Управленческий цикл и его элементы
Управленческий цикл включает следующие элементы: Сбор, обработку и анализ информации Разработку и принятие решения Реализацию принятого решения Контроль выполнения решения
Информация должна удовлетворять определенным требованиям:
Необходимое и достаточное количество и качество
Достоверность и точность
Своевременность получения информации
Полезность информации
Оптимальные технологические характеристики (плотность размещения, возможность сохранения, скорость обработки и тд.)
Процесс разработки и принятия решения осуществляется в несколько этапов:
1. Диагностика проблемы.
2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения.
3. Формулировка и отбор возможных вариантов решения с помощью прогнозирования и «отсечения» нежелательных вариантов решений.
4. Выбор лучшего, оптимального варианта решения.
5. Реализация решения
6. Контроль за реализацией принятого решения
55. Планирование здравоохранения, принципы и методы. Основные разделы плана здравоохранения. Особенности планирования амбулаторной и стационарной помощи.
Одной из важных и сложных проблем здравоохранения является планирование медицинской помощи населению. План здравоохранения - это составная часть государственного плана экономического и социального развития страны и направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения, как важней шей отросли народного хозяйства.
В условиях перехода к рыночной экономике планирование приобретает рекомендательный характер.
Общественное здоровье и здравоохранение Стомат. ф-т
Основными принципами планированияздравоохранения в России в настоящее время являются:
1. Направленность здравоохранения на достижение конкретных результатов в улучшении здоровья граждан, реализацию заданий Национальной нрофаммы укрепления здоровья;
2. Адекватность финансовых ресурсов здравоохранения для выполнения этой программы
3. Обеспечение социальной справедливости и доступности помощи при реализации государственных гарантий
4. Высокая эффективность использования ресурсов при реализации государственных гарантий за счет оптимизации структуры, объема и технологий медицинской помощи
5. Политическая приемлемость принципов организации системы здравоохранения
6. Приемлемый уровень административных расходов
7. Обеспечение внедрения современных медицинских технологий с высокой эффективностью
Народнохозяйственные планы подразделяют на территориальные и отраслевые. Планы здравоохранения являются прежде всего отраслевыми. По срокам исполнения планы делятся на текущие и перспективные. Текущие планы рассчитаны не 1 год и являются составной частью перспективных планов.
Основные методы планирования:
1. Аналитический метод - используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения медицинским персоналом, больничными койками, вычисляются объемы медицинской помощи
2. Сравнительный метод — составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.
3. Балансовый метод — дозволяет вскрыть намечающиеся диспропорции вовремя выполнения плана, например, балансы подготовки кадров и роста сети лечебно-профилактических учреждений.
4. Нормативный метод - применяется при составлении любого плана, основанного на использова'нии балансового метода. Так, при планировании здравоохранения используются нормы и нормативы потребности населения в медицинской помощи, нормы нагрузки врачей и среднего медицинского персонала.
5. Экономико-математические методы - применяются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана.
План здравоохранения состоит из следующих основных разделов:
а) сеть медицинских учреждений;
б) потребность в подготовке кадров для учреждений здравоохранения;
в) капитальное строительство;
г) капитально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения;
д) бюджет здравоохранения.
При формировании плана учреждения здравоохранения органы управления направляют следующие исходные данные:
1. Контрольные цифры (численность и состав населения, объем выполняемых учреждением медицинских услуг, показатели технического оснащения учреждения, показатели социального развития населения)
2. Государственный заказ (выдается на ввод в действие новых объектов, реконструкцию, техническое обновление действующей сети медицинских учреждений за счет государственных средств и капитальных вложений)
3. Долговременные экономические нормативы (нормативы бюджетного финансирования, нормативы образования фондов заработной платы и фондов материального стимулирования и др.) - должны обеспечить связь общественных интересов с интересами медицинского учреждения
4. Лимиты устанавливают предельные размеры государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов.
Для расчета необходимого количества врачебных должностей е амбу-латорно-поликлинической сети необходимо знать нормативы потребности в посещениях по специальности, численность населения и функции врачебной должности.
Функция врачебной должности (Ф) обусловлена тремя элементами:
Б - нормой нагрузки врача на 1 час приема в поликлинике и 1 час работы на дому
С - число часов работы по графику на приеме и по обслуживанию на дому
Г - числом рабочих дней в году
Ф = (Б х С х Г)амб. + (Б х С х Г) дом.
Расчет плановой функции врачебной должности проводится раздельно по специальностям, так как нормы нагрузки на врача на 1 час приема, помощи на дому, график работы и число рабочих дней в году у врачей различных специальностей неодинаковы.
Число необходимых врачебных должностей (В) можно получить по формуле:
В = (Л х Н) / Ф
Л — норматив количества посещений на одного жителя в год по специальности;
Н — численность населения.
При планировании стационарной помощи сначала формируют сеть больничных учреждений, а затем рассчитывают кадры. За основу норматива при определении потребности в стационарной помощи принято считать уровень госпитализации на 1000 жителей.
Общественное здоровье и здравоохранение Стомат. ф-гп
Потребность населения в стационарной помощи в целом и по отдельным специальностям можно определить по следующей формуле:
К = (АхРхК)/(Дх 100)
К — необходимое число среднегодовых коек на 1000 жителей; Л —уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения; Р — процент госпитализации или процент отбора на госпитализацию из числа обратившихся;
К — средняя длительность пребывания больного на койке; Д — среднегодовая занятость койки.
56. Экономика здравоохранения. Понятия об экономическом эффекте и экономической эффективности. Медицинская и социальная эффективность лечебно-профилактических мероприятий.
В здравоохранении, как и в любой другой области деятельности человека, могут быть выделены профессиональная и экономическая стороны. Профессиональная сторона составляет содержательный аспект медицинской деятельности, экономическая - предполагает хозяйственные формы, в рамках которых совершается данная профессиональная деятельность. От решения экономических проблем здравоохранения зависит успех профессиональной деятельности медицинских работников, решение многих проблем, существующих в настоящее время в этой отрасли хозяйства.
Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности, что в современных условиях имеет существенную научно-практическую значимость.
Следовательно, экономику здравоохранения можно определить, как комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности ч области медицины.
Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности.
Данные отношения делятся на две крупные группы.
Первая группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и тд.). Примером данных отношений может служить система финансирования ЛПУ (включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.).
Вторая группа отношений носит название социально-экономических отношений. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличаются в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.
Методы экономики здравоохранения:
1) Анализ и синтез.В процессе анализа мышление идет от общего к частному, т.е. происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее для выявления наиболее существенных закономерностей. Например, при проведении эксперимента по внедрению новых форм и методов хозяйствования в разных регионах России был накоплен большой конкретный опыт, что требовало углубленного анализа и оценки. На последующем этапе потребовалось применение метода синтеза для того, чтобы выделить общие для всех регионов положительные и отрицательные моменты, наметить дальнейшие пути совершенствования системы управления здравоохранением.
2) Математические и статистические приемыи средства исследования - помогают вскрыть количественную связь экономических переменных. Вскрывая количественные изменения процессов экономика здравоохранения исследует и переход количества в новое качество. Математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.
3) Балансовый методпредставляет собой совокупность приемов экономических расчетов. Они используются для обеспечения строго определенного количественного соотношения, между какими либо составляющими, например, между потребностями и возможностями их удовлетворения, между доходной и расходной частями бюджета и т.д. Метод экономических балансов строится по принципу равенства величин ресурсов и возможностей их использования с учетом создания резервов. Последнее очень важно, т.к. без наличия резервов в условиях резкого дефицита ресурсов тот или иной функциональный блок системы здравоохранения может дать сбой, что чревато серьезными медико-социальными последствиями.
4) Прогнозирование- представляет научное предвидение наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, потребности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического прогресса отрасли и т.д.
5) Хозяйственные эксперименты- являются одним из распространенных в настоящее время методов. Они разумны и необходимы. Поиск тех или иных методов повышения эффективности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений имеет большое практическое значение.
В зависимости от того, на каком уровне внутри системы здравоохранения или вне ее рассматриваются экономические отношения, они могут быть разделены на макро-, микро- и мидиэкономические.
На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением. Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями народного хозяйства.
Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.
На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.