Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.
Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности ЦРБ по отчетным формам № 30и №14.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов
1. ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) показатели заболеваемости
2) демографические показатели
3) показатели трудовой активности населения
4) показатели физического здоровья
5) показатели инвалидности
2. ФАКТОРАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ:
1) генетические
2) природно-климатические
3) уровень и образ жизни населения
4) уровень, качество и доступность медицинской помощи
5) социально-экономические условия
3. ПОКАЗАТЕЛИ СООТНОШЕНИЯ ОТРАЖАЮТ
1) уровень явления
2) обеспеченность
3) структуру коечного фонда
4) динамику численности чего-либо
4. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО:
1) структура по нозологии
2) распределение больных по диагнозам
3) распределение больных по группам здоровья
4) распространенность заболеваний среди населения
5. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЬ:
1) интенсивный
2) экстенсивный
3) соотношения
4) наглядности
6. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ:
1) медицинскую карту амбулаторного больного
2) талон амбулаторного пациента
3) талон на прием к врачу
4) талон на законченный случай временной нетрудоспособности
5) листок нетрудоспособности
7. ЕДИНИЦЕЙ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ В ПОЛИКЛИНИКИ И АМБУЛАТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ КАЖДОЕ:
1) обращение в поликлинику в данном году по поводу заболевания
2) первое в данном году обращение по поводу данного заболевания
3) посещение поликлиники в данном году по поводу данного заболевания
4) посещение поликлиники в жизни по поводу какого-либо заболевания
8. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОСПИТАЛИЗИРОВАННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1) медицинская карта стационарного больного
2) листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара
3) сводная ведомость учета заболеваний, зарегистрированных в районе обслуживания учреждения
4) статистическая карта выбывшего из стационара
5) листок нетрудоспособности с отметкой о стационарном лечении
9. ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ УСТАНОВЛЕНИИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ДИАГНОЗА «АКТИВНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКОГО» ИЗВЕЩЕНИЕ О ВЫЯВЛЕННОМ НЕЭПИДЕМИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАПРАВЛЯЕТСЯ В:
1) МСЧ по месту работы больного
2) центр здоровья
3) противотуберкулезный диспансер
4) непосредственному руководителю больного
5) управление здравоохранением города
10. ВИДОМ ГРУППИРОВКИ БОЛЕЗНЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ И ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ СО ЗДОРОВЬЕМ (МКБ-10), ЯВЛЯЕТСЯ:
1) по этиологии
2) по патогенезу
3) по системам организма
4) по условиям и факторам развития болезни
5) по нозологиям
Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов
«Анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения»
1. Определить по форме № 30:
1.1. Укомплектованность врачами, отдельно рассчитать укомплектованность физическими лицами
1) в целом по ЛПУ и всего по поликлинике
2) участковыми терапевтами
3) хирургами
4) травматологами
1.2. Число посещений на 1 жителя в течение года
1) всего
2) по поводу заболеваний
3) с профилактической целью
1.3. Среднегодовую занятость койки в целом по больнице
1.4. Оборот койки в целом по больнице
2. Определить по форме № 14:
2.1. Среднюю длительность пребывания больного на койке
1) в целом больнице
2) при болезнях системы кровообращения
3) при болезнях органов дыхания
2.2. Летальность
1) в целом по больнице
2) послеоперационную
2.3. Уровень госпитализации в целом по району
2.4. В структуре госпитализированной заболеваемости определить долю следующих заболеваний:
1) органов кровообращения
2) органов дыхания
3) органов пищеварения
4) новообразований
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ, 2009. – 655 с.
2.Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М.: МИА, 2009. – 464 с.
3.Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html
Дополнительная
1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html
2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html
3.Приказ Минздрава России от 01.11.2012 N 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)
Информационный блок
Медицинская помощь сельскому населению оказывается поэтапно. Это вызвано особенностями расселения сельского населения (меньшая плотность населения, чем в городах, рассредоточенность населенных пунктов), спецификой условий организации сельскохозяйственного производства (сезонность основных работ), а также состоянием дорог и связи между населенными пунктами.
Первый этап - сельский врачебный участок, включающий в себя сельскую участковую больницу (СУБ) или врачебную амбулаторию (СВА), фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Сеть этих учреждений строится в зависимости от расположения и величины населенных пунктов, радиуса обслуживания, экономики района, состояния дорог между населенными пунктами.
Амбулаторная медицинская помощь является наиболее массовым видом помощи. Она оказывается в СУБ, СВА и на ФАП. Врачи больницы ведут прием взрослых и детей, оказывают помощь на дому и неотложную помощь.
Численность прикрепленного населения на участках составляет:
- на фельдшерском участке - 1300 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
- на терапевтическом участке - 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (для терапевтического участка, расположенного в сельской местности - 1300 человек взрослого населения);
- на участке врача общей практики - 1200 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше;
- на участке семейного врача - 1500 человек взрослого и детского населения;
- на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в местностях с низкой плотностью населения участки могут быть сформированы с меньшей численностью прикрепленного населения
Рекомендуется обслуживание мобильными медицинскими бригадами в составе медицинской организации для оказания первичной медико-санитарной помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климатогеографических условий.
Наличие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) является одной из особенностей здравоохранения на селе, обусловленной необходимостью приближения медицинской помощи к населению в условиях большого радиуса обслуживания участковой больницы (СУБ) или СВА и невысокой плотности расселения сельских жителей.
Заведующим ФАП является фельдшер.
Приложение № 15
Приказ Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н
Врачебной амбулатории
Врачебная амбулатория организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, а доврачебной в рамках оказания неотложной медицинской помощи населению.
Врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.
Врачебная амбулатория обеспечивается автомобилями скорой медицинской помощи класса А.
Структура врачебной амбулатории и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит врачебная амбулатория, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов.
В структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:
регистратура;
процедурная;
кабинеты врачей;
кабинет медицинской профилактики;
клиническая лаборатория;
биохимическая лаборатория
Во врачебной амбулатории может организовываться кабинет (отделение) доврачебной помощи, кабинет (отделение) неотложной медицинской помощи, дневной стационар.
Основными задачами врачебной амбулатории являются:
диагностика и лечение острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений и других состояний;
осуществление диспансерного наблюдения за больными хроническими заболеваниями;
осуществление мероприятий по медицинской реабилитации;
устранение угрожающих жизни состояний с последующей организацией медицинской эвакуации в медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь в сопровождении медицинского работника врачебной амбулатории либо бригадой скорой медицинской помощи;
оказание неотложной медицинской помощи больным при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи, с последующим направлением к врачу-специалисту медицинской организации, в зоне ответственности которой находится данная врачебная амбулатория;
посещение пациента в случаях, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение);
направление пациентов в медицинские организации для оказания первичной специализированной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в случаях, предусмотренных порядками оказания отдельных видов медицинской помощи (по профилям);
организация стационара на дому;
активное выявление злокачественных новообразований и предопухолевых заболеваний и направление больных с подозрением на злокачественные новообразования в первичные онкологические кабинеты;
осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни;
осуществление мероприятий по медицинской профилактике, включая организацию школ здоровья для больных с социально значимыми неинфекционными заболеваниями и лиц с высоким риском их возникновения, обучение населения правилам оказания первой помощи, направление на консультацию по вопросам ведения здорового образа жизни;
осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
выявление курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя; оказание медицинской помощи лицам, курящим и избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные медицинские организации;
Работа врачебной амбулатории должна организовываться по сменному графику, обеспечивающему оказание медицинской помощи в течение всего дня, а также предусматривать оказание неотложной медицинской помощи в выходные и праздничные дни.
Приложение № 13
приказ Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ВРАЧЕБНОЙ АМБУЛАТОРИИ
№ п/п | Наименование должности | Рекомендуемый норматив |
1. | Заведующий врачебной амбулаторией - врач | при наличии до 3 должностей врачей - вместо 0,5 должности фельдшера; при наличии более 3 должностей врачей -1 должность |
2. | Врач-терапевт участковый (врач-терапевт цехового врачебного участка, фельдшер (при возложении функции лечащего врача)) | 1 должность на 1700 человек взрослого населения |
3. | Медицинская сестра врача-терапевта участкового | 1 должность на 1 должность врача- терапевта участкового (врача-терапевта цехового врачебного участка, фельдшера), врача-специалиста (за исключением врача акушера-гинеколога) |
4. | Врач-хирург | 1 должность на 10 000 человек |
5. | Врач акушер-гинеколог | 1 должность на 2200 женщин |
6. | Акушерка | 1 должность на 1 врача акушера-гинеколога |
7. | Старшая медицинская сестра | при наличии до 3 должностей медсестер вместо 0,5 должности медсестры; при наличии более 3 должностей медсестер - 1 должность |
8. | Медицинская сестра процедурной | 1 должность на 3000 человек взр. и детского населения |
9. | Санитар | 1 должность на 4 должности врача-терапевта или врача-педиатра |
10. | Сестра-хозяйка | 1 должность |
Примечание: 1. Настоящие рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.2. В районах Крайнего Севера, в местностях с низкой плотностью населения число должностей медицинского персонала может исчисляться из меньшей численности прикрепленного населения, с сохранением штатных должностей врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых, медицинских сестер врача общей практики, фельдшеров (акушерок) в полном объеме.
ВТОРОЙ ЭТАП - РАЙОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ во главе с центральной районной больницей (ЦРБ). К учреждениям 2-го этапа относятся также районные больницы, диспансеры и отделения, медико-санитарные части. Эти учреждения находятся, как правило, в районном центре (городе или селе).
Основным звеном в системе организации медицинской помощи сельским жителям является центральная районная больница(ЦРБ), в которой оказывается квалифицированная специализированная медицинская помощь по основным её видам жителям всего района. В ее структуре – поликлиника и стационар.
Стационарная помощь сельскому населению в ЦРБ оказывается по 10-20 и более специальностям. Если ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать специализированную помощь по какому-либо профилю, то на базе ЦРБ организуются специализированные отделения по различным профилям, на которых возлагаются функции межрайонного специализированного отделения или центра.
В структуре ЦРБ функционируют поликлиника и стационар.
Организационная структура стационара:
· управление,
· профильные отделения стационара,
· административно-хозяйственная часть (АХЧ).
К управлению относятся главный врач, его заместители, главная медсестра, а также канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека, страховые отделы, работающие со страховыми медицинскими организациями и др.;
Стационар состоит из приемного отделения (централизованное или децентрализованное), профильных отделений, оперативного блока, лечебно-диагностической службы – лаборатории, кабинеты (ЭКГ, рентген и др.), аптеки и патологоанатомического отделения. К АХЧ относятся пищеблок, склады, прачечная, дезинфекционная камера, технический отдел, транспорт и др.
В современных больницах большинство палат должно быть 1-2-х местными, ряд палат – 3-х местными и небольшая доля палат – 4-х местными.
Приемное отделение
Пути поступление пациентов в стационар:
по направлению врачей из ЛПУ внебольничного типа (внеплановая госпитализация),
в экстренном порядке (по скорой помощи),
путем перевода из другого стационара,
самостоятельно обратившись в приемное отделение («самотек»).
Задачи:
· Прием больных, постановка диагноза и решение вопроса о необходимости госпитализации;
· Регистрация больных и учет их движения в стационаре;
· Медицинская сортировка больных;
· Оказание при необходимости неотложной МП;
· Санитарная обработка больных(в ряде случаев);
· Выполнение функции справочного центра о состоянии больных.
В приемном отделении ведется журнал приема на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения о количестве свободных мест в отделениях.
Здравоохранение района возглавляет главный врач района,он же является главным врачом ЦРБ. Основные задачи ЦРБ:
- оперативное и организационно-методическое руководство всеми лечебно-профилактическими учреждениями района;
- обеспечение населения района и районного центра квалифицированной медицинской помощью;
- планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;
- разработка и осуществление мероприятий по повышению качества медицинской помощи и улучшению здоровья населения.
На так называемом «приписном» участке, т.е. на участке расположенном вокруг ЦРБ, нет сельской участковой больницы (СУБ) или сельской врачебной амбулатории (СВА), так как в них нет необходимости, их функции выполняет сама ЦРБ.
Главный врач района выполняет следующие основные функции:
- осуществляет руководство деятельностью ЦРБ, отвечает за профилактическую, лечебную, диагностическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность медицинских учреждений района;
- руководит работой всех учреждений здравоохранения района;
- несет ответственность за организацию и уровень здравоохранения района;
В своей работе главный врач ЦРБ опирается на своих заместителей:
- по медицинскому обслуживанию населения (МОН) района, который заведует организационно-методическим кабинетом ЦРБ;
- по детству и родовспоможению - при числе населения 70 000 и более - вместо должности районного педиатра;
- по медицинской части.
Главный врач использует следующие организационные формы руководства:
1. Медицинский совет при главном враче ЦРБ;
2. Оргметодкабинет ЦРБ;
3. деятельность районных специалистов;
4. Совет медсестер;
5. Общественный совет.
Функции организационно-методического кабинета:
- анализ основных показателей состояния здоровья и деятельности медицинских учреждений района (показатели общей и младенческой смертности, заболеваемости, травматизма, инвалидности, летальности, показатели деятельности амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов);
- организация выездов врачей-специалистов в сельские врачебные участки для консультаций и оказания практической помощи в профилактической и лечебно-диагностической работе;
- разработка мероприятий по повышению качества медицинской помощи;
- организация мероприятий по повышению квалификаций медицинского персонала.
Основные статистические учетные формы по стационару:
1. Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара Ф. № 77/у-02
2. Медицинская карта стационарного больного Ф. № 003/у;
3. Статистическая карта выбывшего из стационара Ф. № 66-у-02
Основные показатели деятельности стационара:
1. Качественные:
· летальность;
· расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов;
· исходы лечения и осложнения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению
Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,
экономика здравоохранения
Специальность – 31.05.02 - Педиатрия
Курс – 4
Семестр – 7
Количество часов – 4
Уфа
Тема:«Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому» населению подготовлена на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 05.07.2013г., актуализированной в 2016 году.
Рецензенты:
1. Павлова М.Ю.- доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.
2. Киреева Э.Ф. - доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.
Автор:
Азаматов Р.Ш., доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.
Утверждение на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06. 2016г.
1.Тема и ее актуальность:«Организация стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению».В условиях реформирования здравоохранения изучение основных принципов и особенностей организации стационарной медицинской помощи и медицинской помощи сельскому населению представляется важным в обучении студентов.
2. Учебные цели: овладение навыками анализа деятельности медицинских организаций, оказывающих стационарную медицинскую помощь и медицинскую помощь сельскому населению.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен
знать:
-систему организации стационарной медицинской помощи, отбор пациентов;
- стационар замещающие технологии;
- основные этапы организации медицинской помощи сельскому населению;
- нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций;
- задачи, структуру, показатели деятельности медицинских организаций;
- уровни и систему оказания специализированной медицинской помощи сельскому населению.
Для формирования профессиональных компетенций студент долженвладеть и уметь:
- пользоваться нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению;
- анализировать показатели деятельности врачей и медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению;
- применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и в период производственной практики;
-методами анализа и оценки показателей деятельности медицинских организаций по отчетным формам;
- навыками работы с нормативными и законодательными актами в области охраны здоровья населения РФ;
-и овладеть следующими компетенциями ( ПК-17, ПК-18).
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки:
- система организации стационарной медицинской помощи, отбор пациентов;
- стационар замещающие технологии;
- особенности организации медицинской помощи сельскому населению;
- приоритетные направления развития здравоохранения на селе;
- этапы оказания медицинской помощи сельскому населению;
- структура сельского врачебного участка.
- при каких условиях создаются ФАП в населенных пунктах?
- организация работы сельской участковой больницы (СУБ) и сельской врачебной амбулатории (СВА);
- основные задачи фельдшерско-акушерского пункта (ФАП);
- методы организационно-методического руководства и контроля участковым врачом за деятельностью ФАП;
- структура центральной районной больницы (ЦРБ);
- основные функции организационно-методического кабинета (ОМК) ЦРБ;
- особенности организации межрайонных специализированных отделений (центров);
- структура, республиканских (областных, краевых) больниц;
- основные функции организационно-методического отдела (организационно-экономического отдела) республиканских больниц.
- организация работы отделения экстренной планово-консультативной помощи в республиканской больнице.
- регулирование потока пациентов в консультативной поликлинике республиканской больницы.
4. Вид занятия:практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа
6. Оснащение: ситуационные задачи, методические пособия, тестовые задания, годовые отчеты по форме №30 и №14, калькуляторы, компьютеры.
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, необходимых для усвоения темы занятия.
7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по расчету и анализу показателей деятельности ЦРБ (задание прилагается).
7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы
7.5. При подведении итогов занятия преподаватель указывает на типичные ошибки студентов, оценивает выполненные задания.
Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.
Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности ЦРБ по отчетным формам № 30и №14.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов
1. ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) показатели заболеваемости
2) демографические показатели
3) показатели трудовой активности населения
4) показатели физического здоровья
5) показатели инвалидности
2. ФАКТОРАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ:
1) генетические
2) природно-климатические
3) уровень и образ жизни населения
4) уровень, качество и доступность медицинской помощи
5) социально-экономические условия
3. ПОКАЗАТЕЛИ СООТНОШЕНИЯ ОТРАЖАЮТ
1) уровень явления
2) обеспеченность
3) структуру коечного фонда
4) динамику численности чего-либо
4. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО:
1) структура по нозологии
2) распределение больных по диагнозам
3) распределение больных по группам здоровья
4) распространенность заболеваний среди населения
5. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЬ:
1) интенсивный
2) экстенсивный
3) соотношения
4) наглядности
6. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ УЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ:
1) медицинскую карту амбулаторного больного
2) талон амбулаторного пациента
3) талон на прием к врачу
4) талон на законченный случай временной нетрудоспособности
5) листок нетрудоспособности
7. ЕДИНИЦЕЙ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ОБРАЩАЕМОСТИ В ПОЛИКЛИНИКИ И АМБУЛАТОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ КАЖДОЕ:
1) обращение в поликлинику в данном году по поводу заболевания
2) первое в данном году обращение по поводу данного заболевания
3) посещение поликлиники в данном году по поводу данного заболевания
4) посещение поликлиники в жизни по поводу какого-либо заболевания
8. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОСПИТАЛИЗИРОВАННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1) медицинская карта стационарного больного
2) листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара
3) сводная ведомость учета заболеваний, зарегистрированных в районе обслуживания учреждения
4) статистическая карта выбывшего из стационара
5) листок нетрудоспособности с отметкой о стационарном лечении
9. ПРИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ УСТАНОВЛЕНИИ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ДИАГНОЗА «АКТИВНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКОГО» ИЗВЕЩЕНИЕ О ВЫЯВЛЕННОМ НЕЭПИДЕМИЧЕСКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАПРАВЛЯЕТСЯ В:
1) МСЧ по месту работы больного
2) центр здоровья
3) противотуберкулезный диспансер
4) непосредственному руководителю больного
5) управление здравоохранением города
10. ВИДОМ ГРУППИРОВКИ БОЛЕЗНЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ И ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ СО ЗДОРОВЬЕМ (МКБ-10), ЯВЛЯЕТСЯ:
1) по этиологии
2) по патогенезу
3) по системам организма
4) по условиям и факторам развития болезни
5) по нозологиям
Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов
«Анализ деятельности лечебно-профилактического учреждения»
1. Определить по форме № 30:
1.1. Укомплектованность врачами, отдельно рассчитать укомплектованность физическими лицами
1) в целом по ЛПУ и всего по поликлинике
2) участковыми терапевтами
3) хирургами
4) травматологами
1.2. Число посещений на 1 жителя в течение года
1) всего
2) по поводу заболеваний
3) с профилактической целью
1.3. Среднегодовую занятость койки в целом по больнице
1.4. Оборот койки в целом по больнице
2. Определить по форме № 14:
2.1. Среднюю длительность пребывания больного на койке
1) в целом больнице
2) при болезнях системы кровообращения
3) при болезнях органов дыхания
2.2. Летальность
1) в целом по больнице
2) послеоперационную
2.3. Уровень госпитализации в целом по району
2.4. В структуре госпитализированной заболеваемости определить долю следующих заболеваний:
1) органов кровообращения
2) органов дыхания
3) органов пищеварения
4) новообразований