мало. Они будут говорить о переменах в себе, в своих отношениях, об огромном скачке своего уровня зрелости, тем не менее, внутри себя они знают, что никогда не достигнут провозглашаемых заманчивых целей. Как психотерапевт, работающий с такими парами, вы можете быть в недоумении, как и с чего начать терапию. Если вы начнёте обсуждать содержание проблем, представленных клиентами, вы почувствуете, что вы всё время отстаёте; пара может генерировать столько проблем, что вы с ними не справитесь, даже если они будут к вам ходить три раза в неделю.
При этом каждая проблема представляется важной и значительной. Если же как терапевт, вы отойдёте в сторону от содержания их проблем и поможете партнёрам самим взглянуть на систему своих отношений, давая свои замечания по этому поводу и рассказывая о своём внутреннем видении процесса их общения, ваши усилия, как правило, встретят апатию или реакцию типа: "ну и что?" Распространённой является также реакция: "Мы только говорим о наших проблемах, а когда же мы будем их решать?" Подойдёт ли вообще супружеская терапия таким парам? Как психотерапевт планирует достижение реалистичных целей?
Основной целью проведения супружеской терапии у враждебно-зависимых пар является развитие уверенности в себе и способности каждой личности принимать и поддерживать проявление "я" у своего партнёра. Это нелёгкая задача. Чтобы описать наш подход, мы остановимся на методах, которые мы используем для достижения этой цели. В начале мы активно вмешиваемся, чтобы сдержать основные защитные реакции партнёров - дистанцирование и враждебность. Это вмешательство позволяет терапевту взять инициативу в свои руки, установить границы, в которых будет проходить терапия, и контролировать общение клиентов у себя в кабинете. Затем, для того чтобы вывести супругов из трясины враждебной зависимости, мы помогаем паре осознать, что семейные отношения дают хорошую возможность познать себя и залечить психологические травмы своего детства. Это может произойти, только если между партнёрами установится эмпатия, и каждый сможет положиться на другого в трудную минуту. По мере прохождения курса терапии каждый учится быть откровенным с самим собой и поддерживать эту откровенность в партнёре.
Сдерживание враждебности: взлёты и падения Эдны и Стива
Вернёмся теперь к Эдне и Стиву, чтобы проиллюстрировать разные варианты вмешательства, которые могут быть использованы для закрепления начальной стадии терапии. Как вы помните из Главы 1, посвященной моделям развития, Эдна
и Стив пришли к психотерапевту после двух лет отношений между собой. К тому времени их отношения стали похожи на отношения враждующих детей. Это - враждебно-зависимые, дошедшие до плевков и бросания предметов друг в друга отношения. После первых двух сеансов, посвященных истории развития пары и Упражнению с Бумагой, мы составили с Эдной и Стивом терапевтический контракт. Третий сеанс мы начали с того, что рассказали им о том, что их отношения характеризуются, в основном, враждебностью и чрезмерной зависимостью и высказали уверенность в том, что пока им не удастся избавиться от этих характеристик, их отношения будут оставаться напряжёнными и ущербными. После этого мы предложили им три следующие задачи:
1. Заменить враждебность поддержкой друг друга.
2. Перейти от оценки партнёра как "плохой" к более взвешенной оценке, при которой оба партнёра не будут рассчитывать на безоглядную любовь другого.
3. Развивать внесемейные занятия и дружеские отношения.
Они согласились с этим контрактом, и мы установили 12 еженедельных сеансов, обязавшись подвести итоги через три месяца.
Из-за примитивного поведения этой пары, нам пришлось расписать план терапии на начальном этапе. Мы установили ограничения в их поведении, необходимые для проведения терапии. Мы потребовали, чтобы каждый из них приходил вовремя на все сеансы, не уходил раньше времени и не бросал вещи в другого. Мы также договорились, что никто из них не будет угрожать прекратить курс до его окончания.
Следующим шагом было ограничение их агрессии в домашних условиях. Для этого мы использовали наше упражнение "Ограничения". Чтобы выполнить это упражнение, мы просим партнёров закончить дома четыре следующих предложения:
1. Во время ссоры мне разрешается следующее:
2. Во время ссоры тебе разрешается следующее:
3. Во время ссоры мне нельзя следующее:
4. Во время ссоры тебе нельзя следующее:
Обычно, после того, как каждый партнёр вдумчиво и внимательно заполняет ответы, мы их обсуждаем на следующей встрече. Конечно, мы просим клиентов давать только такие обещания, которые они смогут выполнять. Если они не согласны с конкретным пунктом, указанным супругом, мы ищем ему альтернативу, для того чтобы контракт был приемлемым для обоих клиентов и имел хорошие шансы на успех. Хотя такие соглашения не всегда выполняются, они всё же обеспечивают более безопасный и прогнозируемый характер потасовки, если она случается во время домашнего скандала. Когда Эдна и Стив закончили упражнение, они договорились о следующем:
1. Допустимое поведение Эдны:
- Кричать.
- Сказать, чем она недовольна.
- Попросить Стива сделать что-то по-другому.
- Швырнуть об стенку в прихожей любую из своих вещей.
- Хлопнуть дверью.
2. Недопустимое поведение Эдны:
- В порыве гнева уехать из дома.
- Ударить, оцарапать, плюнуть, укусить Стива.
- Во время ссоры неожиданно уйти из дома, не сказав, когда вернётся.
- Отказаться прекратить ссору.
3. Допустимое поведение Стива:
- Повышать голос.
- Требовать, чтобы Эдна выслушала его, потому что он собирается сказать нечто важное.
- Попросить время для решения проблемы.
4. Недопустимое поведение Стива:
- Оставлять грязные тарелки где-нибудь в спальне или в гостиной.
- Плеваться.
- Разбить что-нибудь из вещей Эдны.
- Бросать вещи в Эдну.
- Ударить её или пригрозить насилием.
- Неожиданно среди ссоры уйти из дома.
Мы попросили Эдну и Стива по очереди выбирать тему для обсуждения на следующий месяц терапии. Их свобода
выбора была ограничена лишь одним: им нельзя было обсуждать ссоры или нерешённые противоречия за прошед-тпую неделю. Вместо этого за месяц каждый должен предложить дискуссию на тему, что они хотят сделать, чтобы их отношения изменились в лучшую сторону. После этих сеансов они согласились проводить два вечера в неделю, в среду и субботу, вместе, отдыхая или развлекаясь как супружеская пара. Договорились, что в субботу вечером Эдна будет решать, что им делать, а в среду - Стив.
Позже Стив и Эдна разработали план турпохода вместе с другой парой. Обсуждая вместе с нами планы на ближайшие выходные, Эдна объяснила, что она хочет от Стива, чтобы эти выходные прошли успешно. Благодаря такой подготовке, они смогли отправиться в поход без раздражения и провести весь уикэнд, наслаждаясь компанией друг друга.
Эдна: Это было лучшее время, которое мы провели вместе за два года. Мне понравилось, как вы с Джеком разводили костёр и жарили мясо. Ещё мне понравилось, что не нужно было за всё отвечать во время похода.
Стив: Мне тоже очень понравилось. Я чувствовал себя легко. Не нужно было каждую минуту смотреть на тебя, ожидая упрёков или поучений. Понравилась наша с тобой прогулка на озеро на закате дня, возвращение и ужин вчетвером. Хорошо, что мы смогли опять прекрасно провести время.
На этом этапе терапии мы продолжали поддерживать усилия Эдны и Стива по созданию позитивной обстановки у них дома. Мы по-прежнему запрещали им вести любые разговоры о прошлых ссорах. В дополнение к этому мы перешли к обсуждению, почему каждый из них считает другого плохим и скрытным. Остановились на претензиях Эдны.
Питер: (Эдне) Что произойдёт, если вы перестанете злиться и обвинять Стива?
Эдна: Не знаю. Я привыкла терпеть. Это легко. Эллин: И вы привыкли злиться - вам даже нравится это. Эдна: Да, вы правы. Не знаю, как вести себя по-другому Если бы я знала и вела себя как-то иначе, может быть это мне понравилось бы. Но если ничего другого не знаешь, какой смысл что-то менять?
Эллин: А какой смысл в ссорах?
Эдна: Всё зависит от нас. Я могу остаться со Стивом в зависимости от его перемен, но меня не нужно заставлять измениться. Я скорее буду ссориться на словах, но не на деле. Питер: Итак, главный вопрос к вам. Что случится, если вы перестанете ссориться со Стивом?
Эдна: (улыбаясь) Придётся, наконец, заняться собой, вместо того, чтобы ссориться с ним.
Затем Эдна согласилась начать делать что-то для себя, высказав при этом опасение, что в результате этого она может обнаружить, что больше не нуждается в Стиве.
Со Стивом мы обсудили его опасение, что Эдна уйдёт от него, так же как когда-то ушла его мать. Однажды он сказал: "Я даю ей массу поводов послать меня подальше, и если она всё же уйдёт, я буду знать, что сам виноват, и что ушла она не из-за меня, а из-за моих выходок." Впервые он сказал о том, как он был напуган, когда его в возрасте трёх лет бросила мать, и как он стал объектом ярости и нападок отца-алкоголика. Сожалея о потере матери, он по-другому смог взглянуть на Эдну. Такая вот она; ходит с ним к психотерапевту, говорит, что хочет с ним остаться, надеясь, что их отношения станут тёплыми и крепкими.
К концу первого этапа терапии, мы договорились с ними, что они, каждый сам по себе, будут заниматься каким-то делом. Эдна выбрала народные танцы, а Стив предпочёл боулинг.
Начиная курс терапии с Эдной и Стивом, мы поставили задачу сдержать конфликты, так часто возникающие между ними. Для того, чтобы помочь им контролировать своё поведение, мы использовали многие методы. Краткий перечень этих методов приводится ниже. Эти методы специфичны и иногда имеют сложную структуру. Они требуют активности от психотерапевта и владения ситуацией во время сеанса.
Общие принципы терапии
1. Погасите конфликт как можно быстрее. Партнёры во враждебно-зависимой паре - опытные бойцы. Они продолжат схватку дома. Во время сеансов ни гнев, ни повышенное возбуждение
недопустимы. Терапевт должен немедленно вмешиваться, если спокойствие под угрозой. Поскольку гнев легко проявляется, клиентам важно научиться по-другому реагировать на гнев, который в прошлом неизбежно приводил к ссоре. Например, Тим сказал: "Лиз всегда преувеличивает." Прежде чем Лиз успела дать саркастическую отповедь, Питер вмешался: "Ну тогда всякий раз, когда Лиз говорит мне, что вы меняетесь в лучшую сторону, я смогу поверить ей только наполовину!" Тиму оставалось только посмеяться над таким поворотом своего заявления. Благодаря этим и другим подобным вмешательствам, Тим начал с юмором относиться к тому, как он провоцирует некоторые из их ссор. Важно, чтобы эти вмешательства были сделаны серьёзным тоном, без намёка на сарказм, готовый превратиться в юмор. Лиз, тоже научившись этому методу, скоро смогла игнорировать подобные провокации.
Установите ограничение на ссоры и заключите соглашение о поведении во время ссор. В начале курса терапии нужно помочь паре установить необходимые ограничения и правила поведения во время домашних стычек (как в случае Эдны и Стива), такие как "не применять насилие", "не угрожать разводом", "не уходить из дома в разгар ссоры" и "не угрожать убийством или самоубийством". В рамках первичного терапевтического контракта уговорите супругов провести конкретное количество сеансов (8 или 10), не угрожая друг другу разводом. На начальном этапе терапии брак должен стать недопустимым объектом для спора. Серьёзная беседа о чьём-то уходе или о разводе может состояться во время сеанса, но не в момент возбуждения после очередной ссоры. Определите приемлемые и неприемлемые слова для употребления во время ссор и установите порядок окончания ссоры. Например, Тим согласился перестать называть Лиз именем своей матери. Установите, что окончание ссоры силовым методом не может быть признано "успешным".
Самым распространённым "силовым приемом" является, конечно, простой уход . Вместо этого учите партнёров брать тайм-аут, если обнаруживается, что эмоции выходят из под контроля. Супруг, берущий тайм-аут, должен указать время возобновления "дискуссии". Помогайте партнёрам понять, что если кто-нибудь из них отказывается возобновлять дискуссию (по которой он попросил тайм-аут), то он саботирует будущий успех их взаимоотношений и заставляет другого партнёра высказывать своё недовольство. Анкета Ограничений (см. Приложение Б), использованная в случае с Эдной и Стивом, полезна для установления ясности в соглашениях, заключённых между супругами. После заполнения анкет, пара должна заключить договор, отражающий их конкретные способности. Здесь важно то, насколько вероятным и последовательным может быть исполнение этих соглашений. Отвергайте соглашения, которые партнёры не смогут выполнить или, наоборот, которые переустанавливают цели на слишком лёгкий уровень. В конечном итоге объясните паре, что создать новые модели поведения, которые им незнакомы, будет трудно, и они, естественно, будут иногда возвращаться к старым моделям, просто потому, что пока они ничего лучше не знают. Им можно привести пример человека, только что вышедшего на свободу после 15-летнего тюремного заключения. Когда он вышел за ворота тюрьмы, он решил вернуться обратно, так как знал, что ему ждать от тюрьмы, знал правила, по которым там играют. Часть курса терапии посвящена развитию новых, надёжных моделей общения, которые позволят каждому партнёру испытать выгоды выхода из "плена" своих старых отношений. Заставляйте обоих партнёров думать во время ссоры и пропускайте их ссору через себя. Когда один партнёр злится на другого, попросите его или её говорить с вами, а не с супругом. Это развивает у пары способность выслушать друг друга, прежде чем дать конфликту разгореться. Во время сеанса Стив начал говорить с Эдной об
одной ссоре, которая произошла в его офисе в присутствии его сотрудников. Мы попросили его хорошенько подумать и говорить не с Эдной, а с нами, до тех пор, пока он не вспомнит, что его так разозлило. Одновременно мы попросили Эдну пересесть на стул рядом с нами, а не сидеть около Стива. Мы также попросили ее обдумывать свои действия. Всякий раз, когда она собиралась атаковать Стива, она должна была встать, попросить его сделать паузу, и когда он остановится, она должна была пройти по кабинету, глубоко дыша, и сказать нам, когда она снова будет готова слушать и думать. Используя этот приём, Эдна смогла понять, что Стив испытывал унижение и стыд, когда его сотрудники видели их ссору. Его недовольство стало понятно, и Эдна сочувственно отреагировала на него, вместо того, чтобы позволить конфликту разгореться по типу "Ты сказал X, а я говорю У; ты ведь первый начал." С помощью этого простого приёма они определили офис Стива, как зону, свободную от конфликтов.
Не реагируйте на невербальные проявления чувств. Избегайте вопросов, что думают или чувствуют партнёры, когда сидят с болезненным выражением на лице, глубоко вздыхая или вращая глазами. Хотя эта тактика кажется противоречащей тому, чему учили многих психотерапевтов, мы находим, что эти расспросы могут спровоцировать враждебно-зависимые пары на широкомасштабное выяснение отношений.
Предупреждайте о конфронтации. Если вы собираетесь вступать в конфронтацию с одним или обоими партнёрами, смягчите этот шок для них, дав им время подготовиться к вашей конфронтации. Пробудите в них любопытство, сообщив им, что ваши слова могут вызвать у них недовольство. Пробуждая их интерес, вы начинаете отвлекать их от конфликта. Вы можете ещё больше усилить их интерес, задав такой вопрос: "Вы готовы выслушать то, что я вам сейчас скажу?" Например, Эдна всё время ворчала на Стива, од-
новременно жалуясь на его жадность, за то, что он не следит за порядком в доме и что много работает, не оставляя времени на неё. Однажды Питер сказал ей: "Я собираюсь вам сказать нечто, на что вы можете обидеться или захотите поссориться со мной, но похоже, что всякий раз, когда вы спорите со Стивом, вы наслаиваете одну проблему на другую, стараясь вывалить их все одновременно, быстро выдыхаетесь и ничего в итоге не решаете. Вы не знаете, как решить дилемму, созданную вами. Давайте сосредоточимся сначала на решении одной из ваших проблем." Осторожно предупредив Эдну о конфронтации, Питер помог ей спокойно выслушать его мнение и выбрать одну проблему - жадность Стива к деньгам. После этого они обговорили новые правила траты денег.
Предсказывайте будущие ссоры. Когда общение между супругами начинает идти более гладко, а враждебность уменьшается, говорите им о неизбежности будущих ссор. Скажите им о неотвратимости взлётов и падений, о предстоящих в скором будущем новых ссорах. Как это ни парадоксально, но предсказывая неизбежность будущих конфликтов, вы тем самым уменьшаете их вероятность и минимизируете их значение, а конфликты, в конце концов, бывают в любых семьях. Оказывайте поддержку и положительное влияние на партнёров во время сеанса. Поддержка особенно важна, когда один из партнёров берёт на себя ответственность за свою агрессивность. Например: "Стив, вы здорово подметили, как вы сами провоцируете Эдну"; или "Эдна, хорошо, что вы осознаёте свой вклад в ваши ссоры." На этой стадии очень полезны ясные и чёткие слова в поддержку само-дифференциации. Научите партнёров извиняться друг перед другом. Интересно бывает спросить партнёров, как часто они извиняются друг перед другом. Ответ обычно бывает: "Никогда." Враждебно-зависимые пары редко знают, как закончить ссору. Если они извиняются, то это, как правило, только
на словах (сказать "извини" недовольным тоном без признания своей собственной вины). Вы можете помочь ослабить напряжение, вызванное извинением, тем, что расскажете, как трудно бывает извиниться, и как извиняющийся человек, зачастую, боится потерять своё лицо или вообще чувствует себя неполноценным. Когда партнёры поймут, что извинение означает то, что произносящий его берёт на себя всю полноту ответственности за своё поведение, они начнут более позитивно относиться к нему. Извинение типа "извини" не достаточно, если оно не включает в себя признание собственной ошибки. Умение извиняться ведёт к большей само-дифференциации. Тиму было трудно извиняться перед Лиз. Он говорил: "Я чувствую себя при этом мальчишкой, который рассказывает матери, как плохо он поступил. " После того, как Тим опоздал на ужин, который Лиз приготовила для его компаньонов, он поднял, что лучше извиниться, чем пробуждать у Лиз гнев. Она ведь откликнулась на его просьбу насчёт ужина. Поскольку он чувствовал свою вину, ему следовало извиниться, а не заставлять её выглядеть сварливой женой. Сказать просто "извини, не сердись" выглядело бы безразлично. Это предполагало бы, что во всём виновата Лиз, и если бы она не сердилась, то и Тиму не нужно было бы извиняться. Ему на самом деле следовало прямо признать своё безответственное поведение. Конкретным извинением типа "извини, что поставил тебя в неловкое положение, опоздав на ужин" он мог бы продемонстрировать зрелость своего восприятия, не ставя себя в положение виноватого мальчика. Помогайте позитивному прямому общению. Если один из партнёров начинает высказывать позитивные мысли, побуждайте второго к их обсуждению. Пусть партнеры знают, что они способны испытывать какие-то чувства, обсуждая эти позитивные идеи. Хотя они оба говорят, что позитивное общение - это то, что им нужно, на самом деле оно возбуждает у них страх перед поглощением себя партнёром. В это время они могут осознать, насколько
они недооценивали своего партнёра и научиться самим оп
ределять модели своего общения. Прогресс наступает только
тогда, когда каждый понимает, каким образом он отбивает у
партнёра охоту высказывать похвалу, комплименты или про
являть заботу. Во время одного сеанса Эдна сообщила: "В
прошлое воскресенье Стив сказал мне, что ему очень пон
равилось вместе со мной выбирать в мебельном магазине
стулья для нашей гостиной, и как прекрасно, что мы снова
вместе что-то делаем, и что у него всего один раз было же
лание покритиковать меня. Я ухватилась за его последнюю
фразу и спросила, что он хотел критиковать. Как только он
мне ответил, я накричала на него. Позже я поняла, что не
заметила, сколько хороших вещей он мне сказал." Мы поп
росили Эдну сказать Стиву, что она поняла и оценила его
поддержку в тот день.
10. Поддерживайте стабильные, внимательные отношения
между партнёрами. Если это возможно, выберите одну-две модели последовательного заботливого поведения, которой бы партнёры хотели следовать в жизни. Им необходимо развивать новые неэгоцентричные по своей натуре модели поведения, на которые они могут опираться при общении друг с другом. Проверяйте каждую неделю, есть ли какой-то позитивный результат. Здесь важно приз^нать наличие положительных изменений, чтобы не разбираться только в проблемах и патологиях. Например, Стив согласился заправлять утром кровать и не оставлять грязные тарелки на полу в спальне и гостиной. Эдна согласилась каждый день благодарить его за это. Она также согласилась каждую неделю относить его рубашки в химчистку, а он, в свою очередь, тоже согласился благодарить её за работу. На каждом сеансе мы спра-тнивали их, продолжают ли они эту практику заботливого поведения. Не каждая враждебно-зависимая пара охотно согласится выполнять такой тип задания. Некоторые скажут, что вы просите о каких-то незначительных вещах, которые не сыграют никакой роли в общей картине взаимоотношений. Ключ к успеху этого задания лежит в том, как
психотерапевт его представит. Пара, которая говорит, что это - незначительное задание, пытается просто обмануть терапевта, косвенно отвергая подотчётность своих действий. Поэтому важно, чтобы партнёрам передалась твёрдая уверенность психотерапевта в способности пары добиться позитивных изменений в своей жизни и рассказать потом о них. Для того, чтобы избежать отторжения партнёрами необходимости перемен, лучше всего представить предлагаемые изменения в более широком контексте. Например, "Это будет ваша первая попытка действовать единой командой." Некоторые пары хорошо реагируют на предстоящее задание как на вызов; к примеру, "Это даст нам возможность проверить вашу способность к переменам. Мы узнаем легко или трудно вам это даётся." Способствуйте сотрудничеству между партнёрми. Как пример такого сотрудничества можно привести планирование и проведение праздничного обеда, когда супруги совместно решают, что они будут готовить, кто пойдёт в магазин, кто будет делать уборку и т.д. Главная цель здесь - узнать, что могут вместе делать супруги и при этом не поссориться. Успех этого задания возможен только тогда, когда оба партнёра одновременно начнут учиться осознавать и сдерживать свой гнев и конкурентное поведение. Иногда мы рассказываем историю, которая помогает взглянуть на сотрудничество с другой стороны. Один человек умер и, к своему несчастью, оказался в аду. Но первое, что он там увидел, удивило его. Перед ним рядами стояли банкетные столы, ломящиеся от изысканнейших блюд, которые он не мог и вообразить. Он подумал: "И это ад?!" Следующее, что он увидел, также поразило его - истощённые люди среди этого изобилия. Потом он обратил внимание на их смешные руки. Вместо рук у них были очень длинные вилки, такие длинные, что люди могли ими только цеплять еду, но не могли отправить её в рот. Они были обречены вечно голодать на этом пиршестве
Другой человек умер и оказался в раю. Он не удивил^ся, когда увидел перед собой ряды банкетных столов, ломящихся от изысканнейших блюд, но удивился, увидев людей со смешными длинными вилками вместо рук. Однако эти люди выглядели здоровыми, сытыми и счастливыми. Они кормили друг друга. Эту историю можно рассказывать и в других случаях, когда речь идёт о совместных действиях.
12. Развивайте внесемеиные занятия и дружеские отношения. Зачастую у партнёров нет внешних друзей, да и вообще каких-либо отношений вне семьи. Как сказал один клиент: "Зачем нам куда-то с кем-то идти? Всё равно мы ссоримся, одни мы или в компании, так что лучше уж нам ссориться наедине." Серьёзный сдвиг в модели общения этой пары произошёл, когда они согласились посетить занятие в школе бальных танцев, где должы были учиться в буквальном смысле идти в ногу друг с другом и с остальными людьми.
13. Используйте юмор. Если в отношениях отсутствует юмор, все события предстают в мрачном виде, а работа психотерапевта продвигается трудно и медленно. Действительно, основным показателем того, как быстро меняется поведение пары, является их способность относиться с чувством юмора к себе и к своим проблемам. Юмор может быть использован психотерапевтом для гашения конфликта, как рекомедуется в п. 1. Чувство юмора способствует также развитию у клиентов чувства стороннего наблюдателя, позволяющего им объективно оценивать действия партнёра, а не пропускать всё лично через себя.
Все вышеперечисленные методы помогают психотерапевту сдержать или погасить конфликт и создать благоприятную среду для последующей терапии. Однако одних этих методов не достаточно. Основной трудностью при работе с нарциссирующими и пограничными личностями во враждебно-зависимых парах является их неспособность преодолеть ограниченность своих сиюминутных эмоциональных желаний и заглянуть в перспективу. Трудно научиться
видеть лучшее будущее. Каждый человек стоит перед эгоцентрической дилеммой, и у каждого ограничена способность к эмпатии. Эти пары настолько увлечены своими желаниями (чувствовать свою зн